Магистратура
2020/2021
Системная семейная терапия в работе с парой - от субличностей к сексуальным дисгармониям
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Системная семейная психотерапия)
Направление:
37.04.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
2-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Прогр. обучения:
Системная семейная психотерапия
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
36
Программа дисциплины
Аннотация
Настоящая дисциплина относится к циклу психологических дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих магистерскую подготовку. В процессе изучения дисциплины студенты осваивают основные постулаты и методологические принципы каждого подхода, историю его создания, основные методы и техники, которые в нем применяются. Затем в тренинге студенты осваивают на практике методики и техники работы с парами. Цель освоения этой дисциплины- привить студентам навыки системной работы с субличностями;навыки системного мышления и системной работы при работе с парами с низким сексуальным влечением и сексуальными дисфункциями, способность понимать специфику данной работы, владеть техниками и практическими методами при работе с соответствующими сложностями в паре, а также при обращении одного из супругов.
Цель освоения дисциплины
- Цель освоения этой дисциплины- привить студентам навыки системной работы с субличностями;навыки системного мышления и системной работы при работе с парами с низким сексуальным влечением и сексуальными дисфункциями, способность понимать специфику данной работы, владеть техниками и практическими методами при работе с соответствующими сложностями в паре, а также при обращении одного из супругов.
Планируемые результаты обучения
- В результате освоения материала студент должен знать философию, постулаты, методические принципы и историю неоклассических и интегративных системных семейных подходов. Обладать навыками системного мышления при работе с проблемами супружеских пар
- Планируемые результаты обучения (ПРО), подлежащие контролю: в результате освоения материала студент может вести полилог в ситуации эмоциональной напряженности, взаимодействует с парой, находящейся в стрессе и нуждающейся в помощи. Понимает основные механизмы проявление низкого сексуального влечения и связанных с ним конфликтов. Способен разработать базу для дальнейшей работы с каждой конкретной парой, используя системное мышление и специальные техники.
- В процессе освоения материала студент осваивает навык ведения терапевтического интервью с парой. Умеет проводить разъяснительную работу и предлагать интервенции, опираясь на антидифицитарную модель низкого сексуального влечения в паре. Умеет отслеживать цикл низкого сексуального влечения в паре, способен сформировать и запланировать предписания техник, домашних заданий для клиентов и прямых поведенческих ритуалов.
- Знать философию, постулаты, методические принципы, а также место системной семейной терапии субличностей в ряду прочих системных подходов. Выдвигать системные гипотезы, опираясь на означенную модель, формулировать предписания и домашние задания для пар, а также в индивидуальном приеме, опираясь на модель «Селф» и «Частей/Субличностей». Быть способным вести прием и проводить разъяснительную работу для клиентов, опираясь на модель системной семейной терапии субличностей.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1.Вводная лекция. Представление о неоклассичеких и интегративных подходах в системной семейной психотерапии низкого влечения и сексуальных сложностей в парах. Понятие функции и места симптома. Понятие гипноза проблемы. Понятие культурных и исторических особенностей, обусловивших терапию. Сравнение классической дефицитарной и современной антидифицетарной моделей.
- Тема 2.Классическая терапия низкого влечения в паре. Подход Мастерс и Джонсон и Хелен Сингер Каплан.
- 2.1. История возникновения классической терапии низкого влечения в паре и ранние принципы работы.Принципы работы и методологические установки классической системной психотерапии низкого влечение в паре. Понятие функции симптома как центрального концепта в работе Мастерс и Джонсон. Сексуальное просвещение и техники работы с низким сексуальным влечением по Хелен Сингер Каплан.
- 2.2. Циркулярное интервью и сбор информации при работе с низким сексуальным влечением в парах.Диагностика проблемы, предъявляемой парой. Циркулярное интервью, проясняющие вопросы, клинические карты. Разбор цикла взаимодействия вокруг симптома.
- 2.3. Способы подачи обратной связи.Домашние задания - программа упражнений на "чувственное фокусирование". 8-недельная программа Мастерс и Джонсон. Чувственное фокусирование как метод и домашнее задание.
- Тема 3.Современный этап системной семейной терапии низкого влечения в паре.
- 3.1 Основные модели системной семейной терапии низкого влечения в паре в настоящее время. Антидифицитарный подход к функции симптома.
- 3.2 Модель Клемента: Первый, второй и третий этапы системной семейной психотерапии низкого сексуального влечения в паре. Использование индивидуального сексуального профиля. Работа с фантазиями. Шесть уровней дифференциации по Шнарху.
- 3.3. Техники работы в современных моделях системной семейной терапии низкого влечения в паре. Использование клинических карт и опросников. Шкалирование. Четырехчастная модель работы с фантазиями и желаниями. Техника "закрытых конвертов" как метафоры супружеского взаимодействия. Техника "супружеская хореография". Переструктурирование симптома.
- Тема 4.Системная семейная терапия субличностей по Ричарду Шварцу при работе с супружескими парами и индивидуальным запросом.
- 4.1. История возникновения системной семейной терапии субличностей. Основные постулаты, принципы работы и методологические установки. Понятие «Селф» («Самости») и «Частей» как внутренней семейной системы.
- 4.2. Применение системной семейной терапии субличностей при работе с супружеским конфликтом, терапии низкого влечения в паре и при индивидуальных запросах. Диагностика проблемы, предъявляемой парой или клентом.
Элементы контроля
- Коллоквиум по Теме.1Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
- Коллоквиум по Теме 2.Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
- Коллоквиум по Теме 3.Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
- Коллоквиум по Теме 4.Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
- Письменный тест
- Беседа с преподавателем
- Коллоквиум по Теме.1Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
- Коллоквиум по Теме 2.Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
- Коллоквиум по Теме 3.Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
- Коллоквиум по Теме 4.Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
- Письменный тест
- Беседа с преподавателем