Бакалавриат
2020/2021
Культура и искусство изучаемого региона (Корея)
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Востоковедение)
Направление:
58.03.01. Востоковедение и африканистика
Кто читает:
Школа востоковедения
Где читается:
Факультет мировой экономики и мировой политики
Когда читается:
2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Хохлова Елена Анатольевна
Язык:
русский
Кредиты:
8
Контактные часы:
132
Программа дисциплины
Аннотация
Курс посвящен истории классического и современного искусства Кореи. Cтуденты знакомятся с художественной традицией Кореи, начиная с периода Трех государств, учатся интерпретировать содержание произведений искусства, исходя из того, что каждое творение – это часть своего времени и эпохи. История корейского искусства представлена в контексте исторических событий. Рассматривается, как религиозные представления и мировоззренческие установки выражались в архитектуре, скульптуре, живописи, декоративно-прикладном искусстве. Отдельное внимание уделяется классической живописи, в частности особенностям техники, сюжетному содержанию, студенты получают навыки дешифровки произведений, учатся смотреть и ценить картины корейских мастеров. Рассматривается, как корейские художники знакомились с западными художественными направлениями и техникой, как развивалось искусство на протяжении 20 столетия. Пути развития искусства представлены в контексте исторических событий. Отдельно студентам предложено проследить, как на протяжении 20 века и сегодня корейские художники решали и решают вопрос поиска и сохранения культурной самобытности. Пререквизиты: уверенное владение английским языком для чтения научных и научно-популярных текстов.
Цель освоения дисциплины
- - сформировать знания о генезисе корейского визуального искусства;
- - сформировать и развить навыки исследования в области истории и теории развития корейской культурно-художественной традиции, в том числе становления традиционных визуальных форм изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
- - развить умение и навыки осуществления сравнительного анализа культурных ценностей и эстетических приоритетов на различных историко-культурных этапах развития Кореи;
- - сформировать представления об основных особенностях и способах визуализации ценностей материальной, социальной и духовной культуры Кореи;
- - развить у студентов навыки системного подхода к изучению основных особенностей и закономерностей визуального искусства и художественной культуры Кореи; сформировать умение осуществлять качественный анализ артефактов художественной культуры Кореи.
Планируемые результаты обучения
- Воспроизводит хронологию истории корейской культуры.
- Формулирует особенности корейской художественной программы и эстетики.
- Применяет основы критического чтения статей, посвященных теме. Анализирует статьи на английском языке, посвященной теме.
- Анализирует и интерпретирует памятники с учетом исторического контекста.
- Анализирует и интерпретирует основные памятники буддийского искусства и керамики периода.
- Интерпретирует памятники периода с учетом исторического и социального контекста.
- Выделяет особенностей художественной программы культуры Пэкче.
- Применяет навыки критического чтения. Анализирует совместно с преподавателем статьи на английском языке по теме.
- Анализирует и интерпретирует основные памятники буддийской культуры и декоративно-прикладного творчества.
- Анализирует статьи на заданную тему.
- Анализирует и интерпретирует памятников с учетом исторического и социального контекста.
- Анализирует и интерпретирует памятники культурного наследия периода.
- Описывает основы буддийской иконографии.
- Формулирует особенности строения буддийских пагод и их типизации.
- Выявляет основы иконографии монохромной и полихромной светской живописи.
- Объясняет особенности техник и материалов придворной живописи и живописи художников-интеллектуалов;
- Объясняет особенности развития пейзажной живописи периода.
- Формулирует специфику жанра портрета.
- Воспроизводит основы конфуцианской эстетики.
- Пишет эссе на заранее выбранную тематику.
- Анализирует и интерпретирует памятники с учетом исторического и социального контекста.
- Применяет навыки критического чтение статьи на английском языке
- Описывает основные тенденций современного южнокорейского искусства.
- Пишет эссе на заданную тему.
- Применяет навыки критического чтения статей на заданную тему.
Содержание учебной дисциплины
- Вводная лекцияЦели и задачи дисциплины. Хронология. Общие характеристики эстетической программы корейцев.
- Искусство первой половины 20 века
- Современное искусство Южной Кореи
- Искусство периода Трех Государств. Искусство Пэкче (III-VII вв.)Общая характеристика периода, основные исторические события и даты. Общие характеристики визуального искусства Пэкче. Буддийское искусство. Бронзовые и каменные статуи, формирование национальной традиции. Маэбуль. Улыбка Пэкче. Буддийская архитектура: монастырь Мирыкса и каменная пагода Мирыксасоктхап. Гробницы и стенопись гробниц. Освоение и перерабатывание художественной традиции Когуре. Кирпичные гробницы. Керамика. Ритуальные сосуды: черная керамика, керамика на высоких ножках и подставках. Художественно оформленные кирпичи и черепица монастырей и гробниц. Прикладное искусство: короны из гробницы вана Мурён и Большая курильница Пэкчэ.
