• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Культура и искусство изучаемого региона (Корея)

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Востоковедение)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 8
Контактные часы: 132

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен истории классического и современного искусства Кореи. Cтуденты знакомятся с художественной традицией Кореи, начиная с периода Трех государств, учатся интерпретировать содержание произведений искусства, исходя из того, что каждое творение – это часть своего времени и эпохи. История корейского искусства представлена в контексте исторических событий. Рассматривается, как религиозные представления и мировоззренческие установки выражались в архитектуре, скульптуре, живописи, декоративно-прикладном искусстве. Отдельное внимание уделяется классической живописи, в частности особенностям техники, сюжетному содержанию, студенты получают навыки дешифровки произведений, учатся смотреть и ценить картины корейских мастеров. Рассматривается, как корейские художники знакомились с западными художественными направлениями и техникой, как развивалось искусство на протяжении 20 столетия. Пути развития искусства представлены в контексте исторических событий. Отдельно студентам предложено проследить, как на протяжении 20 века и сегодня корейские художники решали и решают вопрос поиска и сохранения культурной самобытности. Пререквизиты: уверенное владение английским языком для чтения научных и научно-популярных текстов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • - сформировать знания о генезисе корейского визуального искусства;
  • - сформировать и развить навыки исследования в области истории и теории развития корейской культурно-художественной традиции, в том числе становления традиционных визуальных форм изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
  • - развить умение и навыки осуществления сравнительного анализа культурных ценностей и эстетических приоритетов на различных историко-культурных этапах развития Кореи;
  • - сформировать представления об основных особенностях и способах визуализации ценностей материальной, социальной и духовной культуры Кореи;
  • - развить у студентов навыки системного подхода к изучению основных особенностей и закономерностей визуального искусства и художественной культуры Кореи; сформировать умение осуществлять качественный анализ артефактов художественной культуры Кореи.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Воспроизводит хронологию истории корейской культуры.
  • Формулирует особенности корейской художественной программы и эстетики.
  • Применяет основы критического чтения статей, посвященных теме. Анализирует статьи на английском языке, посвященной теме.
  • Анализирует и интерпретирует памятники с учетом исторического контекста.
  • Анализирует и интерпретирует основные памятники буддийского искусства и керамики периода.
  • Интерпретирует памятники периода с учетом исторического и социального контекста.
  • Выделяет особенностей художественной программы культуры Пэкче.
  • Применяет навыки критического чтения. Анализирует совместно с преподавателем статьи на английском языке по теме.
  • Анализирует и интерпретирует основные памятники буддийской культуры и декоративно-прикладного творчества.
  • Анализирует статьи на заданную тему.
  • Анализирует и интерпретирует памятников с учетом исторического и социального контекста.
  • Анализирует и интерпретирует памятники культурного наследия периода.
  • Описывает основы буддийской иконографии.
  • Формулирует особенности строения буддийских пагод и их типизации.
  • Выявляет основы иконографии монохромной и полихромной светской живописи.
  • Объясняет особенности техник и материалов придворной живописи и живописи художников-интеллектуалов;
  • Объясняет особенности развития пейзажной живописи периода.
  • Формулирует специфику жанра портрета.
  • Воспроизводит основы конфуцианской эстетики.
  • Пишет эссе на заранее выбранную тематику.
  • Анализирует и интерпретирует памятники с учетом исторического и социального контекста.
  • Применяет навыки критического чтение статьи на английском языке
  • Описывает основные тенденций современного южнокорейского искусства.
  • Пишет эссе на заданную тему.
  • Применяет навыки критического чтения статей на заданную тему.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Вводная лекция
    Цели и задачи дисциплины. Хронология. Общие характеристики эстетической программы корейцев.
  • Искусство первой половины 20 века
  • Современное искусство Южной Кореи
  • Искусство периода Трех Государств. Искусство Пэкче (III-VII вв.)
    Общая характеристика периода, основные исторические события и даты. Общие характеристики визуального искусства Пэкче. Буддийское искусство. Бронзовые и каменные статуи, формирование национальной традиции. Маэбуль. Улыбка Пэкче. Буддийская архитектура: монастырь Мирыкса и каменная пагода Мирыксасоктхап. Гробницы и стенопись гробниц. Освоение и перерабатывание художественной традиции Когуре. Кирпичные гробницы. Керамика. Ритуальные сосуды: черная керамика, керамика на высоких ножках и подставках. Художественно оформленные кирпичи и черепица монастырей и гробниц. Прикладное искусство: короны из гробницы вана Мурён и Большая курильница Пэкчэ.
