Магистратура
2020/2021
Клинический психоанализ. Техника и практика психоаналитической психотерапии
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Психоанализ и психоаналитическая психотерапия)
Направление:
37.04.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Россохин Андрей Владимирович
Прогр. обучения:
Психоанализ и психоаналитическая психотерапия
Язык:
русский
Кредиты:
2
Контактные часы:
36
Программа дисциплины
Аннотация
Основной целью освоения дисциплины является формирование представлений студентов об основных теоретических и практических проблемах современного психоанализа. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «История и теория психоанализа», «Психоаналитическая патопсихология». Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: • Иметь представление об основных современных психоаналитических школах • Понимать тенденции развития психоанализа в России и за рубежом • Понимать проблемы и задачи современной психоаналитической практики.
Цель освоения дисциплины
- Основной целью освоения дисциплины является формирование представлений студентов об основных теоретических и практических проблемах современного психоанализа.
Планируемые результаты обучения
- В результате освоения дисциплины студент должен: • Иметь представление о современных теоретических проблемах психоанализа. • Иметь представление о современных практических проблемах психоанализа. • Уметь участвовать в разрешении мировоззренческих, социальных и личностно значимых проблем • Уметь анализировать, верифицировать, оценивать полноту информации в ходе профессиональной деятельности и работать в условиях неопределённости.
- В результате освоения дисциплины студент должен: • Способен рефлексировать освоенные способы деятельности. • Уметь организовать самостоятельную проектную, научную, исследовательскую, консультационную и прикладную деятельность на основе правовых и профессиональных норм и обязанностей. • Уметь вести письменную и устную коммуникацию на русском (государственном) и иностранном языке в рамках профессионального и научного общения.
- В результате освоения дисциплины студент должен: • концепции, модели, методы, способы и инструменты работы для решения комплексных задач в государственных, общественных и бизнесорганизациях, административных органах, научно-исследовательских и консалтинговых организациях, а также организациях, оказывающих консультационные и психотерапевтические услуги населению
Содержание учебной дисциплины
- Раздел 1. Стратегии аналитической работы в современных школах психоанализаСтратегия психоаналитической техники. Роль терапевтической стратегии в психоаналитической технике. Стратегические и тактические выборы. Стратегии анали-тической работы в различных школах современного психоанализа. Стратегии аналитической терапии различных психических расстройств. Систематическая стратегия интерпретации. Сравнительный анализ стратегий психоаналитической техники. • Детальный разбор сессии психоаналитической психотерапии на примере видео-демонстрации реального случая пациента.
- Раздел 2. Современный взгляд на концепцию интрапсихического кофликтаЗависимость выбора стратегии психоаналитической техники от представлений аналитика о способах формирования терапевтического союза. Что, как, и когда интерпретировать. Стратегия психоаналитической техники и аналитическая поверхность. Аналитическая поверхность как стартовая точка процесса интерпретации. Преимущества и возможности «поверхностной» стратегии аналитической техники. • Детальный разбор сессии психоаналитической психотерапии на примере видео-демонстрации реального случая пациента.
- Раздел 3. «Поверхностные» стратегии аналитической техникиЧетыре типа «поверхностной» стратегии аналитической техники. Ограничения и пределы терапевтического воздействия психоанализа. Теория и техника. Четыре концепции аналитической поверхности. Главный фокус аналитической работы по Гиллу - перенос в «здесь-и-сейчас». Два типа интерпретаций: интерпретация сопротивления осознанию переноса и интерпретация сопротивления разрешению переноса, их цели и соответствующая техника аналитической работы. Ранняя интерпретация переноса в ситуации “здесь-и-теперь” – процесс проработки сопротивления осознанию переноса и мобилизация тем самым у пациента осознания переноса, что делает его активным участником психоанализа. Вторичное значение генетических и экстратрансферентных интерпретаций. Смещение внимания вовне и в прошлое - общий способ, используемый и аналитиком и пациентом, чтобы избежать интенсивного напряжения трансферентной связи в «здесь-и-сейчас». Тактические и стратегические сопротивления по Стоуну. Техническая и теоретическая проблема: интерпретация прошлого в сравнении с интерпретацией “здесь и теперь”. Перенос как точка взаимодействия прошлого и настоящего. Необходимость анализа “здесь-и-теперь” для эффективной реконструкции раннего психического развития в ходе психоаналитического процесса. • Детальный разбор сессии психоаналитической психотерапии на примере видео-демонстрации реального случая пациента.
Элементы контроля
- работы в формате письменного эссе и/или реферата на основе зарубежной литературы
- работы в формате письменного эссе и/или реферата на основе зарубежной литературы
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)Порядок формирования оценки по дисциплине: Преподаватель оценивает письменную(ые) работу(ы) студентов (эссе/реферат), выставляет за каждую присланную работу оценку; итоговая результирующая оценка за каждый год обучения складывается из среднеарифметической по всем присланным работам. Оитоговая= 0,3*Оэссе1+ 0,3*Оэссе2+ 0,4*Оэссе3 В диплом по данной дисциплине выставляется результирующая оценка за 2 года обучения, которая формируется следующим образом: Орезульт- диплом = 0,4*Оитоговая1 курс + 0,6 *Оитоговая2курс Способ округления результирующей оценки: арифметический.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Руткевич А. М. - ПСИХОАНАЛИЗ. ИСТОКИ И ПЕРВЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 289с. - ISBN: 978-5-534-05562-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihoanaliz-istoki-i-pervye-etapy-razvitiya-441476
- Старовойтов, В.В. Современный психоанализ: грани развития [Текст] /В.В. Старовойтов ; Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М.: ИФ РАН, 2008. – 128 с. – ISBN 978-5-9540-0122-8. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/356976
Рекомендуемая дополнительная литература
- История психологии : учеб. пособие для вузов, Марцинковская, Т. Д., 2001
- История психологии от античности к современности : учебник для вузов, Ждан, А. Н., 2002
- История психологии: От античности к современности : учебник для вузов, Ждан, А. Н., 2002