- Искусство периода Трех Государств. Искусство Когурё (III-VII вв.)Общая характеристика периода, основные исторические события и даты. Общие характеристики искусства Когурё, искусство как отражение воинственности государства. Керамика. Желтая и серая керамика. Сосуд с орнаментальной сеткой, сосуды с широким горлышком и ручками. Бронзовая утварь. Ритуальная чаша года Ыльмёнен. Черепица монастырей и дворцов. Архитектура: дворцы, крепости, гробницы. Гробницы двух типов: пирамидальные курганы. Стенопись гробниц Когурё: периодизация, основные сюжеты, религиозны представления жителей Когурё, отраженные в рисунках. Буддийское искусство: бронзовые статуи, влияние Северного Китая и начало формирование собственной художественной традиции.
- Искусство периода Трех Государств. Искусство Силла и Гая (III-VII вв.)Общая характеристика периода, основные исторические события и даты. Общие характеристики художественной традиции Силла. Принятие буддизма и формирование буддийских канонов. Буддийское искусство. Бронзовые статуи. Созерцающий Будда (Мирык). Развитие канона и его расцвет – Созерцающий Мирык в трехлопасной диадеме и Созерцающий Мирык (нац. сокровище номер 78) – жемчужины буддийского искусства КП. Каменная скульптура. Будда Амитабха с предстоящими. Пагода Пунхванса. Прикладное искусство. Керамика позднего периода Силла, чаши на высоких ножках, подставки, сосуды скульптурной формы и их символика. Сравнение керамики Силла с гончарной традицией Гая. Черепица. Шесть больших золотых корон, золотые пояса, символика.
- Искусство Корё (IX – XIV вв.)Общая характеристика периода, основные исторические события и даты. Основные характеристики художественной традиции искусства Корё. Живопись буддийская и светская. Буддиская живопись: особенности художественного метода, сюжеты (Изображение Авалокитешвары, Амитабхи, Кшитигарбха одиночные и с предстоящими), иконография. Светская живопись: зарождение мунинхва «живописи интеллектуалов», первые пейзажи. Начало портретной традиции. Конфуцианство и портрет. Три этапа буддийской скульптуры: периодизация, особенности, от натурализма к упрощению и обратно. Керамика: 4 этапа развития селадонов. Основные характеристики каждого периода. Особенности технического производства. Техника сангам – взлет корейского гончарного искусства.
- Искусство Чосон (династии Ли)Общая характеристика периода, основные исторические события и даты. Основные характеристики художественной традиции искусства Чосон. Искусство раннего Чосон. Переход от буддизма к конфуцианству. Заимствование китайской художественной традиции и формирование национальной, основанной на конфуцианской догматике символики. Керамика пунчхон: поиск нового языка. Этапы и основные характеристики (мотивы) керамики пунчхон. Живопись академическая (придворная) и мунинхва «живопись интеллектуалов». Основные сюжеты, иконография. Заимствование и перерабатывание китайских изобразительных техник. Пейзажи Ан Гёна, Кан Хиана. Портреты сановников, художественный канон и их иконография. Средний период искусства Чосон. Белая керамика, особенности, мотивы, этапы развития. Типы подглазурной росписи. Пейзажи Ли Санчжва, Ким Мёнгука. Жанр «цветы-птицы», работы Ли Ама и Син Саимдан, Ли Чжона, Ли Чжина. Искусство XVIII века. Движение сирхак «за реальные знания» и поиск новых выразительных средств и сюжетов. Пейзажная живопись чингёнсансухва «изображение реальных пейзажей», работы Чон Сона, Ким Хондо и др. Бытовой жанр и его первый мастер Син Юнбок. Искусство позднего Чосон (XIX век). Живопись: отказ от реализма. Творчество Чан Сынопа, Ким Чжонхи, Чо Хверёна и др. Храмовая и дворцовая архитектура Чосон. Храм Хеинса, Хваамса, Кымсанса. Дворец Кёнбоккун, Чхандоккун и др. Буддийское искусство Чосон. Пагоды и скульптура.
