• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

История Индии

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Языки и литература Индии)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 64

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «История Индии» изучается студентами, специализирующимися в индийской филологии, на втором и третьем курсах образовательной программы. В соответствии с тем, что профильным языком данной специальности является санскрит и учащиеся изучают санскритскую литературу, курс по истории Индии ориентирован главным образом на освоение классического периода в истории Индии (древность и средневековье), и в преподавании уделяется много внимания историко-культурным процессам. Программа третьего курса охватывает историю средних веков и нового времени. Различные стороны исторического развития – политическая история, проблемы развития общества, религии и культуры – рассматриваются как цельная картина цивилизационных процессов. Изучение истории основано также на постоянном освоении исторической географии, что должно сформировать представление о различных регионах Индии со свойственной им спецификой. Преподавание ведется с постоянным привлечением исторических источников разного характера, особое внимание уделяется знакомству с методологией исторического исследования. Студенты смогут прочитать избранные фрагменты исторических работ отечественных и зарубежных индологов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Важным результатом изучения дисциплины должно стать создание широкого фона, на котором разворачивалось развитие древнеиндийской литературы и искусства, сложные явления религиозной жизни, во многом определившие и позднейшие процессы, вплоть до современности. Поэтому курс истории Индии тесно связан не только со специализированными историческими дисциплинами («Археология Индии»), но и с такими курсами как «Литература Индии», «Религии Индии», «Индийская философия», «Введение в буддийскую филологию», «Брахманическая проза», «Искусство Индии», предусмотренными учебным планом образовательной программы «Языки и литература Индии».
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Формирование представлений об раннесредневековых государствах Индии. Умение анализировать источники разного характера.
  • Представление об исторической географии и политической истории Северной Индии в исламский период. Умение охарактеризовать основные проблемы исторического исследования, связанного с этим периодом.
  • Представление об особенностях исторического развития Южной Индии. Знание основных памятников культуры этого периода.
  • Представление об истории колонизации Индии и об основных проблемах, связанных с изучением этого исторического периода.
  • Представление об основных событиях истории Индии XX в., политических движениях и их идеологии. Способность соотнести проблемы современного индийского общества с особенностями ее исторического развития.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. СЕВЕРНАЯ ИНДИЯ В ЭПОХУ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.
    Государство Харши: политическая система и особенности экономического развития. Государство палов. Религиозная жизнь в эпоху Харши и палов. Литература эпохи Харши, сочинение Сюань-цзана, как важнейший источник сведений об истории, географии и культуре Индии VII в.
  • Тема 2. ЮЖНАЯ ИНДИЯ В ЭПОХУ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.
    Государство Паллавов, его история и культура. Культурные процессы в эпоху Паллавов: контакты с Северной Индией, литература и искусство. Махабалипурам как памятник эпохи.
  • Тема 3. ГОСУДАРСТВО ЧОЛОВ.
    История династии Чолов, территориальный рост государства. Особенности системы управления на разных уровнях. Новые процессы в культуре и религиозной жизни, развитие индуизма. Храмовые комплексы в Танджавуре и Шрирангаме как памятники эпохи.
  • Тема 4. ДЕЛИЙСКИЙ СУЛТАНАТ.
    История мусульманских завоеваний. Гуриды и основание Делийского Султаната. Административная система, проблемы языка и формирование мусульманской культуры Индии. Династия Лоди. Дели: Кутб Минар и Сады Лоди как памятники эпохи.
  • Тема 5. ИМПЕРИЯ ВЕЛИКИХ МОГОЛОВ.
    Формирование могольского государства. Политическая история и выдающиеся правители могольской эпохи. Бабур, Хумаюн, Акбар, Джахангир, Шах-Джахан. Культура могольской эпохи. Религиозные движения: сикхизм. Памятники эпохи: Красный Форт и гробница Хумаюна в Дели, Тадж Махал.
  • Тема 6. ИМПЕРИЯ ВИДЖАЯНАГАРА В ЮЖНОЙ ИНДИИ.
    Завоевательные походы и территория государства, административный аппарат. Развитие индуизма и храмовая культура. Памятник эпохи: Хампи.
  • Тема 7. КОЛОНИЗАЦИЯ ИНДИИ.
    История португальских и голландских колоний в Индии и на Цейлоне. Британская Ост-Индская компания, создание колониальной администрации, ее экономическая политика в Индии. Роберт Клайв. Сипайское восстание и его последствия. Индия под управлением Британской короны.
  • Тема 8. НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ В ИНДИИ.
    Политические организации в Индии первой половины XX века. Махатма Ганди, его роль в создании независимой Индии. Сатьяграха. Британские реформы управления. Раздел Индии.
  • Тема 9. ИСТОРИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ИНДИИ.
    Первое правительство независимой Индии. Дж. Неру. Разделение на штаты и проблема сепаратизма. Индо-пакистанские войны. Индира Ганди и ее внутренняя политика. Религиозные движения в Индии XX века. Основные проблемы современного индийского общества.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменная контрольная работа
  • неблокирующий Устный экзамен
  • неблокирующий Ответы на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * Ответы на семинарах + 0.25 * Письменная контрольная работа + 0.5 * Устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Knight. Britain in India, 1858–1947. Anthem Press India, 2012. Pp. 214. ISBN: 978-0-85728-517-1, 978-0-85728-527-0. URL: https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=3001967.
  • Stein, Burton. A History of India, edited by David Arnold, John Wiley & Sons, Incorporated, 2010. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=485640.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Metcalf, Barbara Daly; Metcalf, Thomas R. A Concise History of Modern India. Cambridge University Press, 2012. Pp. 364. ISBN: 978-1-107-02649-0, 978-1-107-67218-5, 978-1-139-20780-5, 978-1-139-52649-4, 978-1-139-52769-9, 978-1-139-52888-7, 978-1-139-53116-0, 978-1-139-54047-6, 978-1-283-57506-5. URL: https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=977222.