• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Современные методы исследования культуры

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Культурология)
Направление: 51.03.01. Культурология
Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Кукулин Илья Владимирович, Максимова Алиса Сергеевна
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

Этот курс позволяет узнать о методах, которые используются в сегодняшних исследованиях культуры и позволяют интерпретировать тексты и визуальные объекты. Первая часть курса поможет слушателям научиться анализировать тексты самого разного типа: поэтические, песенные, масскультную прозу, медийные (включая рекламные) и политико-философские, —— а также позволит обсудить проблемы критического изучения текстуальных исторических источников.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дать студентам, которые работают над ВКР и готовятся к выходу во «взрослую» академическую жизнь, представления о новейших методологических дискуссиях в культурологии и смежных дисциплинах, и научить их рефлексировать о границах применимости каждого из существующих методов. Первая часть курса посвящена анализу текстов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет базовыми знаниями о роли интерпретации текстов в современной культуре и базовыми навыками классификации жанров и типов текста.
  • Владеет базовыми знаниями о методах анализа массовой литературы и о количественном анализе литературных текстов и базовыми навыками анализа формульных текстов.
  • Владеет базовыми знаниями об истории понятий.
  • Владеет базовыми знаниями о специфике стихотворного текста и песенной лирики (в том числе и рэп-текстов) и базовыми навыками их анализа.
  • Владеет базовыми знаниями о различных видах медийных текстов, о специфике их бытования и рецепции и базовыми навыками их анализа.
  • Владеет базовыми знаниями о специфике текстуальных исторических источников и базовым инструментарием их анализа.
  • Владеет базовыми знаниями об особенностях эгодокументов и о методологических дискуссиях, связанных с анализом советских эгодокументов, и базовыми навыками анализа таких текстов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Текст как одно из ключевых понятий современной культуры. Коммуникативное значение текста.
    Текст как одно из ключевых понятий современной культуры. Коммуникативное значение текста. Анализ текста как фундаментальная операция современной культуры. Письменный характер текста как его сущностная характеристика. Формирование представлений о тексте в истории культуры. «Книга Природы». Представление о роли письменности (Платон, Дж. Вико, М. Маклюэн) и книгопечатания (М.Ж.А.Н. Кондорсэ, Б. Андерсон). Современные представления о роли книги в развитии текстуальности: Фредерик Барбье. Метафоричность употребления понятия «текст» применительно к большому количеству неписьменных практик. Достоинства и недостатки формулировки Жака Деррида «Ничего вне текста». «Вторичная устность» (по Уолтеру Онгу) и размывание границ между устным и письменным текстом в современной культуре. Разнообразие текстов и типов их рецепции. Понятие нарратива. Нарративные модели и пакты автора с читателем. Эгодокументы. Франсуа Лежён. Леона Токер. Хейден Уайт.
  • История понятий.
    История понятий: континентальная и Кембриджская школы.
  • Анализ медийного текста.
    Анализ медиа. Сочетание социокультурного (контекстуализирующего) и «имманентного» анализа медийного текста. Текст как интерфейс (по Льву Мановичу).
  • Анализ поэтического и песенного текста. Текст и перформанс.
    Специфика стихотворного текста. Теории и практики перформанса. Анализ поэтического и песенного текста. Текст и перформанс.
  • Анализ эгодокументов. Структурирование субъекта с помощью нарратива. Дискуссии о «советском субъекте».
    Анализ эгодокументов. Структурирование субъекта с помощью нарратива. Дискуссии о «советском субъекте». Психоаналитический и марксистский подходы к литературе.
  • Анализ текста как исторического источника. Атрибуция, датировка, текстология.
    Специфика текстуальных исторических источников. Базовый инструментарий анализа текста как исторического источника. Атрибуция, датировка, текстология.
  • Массовая литература и массовое чтение.
    Массовая литература и массовое чтение. Выбор художественного текста для анализа как операция приписывания ценности. «Сильное» представление о художественном тексте как репрезентация «классики», того, что изучают (в школе или нет). Концепция формульной литературы по Дж. Кавелти; соотношение формул массовой культуры и топосов традиционной литературы, по Э.Р. Курциусу. Формулы в устном тексте (по гипотезе Перри—Лорда) и «формулы» в письменном. Клише и их проблематизация в сериалах. Методы изучения массовой литературы. Методы дигитального анализа литературы: Франко Моретти.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинаре
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * Активность на семинаре + 0.25 * Экзамен + 0.25 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Доброхотов А.Л. - Философия культуры - Издательский дом Высшей школы экономики - 2016 - 557с. - ISBN: 978-5-7598-1191-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/100169
  • Истоки современной политической мысли: В 2 томах Том1: Эпоха Ренессанса / Скиннер К. - М.:Дело РАНХиГС, 2018. - 464 с.: 60x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-7749-1313-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/982649

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Berry, D. M., & Fagerjord, A. (2017). Digital Humanities : Knowledge and Critique in a Digital Age. Cambridge, UK: Polity. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1535814