- Искусство Объединенной Силла (VII- IX вв.)Общая характеристика периода, основные исторические события и даты. Основные характеристики художественной традиции ОС. Золотой век буддийского искусства. Слияние художественный традиций Трех государств. Буддийская архитектура. Монастыри Камынса, Пульгукса. Государственная религиозная политика и её отражение в буддийской архитектуре. Пещерный храм Соккурам и его символика. Пагоды: три периода. Формирование национальной традиции каменных пагод, новый канон. Пагоды храмов Камынса, Пульгукса, Хваомса, Ёнган. Новый тип пагоды – пагода для захоронения останков монахов. Каменные светильники и пьедесталы для стел. Бронзовые и каменные изображения будды. Три периода буддийской скульптуры. От реализма и естественности к условности. Керамика. Ритуальная утварь. Погребальные урны с штампованными узорами. Первые попытки создания сосудов, покрытых глазурью. Черепица, основные мотивы и символика.
- Искусство периода неолита и бронзового векаРождение искусства на Корейском полуострове. Керамика неолита, периодизация, особенности каждого этапа. Гребенчатая керамика. Керамика с налепленным узором. Начало формирования эстетической программы, ее особенности на примерах керамических памятников. Сравнение керамики периода неолита в Китае, Японии и Корее. Наскальная живопись Пангудэ, Чхончхонни и Кэчжимен и религиозные представления древних корейцев. Ритуальная керамика бронзового века (красная керамика, керамика с рисунком в виде баклажанов, черная керамика). Изделия из бронзы. Дольмены и церемониал захоронения.
Элементы контроля
- эссеТему эссе студент формулирует самостоятельно, после чего тема утверждается преподавателем. В процессе работы над эссе преподаватель дает студенту задания, отслеживая тем самым ход работы. Сроки сдачи эссе в 2 модуле - 15 декабря, во втором модуль - 15 мая. Преподаватель проверяет эссе, на последнем занятии возвращает студенту работу с комментариями. После сроков сдачи эссе не принимаются, в ведомость преподаватель выставляет 0 баллов. Студенты, обучающиеся дистанционно получают проверенную работу в программе MC Teams.
- письменный экзаменЭкзамен проводится в письменной форме. Для студентов, обучающихся дистанционно, экзамен проводится на платформе MC Teams и ZOOM. К экзамену необходимо подключиться за 5 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: подключение к интернету, установка программы MC Teams, ZOOM. Камера должна быть включена во время сдачи экзамена. Для участия в экзамене студент обязан: за пять минут до начала зайти в раздел "задания" в группе "Культура и искусство Кореи" в MC Teams и подключиться к конференции в ZOOM. Во время экзамена студентам запрещено: пользоваться телефоном. Во время экзамена студентам разрешено: выполнять задания. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается 3 минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается более 5 минут. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи проводится в устной форме.
- тестТесты проводятся после каждой пройденной темы. Студенты, обучающиеся дистанционно, выполняют тест в программе MC Teams.
- работа на семинарахОтсутствующий на семинаре студент получает оценку 0, которую может исправить, выполнив задание преподавателя в письменном виде. Студенты, обучающиеся дистанционно, загружают выполненные задания в группу в системе MS Teams.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.3 * письменный экзамен + 0.3 * работа на семинарах + 0.1 * тест + 0.3 * эссе
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.3 * письменный экзамен + 0.3 * работа на семинарах + 0.1 * тест + 0.3 * эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Искусство Кореи с древнейших времен до конца ХIХ века, Глухарева, О. Н., 1982
Рекомендуемая дополнительная литература
- Ahn, E. Y. (2015). When was modernism in Korean Art? Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.87BC1A29
- Art of the Korean Renaissance, 1400 - 1600, Lee, S., 2009
- Bae, M., & Dimitriadis, G. (2015). Travelling home(s): contemporary Korean art after the postcolonial. Discourse: Studies in the Cultural Politics of Education, 36(3), 314–328. https://doi.org/10.1080/01596306.2014.901786
- Cho, M.-J. (2016). The Void’s fonctions in the Korean contemporary Art. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.BAF46B3A
- Contemporary South Korean society : a critical perspective, , 2014
- Hwang, I. (2019). Through the Eyes of a Painter: Re-visioning Eighteenth-century Traditional Korean Paintings by Jeong Seon in Virtual Environments. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edssch&AN=edssch.oai%3aescholarship.org%2fark%3a%2f13030%2fqt3v1991qb
- Kim, Y. (2016). Korea’s Search for a Place in Global Art History. Art Bulletin, 98(1), 7. https://doi.org/10.1080/00043079.2015.1074842
- Korean art and design, , 1992
- Korean art from the 19th century to the present, Horlyck, C., 2017
- Korean eye : contemporary Korean art, , 2010
- Muhn, B. (2018). North Korean Art : Paradoxical Realism. Irvine, CA: Seoul Selection. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1945356
- Pathways to Korean culture : paintings of the Joseon Dynasty, 1392-1910, Jungmann, B., 2014
- Владыки старой Кореи, Симбирцева, Т. М., 2012