Бакалавриат
2020/2021
Авторское документальное кино: основы режиссуры
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление:
42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Бурцев Юрий Аркадьевич
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
50
Программа дисциплины
Аннотация
Важно, что кино и документальное в частности, устанавливает связь и взаимодействует с различными типами аудитории и делает это сегодня на самых разных платформах. Миллионы пользователей ежедневно просматривают различные документальные проекты в интернете и многие из них годами не теряют своей актуальности. С одной стороны, кино можно рассматривать как продолжающуюся дискуссию – академическую или нет – которая поднимает важные и актуальные вопросы в определенный исторический момент жизни общества. Этот дискурс, как правило, рассматривает различные стороны человеческого бытия. С другой стороны, кино - это средство коммуникации. Гораздо более осмысленной, чем вирусные ролики. И это один из самых важных аспектов программы связанный с возможностью предложить новые альтернативные ощущения взамен тех, чувствительность к которым была снижена другими, информационными медиа.
Цель освоения дисциплины
- Приобретение студентами знаний по истории и теории документального кино, а также изучение основ драматургии документального фильма.
- Изучение различного рода классификаций: типов, жанров и стилей документального кино, а также методов документальной съемки.
- Соединение теоретических знаний с навыками работы продюсера, сценариста, режиссера и оператора.
Планируемые результаты обучения
- Снимает документальный фильм.
- Заполняет заявку на производство документального фильма.
- Снимает этюд-наблюдение за объектом.
Содержание учебной дисциплины
- Природа документального кино. Продюсирование документального фильма, основные платформы для размещения.Документальный кинематограф основан на осмыслении социальных конфликтов и фактов жизни с помощью образной ленты изображения, помогающей процессу осмысления. Жизнь как материал документального фильма. Документ как отпечаток времени. Наблюдение как главный инструмент. Но каждый автор видит (наблюдает) по-своему. Мы не можем создавать искусство без осознания собственной творческой индивидуальности. Но творческая индивидуальность как раз и есть то, что мы пытаемся найти, создавая те или иные произведения искусства. Взгляд на реальность поможет найти свои темы. У каждого из нас есть несколько основных тем. Эти темы могут быть исключительно личными, но разумная и профессиональная работа над ними вызовет глубокий зрительский интерес и обеспечит Автору поле деятельности на всю жизнь. Но нужно объяснить себе зачем я хочу поделиться своим наблюдением.
- Различные подходы в формировании жанров документального кино.Дзига Вертов: киножурналы, агитфильмы. Теория «киноправды», «киноглаз», «жизнь врасплох», «синхронность». Фильм «Человек киноаппаратом»: разнообразие методов съемки. Эсфирь Шуб: биография и творчество. Метод перемонтажа. Михаил Ромм и его фильм «Обыкновенный фашизм». Архивные фильмы. Роман Кармен. Ефим Учитель. Кинорепортаж. Киножурнал. Фильм-исследование. Социальная драма «На десять минут старше».
- Стилевые направления в документальном кино: эпический, психологический, поэтический кинематограф. Фильм портрет.Психологический кинематограф 60-х годов как особый феномен. Показ героя в момент «неигры». Тяга к «необработанному» факту. Фильмы-репортажи, фильмы-анкеты, психологические эссе. Поэтический кинематограф Бориса Галантера (пастораль «Шаговик, или «Косынка»). Элегии Александра Сокурова. Фильмы притчи Виктора Касаковского, Вима Вендорса «Соль Земли», французского режиссер-документалист, общественника Ян Артус-Бертран «Человек».
- Методы кинонаблюдения. Хроника жизни (хроника отношений), хроника событий.Луи и Огюст Люмьеры, Андрей Дранков («Ясная Поляна»), Джон Грирсон («Рыбачьи суда») Грирсон провозгласил тезис о том, что “документальный фильм является творческой интерпретацией современной действительности”. Роберт Флаэрти и его «Нанук с Севера». Приемы ведения рассказа.
- Авторский субъективизм.Методика «спровоцированной ситуации» «На десять минут старше» и «деликатная камера». Активная камера и Майкл Мур.
- Телевизионная документалистика.Документальное кино на телевидении. Документальный телефильм. Творчество Л.Парфенова, А.Пономарева, К.Гордеевой. Принципы серийности в документальном телекино. Телепередачи о документальном кино: «Смотрим, обсуждаем» «Документальная камера», Творчество Николая Картозия, Елены Погребижской.
- Работа над сценарием документального фильма.Понятие – кинодраматургия. Основные элементы драматургии. Фильм как осуществленная гипотеза. Сценарий для документального фильма – заявка.
- Идея, сюжет, фабула, герой, пространство, контекст. Конфликт, действие, диалог. Структура сценария, композиция, эпизодыСценарий – литературное произведение, но в документальном кино это предположение записанное в виде: 1. Размышления автора на заданную тему с последующим созданием изобразительного ряда (режиссером) 2. Описание событий и ситуаций в жизни героев в предполагаемом контексте и трансформациях. 3. Описание эксперимента и ожидаемых результатов. 4. Создание рабочего тритмента фильма.
- Понятие режиссура документального кино.Режиссер ведет изыскания по теме, собирает и руководит съемочной группой, определяет содержание фильма, составляет расписание съемок, руководит съемкой, монтирует, озвучивает и завершает фильм. Часто в группе нет продюсера, тогда режиссер берет на себя и его обязанности. Рабочая гипотеза как необходимость. Нельзя начать путешествие, не выбрав направления и конечной цели. Любая гипотеза в начале подготовки фильма лучше, чем эмоциональное возбуждение, сопровождающее отсутствие конкретного мнения о предмете. Развитие, конфликт и противостояние. Один абсолютно необходимый элемент документалистики-динамика внутренней жизни фильма. Лучший способ не упустить основные моменты в развитии — снимать само изменение ситуации, постепенное решение тех или иных проблем. Определение порядка действий. В необходимости составить список последовательности действий в будущем фильме не следует сомневаться. Режиссерская заявка от Майкла Рабиргера.
- Рождение образа из исследования факта.Единое целостное произведение должно нести в себе общий образ. Режиссер отвечает за на вопрос как его создать. Герц Франк и его формула создание образа. Артур Пелешян и его «дистанционный монтаж». Собирательный образ. Соответствие темы действия формы.
- Съемка и последующий монтаж документального фильма.Съемка эпизодов и отдельных сцен. Уместность операторских решений. Черновой монтаж и логика повествования с учетом драматической структуры.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Aufderheide, P. (2007). Documentary Film: A Very Short Introduction. Oxford: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=220918
- Миф и жизнь в кино: Смыслы и инструменты драматургического языка: Справочное пособие / Талал А. - М.:Альпина нон-фикшн, 2018. - 394 с.: 60x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-91671-777-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1002629
- Муратов С. А. - ВСТРЕЧНАЯ ИСПОВЕДЬ. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ С ДОКУМЕНТАЛЬНЫМ ГЕРОЕМ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 171с. - ISBN: 978-5-534-08558-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/vstrechnaya-ispoved-psihologiya-obscheniya-s-dokumentalnym-geroem-434633
Рекомендуемая дополнительная литература
- Киноискусство России: опыт позитивной антропологии : монография / А.C. Брейтман. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 185 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/monography_597f39070d9257.58623888. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/883004