Магистратура
2020/2021
Цифровая экономика
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс по выбору (Менеджмент в СМИ)
Направление:
42.04.05. Медиакоммуникации
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
2-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Давыдов Сергей Геннадьевич
Прогр. обучения:
Менеджмент в СМИ
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
Цифровая экономика – это, с одной стороны, концепт 1990-х годов, связанный с теориями информационного общества, цифровой революции и новых медиа, а с другой стороны – масштабный государственный мегапроект, реализация которого началась в России в 2016 году. В рамках учебной дисциплины цифровая экономика рассматривается как комплексный социальный феномен через оптику междисциплинарных подходов.
Цель освоения дисциплины
- Цель курса – сформировать у слушателей представления о текущем состоянии, основных сегментах и направлениях развития российской и глобальной цифровой экономики, а также направлениях и методах ее изучения.
Планируемые результаты обучения
- Знает ведущих исследователей и теории цифровой экономики
- Знает структуру глобальной цифровой экономики, направления ее развития.
- Имеет представление о государственной политике России в сфере цифровой экономики, особенностях ее развития.
- Имеет представление о месте и значении цифровой грамотности в цифровой экономики, методах ее измерения и основных российских и зарубежных проектах по ее изучению.
- Знает основные подходы к регулированию цифровой экономики в мире, а также особенности российского законодательства в данной области.
- Имеет представление о роли и направлениях трансформации системы образования в условиях цифровой экономики.
Содержание учебной дисциплины
- Цифровая экономика как теоретический концепт.Возможные определения цифровой экономики. Цифровая экономика в контексте теорий постиндустриального, информационного и сетевого общества. Биты против атомов (Н. Негропонте). Концепция цифровой экономики Д. Тапскотта. Развитие теории цифровой экономики в XXI в.
- Сегменты цифровой экономики. Цифровая экономика в мире.Основные сегменты цифровой экономики. Ведущие цифровые экономики зарубежных стран, их особенности. Глобальные исследователи и исследования цифровой экономики. Современные тенденции развития цифровой экономики.
- Цифровая экономика России: состояние и тенденции развития.Исследования цифровой экономики в России (BCG, РАЭК/НИУ ВШЭ, McKinsey и др.). Особенности развития различных национальных сегментов цифровой экономики. Государственные программы в области развития цифровой экономики. Российский медийный дискурс цифровой экономики.
- Цифровая грамотность и ее измерение.Концепция цифровой грамотности П. Гилстера (1997). Цифровая грамотность и ее «сестры» (медиаграмотность, компьютерная грамотность, информационная грамотность и т.д.). Международные исследования цифровой грамотности. Измерения цифровой грамотности в России.
- Регулирование цифровой экономики.Основные направления и проблемы регулирования цифровой экономики. Государственное регулирование и саморегулирование. Развитие законодательной базы в сфере цифровой экономики в России и ее особенности.
- Цифровая экономика и образование.Институциональная трансформация системы образования в условиях цифровой экономики. Цифровое образование и его сегменты. Особенности развития цифрового образования в России.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)Итоговая оценка округляется по арифметическим правилам.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Методы социальных исследований : группы организации и бизнес, Браймен, А., 2012
- Экономическая социология : учеб. пособие для вузов, Радаев, В. В., 2005
Рекомендуемая дополнительная литература
- Власть коммуникации, Кастельс (Кастеллс), М., 2017
- Теория отраслевых рынков : практикум : учеб. пособие, Юсупова, Г. Ф., 2012