• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Научно-исследовательский семинар "Ключевые технологические тенденции мировой экономики"

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс по выбору (Мировая экономика)
Направление: 38.04.01. Экономика
Когда читается: 2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Мировая экономика
Язык: русский
Кредиты: 10
Контактные часы: 96

Программа дисциплины

Аннотация

Данный научно – исследовательский семинар призван стимулировать самостоятельную работу студента в области исследования технологических тенденций мировой экономики. В рамках семинара изучаются основы ведения научного исследования, принципы выбора основных направлений исследования, структура исследования и методика проведения научно-исследовательской работы, формы представления результатов исследования и культура научной дискуссии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • стимулирование самостоятельной работы студентов и обучение их навыкам творчески увязывать исследовательскую работу с формализацией ее результатов в виде качественной курсовой работы и магистерской диссертации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Объясняет основы ведения научного исследования
  • Разрабатывает аналитическую записку и презентацию по анализируемой теме
  • разрабатывает презентацию для защиты результатов научного исследования
  • разрабатывает теоретическую базу и результаты аналитической части исследования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Цифровая трансформация бизнеса
    Системная цифровая трансформация бизнеса. Драйверы конкурентоспособности в цифровой экономике. Отраслевые особенности цифровой трансформации бизнеса. Технологии Индустрии 4.0: новые возможности и риски для бизнеса. Особенности рынков технологий Индустрии 4.0. Влияние Mobile Economy и Sharing Economy на траекторию трансформации бизнеса. Новые бизнес-модели в цифровой экономике. Особенности бизнес-моделей Freemium, Free-to-Play, Full-Crowdsourcing, Donation, Print-on-Demand и др. Эволюция бизнес-моделей высокотехнологичных интернет-гигантов. Трансформация бизнес-моделей традиционного бизнеса с учетом отраслевых особенностей. Цифровые стратегии в разных сферах бизнеса и новые KPI. Тренды цифровой глобализации и перспективы развития бизнеса. Новые управленческие компетенции.
  • Курсовая работа как форма научно-исследовательской работы студентов
    Специфика научных исследований в экономической сфере. Мировая экономика в системе экономических наук. Специфика исследования явлений, процессов и перспектив развития в мировой экономике. Макроэкономический и микроэкономический аспекты исследования в мировой экономике. Системность анализа в исследованиях мировой экономики. Сущность и значение курсовой работы. Отличие курсовой работы от эссе, реферата и выпускной квалификационной работы. Выбор темы курсовой работы и требования к ней. Постановка исследовательского вопроса и рабочей гипотезы исследования. Взаимосвязь специализации и темы исследования. Преемственность исследований в ходе дальнейшего обучения в магистратуре.
  • Ключевые технологические тенденции и мировая экономика
    Гостевые лекции по развитию технологий и их влиянию на мировую экономику. Обсуждение и выбор возможных направлений и тем исследования. Формулировка темы исследования и ее согласование с научным руководителем.
  • Структура и основные элементы курсовой работы
    Структура курсовой работы и логическая взаимосвязь ее глав и разделов. Объем курсовой работы. Требования к формулировке названий основных разделов работы. Введение и его элементы. Цель, задачи, предмет, объект курсовой работы, исследовательский вопрос и рабочая гипотеза. План исследования в рамках курсовой работы. Основная часть исследования: главы и подпункты. Теоретическая часть курсовой работы. Аналитический раздел исследования. Раздел, посвященный интерпретации результатов, разработке рекомендаций, выявлению возможных областей применения полученных в рамках анализа данных и информации. Требования к объему и содержанию заключения.
  • Методология исследования в курсовой работе.