  • Искусство периода Трех Государств. Искусство Когурё (III-VII вв.)
    Общая характеристика периода, основные исторические события и даты. Общие характеристики искусства Когурё, искусство как отражение воинственности государства. Керамика. Желтая и серая керамика. Сосуд с орнаментальной сеткой, сосуды с широким горлышком и ручками. Бронзовая утварь. Ритуальная чаша года Ыльмёнен. Черепица монастырей и дворцов. Архитектура: дворцы, крепости, гробницы. Гробницы двух типов: пирамидальные курганы. Стенопись гробниц Когурё: периодизация, основные сюжеты, религиозны представления жителей Когурё, отраженные в рисунках. Буддийское искусство: бронзовые статуи, влияние Северного Китая и начало формирование собственной художественной традиции.
  • Искусство периода Трех Государств. Искусство Силла и Гая (III-VII вв.)
    Общая характеристика периода, основные исторические события и даты. Общие характеристики художественной традиции Силла. Принятие буддизма и формирование буддийских канонов. Буддийское искусство. Бронзовые статуи. Созерцающий Будда (Мирык). Развитие канона и его расцвет – Созерцающий Мирык в трехлопасной диадеме и Созерцающий Мирык (нац. сокровище номер 78) – жемчужины буддийского искусства КП. Каменная скульптура. Будда Амитабха с предстоящими. Пагода Пунхванса. Прикладное искусство. Керамика позднего периода Силла, чаши на высоких ножках, подставки, сосуды скульптурной формы и их символика. Сравнение керамики Силла с гончарной традицией Гая. Черепица. Шесть больших золотых корон, золотые пояса, символика.
  • Искусство Корё (IX – XIV вв.)
    Общая характеристика периода, основные исторические события и даты. Основные характеристики художественной традиции искусства Корё. Живопись буддийская и светская. Буддиская живопись: особенности художественного метода, сюжеты (Изображение Авалокитешвары, Амитабхи, Кшитигарбха одиночные и с предстоящими), иконография. Светская живопись: зарождение мунинхва «живописи интеллектуалов», первые пейзажи. Начало портретной традиции. Конфуцианство и портрет. Три этапа буддийской скульптуры: периодизация, особенности, от натурализма к упрощению и обратно. Керамика: 4 этапа развития селадонов. Основные характеристики каждого периода. Особенности технического производства. Техника сангам – взлет корейского гончарного искусства.
  • Искусство Чосон (династии Ли)
    Общая характеристика периода, основные исторические события и даты. Основные характеристики художественной традиции искусства Чосон. Искусство раннего Чосон. Переход от буддизма к конфуцианству. Заимствование китайской художественной традиции и формирование национальной, основанной на конфуцианской догматике символики. Керамика пунчхон: поиск нового языка. Этапы и основные характеристики (мотивы) керамики пунчхон. Живопись академическая (придворная) и мунинхва «живопись интеллектуалов». Основные сюжеты, иконография. Заимствование и перерабатывание китайских изобразительных техник. Пейзажи Ан Гёна, Кан Хиана. Портреты сановников, художественный канон и их иконография. Средний период искусства Чосон. Белая керамика, особенности, мотивы, этапы развития. Типы подглазурной росписи. Пейзажи Ли Санчжва, Ким Мёнгука. Жанр «цветы-птицы», работы Ли Ама и Син Саимдан, Ли Чжона, Ли Чжина. Искусство XVIII века. Движение сирхак «за реальные знания» и поиск новых выразительных средств и сюжетов. Пейзажная живопись чингёнсансухва «изображение реальных пейзажей», работы Чон Сона, Ким Хондо и др. Бытовой жанр и его первый мастер Син Юнбок. Искусство позднего Чосон (XIX век). Живопись: отказ от реализма. Творчество Чан Сынопа, Ким Чжонхи, Чо Хверёна и др. Храмовая и дворцовая архитектура Чосон. Храм Хеинса, Хваамса, Кымсанса. Дворец Кёнбоккун, Чхандоккун и др. Буддийское искусство Чосон. Пагоды и скульптура.
  • Искусство Объединенной Силла (VII- IX вв.)
    Общая характеристика периода, основные исторические события и даты. Основные характеристики художественной традиции ОС. Золотой век буддийского искусства. Слияние художественный традиций Трех государств. Буддийская архитектура. Монастыри Камынса, Пульгукса. Государственная религиозная политика и её отражение в буддийской архитектуре. Пещерный храм Соккурам и его символика. Пагоды: три периода. Формирование национальной традиции каменных пагод, новый канон. Пагоды храмов Камынса, Пульгукса, Хваомса, Ёнган. Новый тип пагоды – пагода для захоронения останков монахов. Каменные светильники и пьедесталы для стел. Бронзовые и каменные изображения будды. Три периода буддийской скульптуры. От реализма и естественности к условности. Керамика. Ритуальная утварь. Погребальные урны с штампованными узорами. Первые попытки создания сосудов, покрытых глазурью. Черепица, основные мотивы и символика.
