Бакалавриат
2020/2021
Медиакультура
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс обязательный (Культурология)
Направление:
51.03.01. Культурология
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
60
Программа дисциплины
Аннотация
Темы курса дают представление о развитии культурно значимых медиа-технологий, влиятельных медиа-теориях XX-XXI вв., проблемах использования медиа, актуальных для современной культуры, знакомят с современными исследованиями в сфере медиа.
Цель освоения дисциплины
- Развитие у учащихся теоретических представлений об истории взаимодействия культуры и меняющихся и взаимодействующих средств коммуникации (медиа) и ознакомление студентов с теориями, посвященными современным медиа, подходами и методами их изучения, актуальными для культурологических исследований.
Планируемые результаты обучения
- Знание основных работ ведущих теоретиков в области теории и истории медиа.
- Умение разбираться в основных проблемах культуры и социальной жизни с точки зрения задействованных средств и технологий коммуникации.
- Умение работать с источниками и литературой по историко-культурологической проблематике, оперировать культурологическими категориями.
- Владение навыками применения категории современных исследований в сфере медиа в дискуссиях.
Содержание учебной дисциплины
- Медиакультура: основные понятия и термины.История рефлексии о медиа. Тематизация медиа в социально-гуманитарных науках.
- Проблематизация «новизны» в истории медиа. Понятие ре-медиации.Голос и речь в истории коммуникации. «Устность» как тип культуры. Ренессанс словесноакустического способа организации сообществ в XX – начале XXI вв. Культурная история звука. Понятие звукового ландшафта. Sound studies. Аудиокультура XIX – начала XXI вв.: основные технические этапы и социальные эффекты.
- Формы и механизмы аудиовизуального синтеза.Конвергенция изображения и звука в экранной культуре (кинематограф и его предшественники). Перформативность звука. Роль звука в авангардном искусстве первой трети XX в. Медиальность звука: опыт современного искусства.
- Социальная история медиа XX в.: эпоха радио.Радио в системе средств массовой информации. Радио и становление советского мифа. Радио и новые медиа.
- Социальная история медиа XX в.: эпоха телевиденияИстория телевидения как технического средства связи и формы художественного выражения. Телевизионный способ конструирования события. Понятие формата. Интернет: новые перспективы вещания.
- Феномен Интернета в контексте истории сетевых форм организации сообществ.Сеть как определение организации сообществ. История Интернета. Интернет и выстраивание социальных связей.
- Современные направления исследований медиакультуры.Internet studies, audience studies, communication studies.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.6 * Активность на семинарах + 0.4 * Письменный экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Мир современных медиа / Черных А. - М.:ИД Тер. будущего, 2007. - 312 с.: 70x100 1/16. - (Университетская библиотека Александра Погорельского) ISBN 5-91129-037-5
Рекомендуемая дополнительная литература
- Медиа. Введение: Учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарно-социальным специальностям (020000) и специальностям «Связи с общественностью» (350400) и «Реклама» (350700) / Под ред. А. Бриггза, П. Кобли ; Пер. с англ. [Ю.В. Никуличева]. — 2-е изд. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 550 с. — (Серия «Зарубежный учебник») - ISBN 978-5-238-00960-7. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028522