Бакалавриат
2020/2021





Информационные системы и технологии в публичном управлении
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Государственное и муниципальное управление)
Направление:
38.03.04. Государственное и муниципальное управление
Кто читает:
Департамент политики и управления
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
48
Программа дисциплины
Аннотация
Курс «Информационные системы и технологии в публичном управлении» направлен на то, чтобы дать студентам всесторонние теоретические знания и практические навыки использования информации и информационных технологий в государственном секторе. Он охватывает все этапы работы с информацией - от ее сбора и анализа до надлежащего представления сути в доступных формах (визуализация данных). Студенты выполняют ряд практических задач - от анализа статистических данных с учетом их ограничений до проведения самостоятельного исследования материалов СМИ. Курс ориентирован на современный управленческий опыт и обучает студентов поиску данных, их критической оценке и перепроверке.
Цель освоения дисциплины
- Получение студентами системных знаний и компетенций в сферах сбора, обработки, анализа, использования и распространения информации органами государственной власти и местного самоуправления.
- Усвоение предметных компетенций в вопросах информационного поиска и использования информационных технологий в системе государственного и муниципального управления.
Планируемые результаты обучения
- Знать основные задачи и направления внедрения современных информационных технологий в управленческую деятельность
- Знать основные исторические вехи процесса внедрения информационных технологий в управленческий процесс в России и за рубежом
- Знать основные информационные базы и информационные системы, используемые в отечественной системе государственного и муниципального управления, принципы их работы и ограничения использования, наиболее распространенные проблемы и сбои их функционирования; уметь их использовать, в том числе, перекрестно
- Знать и использовать источники официальных статистических и открытых данных, уметь конвертировать их в читаемый формат и использовать в работе, в т.ч., визуализировать, анализировать и пр.
- Использовать агрегаторы СМИ для оценки публичного образа ППО, органа власти или явления
- Знать принципы и методы автоматической категоризации массивов качественных данных (текстов)
- Уметь находить, перекрестно сопоставлять данные из различных информационных систем и определять методические и содержательные причины их несоответствия
- Иметь навыки (приобрести опыт) обработки больших массивов количественных и качественных данных
Содержание учебной дисциплины
- История ИТ, основные понятия курса, актуальность изученияИнформационные технологии (ИТ) в системе государственного и муниципального управления. Информационные революции. Определение информации. Свойства информации. Информационное общество. Информатизация. Документ. Информационные технологии. Развитие ИТ. Информация для принятия решения о направлении развития территории. Способы предоставления ин-формации. Базы данных. Экспертные системы. СППР. Ситуационные центры. Электронный документооборот. Интеллектуальный анализ данных. Геоинформация.
- Российские государственные программы, направленные на развитие ИТФЦП «Электронная Россия» (2002 – 2010). Стратегия развития информационного общества в РФ. Конфиденциальность информации. Персональные данные. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011 – 2020). Открытое Правительство. Государственная Программа Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)». Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Концепция создания и функционирования национальной системы управления данными.
- Развитие отечественной системы сбора данныхКогда и почему государство начинает укреплять и расширять статистические работы? Земская статистика и церковный учет. Центральный статистический комитет МВД РФ. Система органов статистики советского времени. Современные потоки статистической информации – организация сбора показателей. Муниципальная и ведомственная статистика.
- Способы и ограничения сбора информации органами властиПолулегальность муниципальной и ведомственной статистика. Дисбаланс полномочий. Неравномерность информационного обеспечения. Межведомственный информационный обмен. Качество кадрового обеспечения. Методологические проблемы переписей и потенциал ИТ. Территориальная привязка населения. Изолированность ведомств.
- Современные технологии анализа СМИ, текстовые и объектные способы поискаТекстовый и объектный поиск. Агрегаторы СМИ (Интегрум, Скан-Интерфакс, Public.ru, Lexis-Nexis и проч.) – возможности и ограничения систем. Медиа-аналитика, возможности использования социальных сетей.
- Систематизация информационного пространства на основе онтологийУтроение сущности исследуемого объекта с целью выявить предмет и метод, которыми он был выявлен/сформирован. Представление онтологий с помощью веерных матриц. Классификация с помощью данного аппарата. Система «Гитика». Экспликация связей из Википедии». Кластеризация информационного пространства.
Элементы контроля
- Домашнее задание N 1. Обращение в ФОИВ с запросом информации
- Домашнее задание N 2. Поиск бесхозяйного объекта или статистической коллизии
- Домашнее задание N 3. Составление картограмм распределения 8 факторов производства в субъекте РФ
- Домашнее задание N 4. Проведение медиа-исследования (с использованием Public или Factiva)
- Устный экзамен (2 вопроса по содержанию курса)Проводится на платформе Zoom. Студенту предоставляется 4 вопроса, из которых он выбирает любые 2 и отвечает на них без подготовки. (На комиссии студенту предоставляется 2 фиксированных вопроса)
- Активность на семинарских занятиях
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.21 * Активность на семинарских занятиях + 0.07 * Домашнее задание N 1. Обращение в ФОИВ с запросом информации + 0.07 * Домашнее задание N 2. Поиск бесхозяйного объекта или статистической коллизии + 0.14 * Домашнее задание N 3. Составление картограмм распределения 8 факторов производства в субъекте РФ + 0.21 * Домашнее задание N 4. Проведение медиа-исследования (с использованием Public или Factiva) + 0.3 * Устный экзамен (2 вопроса по содержанию курса)
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- МОЛЯРЕНКО ОЛЬГА АНДРЕЕВНА. (2014). Муниципальная статистика и проблемы сбора информации местной властью. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.952A920B
- МОЛЯРЕНКО, О. А. (2019). Формирование государственной статистики: взгляд «снизу». ECO, (10), 8–34. https://doi.org/10.30680/ECO0131-7652-2019-10-8-34
Рекомендуемая дополнительная литература
- Gorelov, V. I. (2018). Information Technologies in Public Administration. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsarx&AN=edsarx.1805.12107
- Razvan Ion Chitescu. (2015). The informational systems in the public administration. HOLISTICA Journal of Business and Public Administration, (1), 67. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.urn.urnste.v6y2015i2p67.75