  • Искусство периода неолита и бронзового века
    Рождение искусства на Корейском полуострове. Керамика неолита, периодизация, особенности каждого этапа. Гребенчатая керамика. Керамика с налепленным узором. Начало формирования эстетической программы, ее особенности на примерах керамических памятников. Сравнение керамики периода неолита в Китае, Японии и Корее. Наскальная живопись Пангудэ, Чхончхонни и Кэчжимен и религиозные представления древних корейцев. Ритуальная керамика бронзового века (красная керамика, керамика с рисунком в виде баклажанов, черная керамика). Изделия из бронзы. Дольмены и церемониал захоронения.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий эссе
    Тему эссе студент формулирует самостоятельно, после чего тема утверждается преподавателем. В процессе работы над эссе преподаватель дает студенту задания, отслеживая тем самым ход работы. Сроки сдачи эссе в 2 модуле - 15 декабря, во втором модуль - 15 мая. Преподаватель проверяет эссе, на последнем занятии возвращает студенту работу с комментариями. После сроков сдачи эссе не принимаются, в ведомость преподаватель выставляет 0 баллов. Студенты, обучающиеся дистанционно получают проверенную работу в программе MC Teams.
  • неблокирующий письменный экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме. Для студентов, обучающихся дистанционно, экзамен проводится на платформе MC Teams и ZOOM. К экзамену необходимо подключиться за 5 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: подключение к интернету, установка программы MC Teams, ZOOM. Камера должна быть включена во время сдачи экзамена. Для участия в экзамене студент обязан: за пять минут до начала зайти в раздел "задания" в группе "Культура и искусство Кореи" в MC Teams и подключиться к конференции в ZOOM. Во время экзамена студентам запрещено: пользоваться телефоном. Во время экзамена студентам разрешено: выполнять задания. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается 3 минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается более 5 минут. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи проводится в устной форме.
  • неблокирующий тест
    Тесты проводятся после каждой пройденной темы. Студенты, обучающиеся дистанционно, выполняют тест в программе MC Teams.
  • неблокирующий работа на семинарах
    Отсутствующий на семинаре студент получает оценку 0, которую может исправить, выполнив задание преподавателя в письменном виде. Студенты, обучающиеся дистанционно, загружают выполненные задания в группу в системе MS Teams.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * письменный экзамен + 0.3 * работа на семинарах + 0.1 * тест + 0.3 * эссе
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * письменный экзамен + 0.3 * работа на семинарах + 0.1 * тест + 0.3 * эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Искусство Кореи с древнейших времен до конца ХIХ века, Глухарева, О. Н., 1982

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ahn, E. Y. (2015). When was modernism in Korean Art? Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.87BC1A29
  • Art of the Korean Renaissance, 1400 - 1600, Lee, S., 2009
  • Bae, M., & Dimitriadis, G. (2015). Travelling home(s): contemporary Korean art after the postcolonial. Discourse: Studies in the Cultural Politics of Education, 36(3), 314–328. https://doi.org/10.1080/01596306.2014.901786
  • Cho, M.-J. (2016). The Void’s fonctions in the Korean contemporary Art. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.BAF46B3A
  • Contemporary South Korean society : a critical perspective, , 2014
  • Hwang, I. (2019). Through the Eyes of a Painter: Re-visioning Eighteenth-century Traditional Korean Paintings by Jeong Seon in Virtual Environments. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edssch&AN=edssch.oai%3aescholarship.org%2fark%3a%2f13030%2fqt3v1991qb
  • Kim, Y. (2016). Korea’s Search for a Place in Global Art History. Art Bulletin, 98(1), 7. https://doi.org/10.1080/00043079.2015.1074842
  • Korean art and design, , 1992
  • Korean art from the 19th century to the present, Horlyck, C., 2017
  • Korean eye : contemporary Korean art, , 2010
  • Muhn, B. (2018). North Korean Art : Paradoxical Realism. Irvine, CA: Seoul Selection. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1945356
  • Pathways to Korean culture : paintings of the Joseon Dynasty, 1392-1910, Jungmann, B., 2014
  • Владыки старой Кореи, Симбирцева, Т. М., 2012