    Общенаучные методы исследований в мировой экономике (индукция, дедукция, экономико-математическое моделирование экономических процессов). Методология научного исследования. Роль сравнительного анализа в исследованиях вопросов мировой экономики. Структурирование научных исследований в формате IMRAD. Значение формата IMRAD в современной науке. Количественный и качественный анализ в экономике. Моделирование экономических процессов как инструмент научных исследований и научного поиска в экономике и его издержки. Качественные методы исследования в экономике и его издержки. Экспериментальный метод в мировой экономике и его ограничения. Источники информации для научного исследования. Академические и аналитические источники информации. Ведущие мировые и российские поисковые платформы и базы данных. Электронные библиотеки. Первичные и вторичные источники научной информации. Виды/типы источников научной информации. Пределы использования различных источников научной информации. Статистические базы данных. Требования к источникам информации для научных исследований. Распределение академических журналов по экономической тематике. Гостевые лекции и мастер-классы по актуальным вопросам цифровой экономики и основным тематикам курсовых работы.
  • Оформление и загрузка курсовой работы.
    Минимальный и предельный объемы курсовых работ и их основных разделов (глав, параграфов). Стиль и культура научной речи. Речевая недостаточность и избыточность. Типовые фразы научного стиля. Редактирование научного текста. Правила использования и оформления заимствований. Порядок оформления страниц, сносок, цитирований различных источников, использованных в курсовой работе, таблиц, рисунков, включая графики и диаграммы. Порядок и сроки загрузки курсовой работы. Проверка работы на плагиат.
  • Основные формы представления результатов научных исследования.
    Устное научное сообщение. Академическое красноречие: лекция, научный доклад, научное сообщение, научный обзор, выступление в дискуссии (дискуссионный монолог, диалог). Структура устного сообщения, основные элементы. Презентация результатов научного проекта. Защита курсовой работы в формате презентации. Основные этапы подготовки презентация: планирование, подготовка, репетиция и презентация. Расчет количества слайдов. Оформление слайдов для презентации результатов исследования в рамках курсовой работы. Удержание внимания аудитории. Ответы на вопросы. Написание научной статьи. Основные подходы и этапы подготовки (обзор). Формулировка темы и структуры научной статьи на базе проведенного в рамках подготовки курсовой работы исследования.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аналитическая записка и презентация по цифровой трансформации бизнеса
  • неблокирующий Презентация элементов введения и структуры работы
  • неблокирующий Доклад по научной работе российского автора
  • неблокирующий Доклад по научной работе зарубежного автора
  • неблокирующий Презентация теоретической базы и результатов аналитической части исследования
  • неблокирующий Защита курсовой работы в форме презентации
  • неблокирующий Посещаемость и активная работа на занятиях
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.5 * Подготовка основных элементов ВКР + 0.5 * Презентация результатов ВКР (предзащита)
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.15 * Аналитическая записка и презентация по цифровой трансформации бизнеса + 0.2 * Доклад по научной работе зарубежного автора + 0.25 * Доклад по научной работе российского автора + 0.25 * Презентация теоретической базы и результатов аналитической части исследования + 0.15 * Презентация элементов введения и структуры работы
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ogden, Jane. Thinking Critically about Research : A Step by Step Approach, Routledge, 2018. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=5611407.
  • Rojjanaprapayon, R. (2016). Zina O’Leary. (2004). The Essential Guide to Doing Research. Thousand Oaks, CA: Sage. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6D8EB9EC
  • Wang, G. T., & Park, K. (2016). Student Research and Report Writing : From Topic Selection to the Complete Paper. West Sussex: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1108252
  • Неумоева-Колчеданцева Е. В. - ОСНОВЫ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА. КУРСОВАЯ РАБОТА. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 119с. - ISBN: 978-5-534-09443-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/osnovy-nauchnoy-deyatelnosti-studenta-kursovaya-rabota-442021

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Busi, M. (2013). Doing Research That Matters : Shaping the Future of Management (Vol. 1st ed). Bingley, UK: Emerald Group Publishing Limited. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=606114
  • Афанасьев В. В., Грибкова О. В., Уколова Л. И. - МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 154с. - ISBN: 978-5-534-02890-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodologiya-i-metody-nauchnogo-issledovaniya-438292