Бакалавриат
2020/2021![Цель освоения дисциплины](/f/src/global/i/edu/objectives.svg)
![Планируемые результаты обучения](/f/src/global/i/edu/results.svg)
![Содержание учебной дисциплины](/f/src/global/i/edu/sections.svg)
![Элементы контроля](/f/src/global/i/edu/controls.svg)
![Промежуточная аттестация](/f/src/global/i/edu/intermediate_certification.svg)
![Список литературы](/f/src/global/i/edu/library.svg)
Системы искусственного интеллекта
Статус:
Курс по выбору (Информатика и вычислительная техника)
Направление:
09.03.01. Информатика и вычислительная техника
Кто читает:
Департамент компьютерной инженерии
Когда читается:
4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Топоркова Анна Станиславовна
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
62
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Системы искусственного интеллекта» включает в себя рассмотрение основных вопросов современной теории и практики построения интеллектуальных систем, рассматриваются вопросы представления знаний, построения механизмов вывода, изучение логики предикатов 1-го порядка, автоматическое принятие решений, основанное на знаниях и рассуждениях.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины Системы искусственного интеллекта являются: • приобретение студентами базовых знаний в области методов компьютерного моделирования систем, проявляющих поведение, которое включает автоматическое принятие решений, основанное на знаниях и рассуждениях; • приобретение студентами основных знаний и навыков в области систем искусственного интеллекта и их использовании; • приобретение студентами базовых знаний об основах построения механизмов вывода, используемых для интеллектуализации программирования; • изучение логики предикатов 1-го порядка, организации обучения интеллектуальных подсистем и т.д.
Планируемые результаты обучения
- Выполняет задание на формализацию выбранной предметной области, производит поиск в пространстве состояний. Использует языки программирования для реализации задач
- Выполняет задание на формализацию выбранной предметной области. Использует языки программирования для реализации задач
- Выполняет задание на формализацию выбранной предметной области. Использует различные способы представления знваний
- Выполняет задание на формализацию выбранной предметной области. Использует язык предикатов первого порядка для формализации и для реализации задач Выполняет эвристический поиск
- Приводит примеры вероятностных рассуждений
- Выполняет задания на реализацию обучения на основе наблюдений, приводит примеры
- Выполняет реализацию простейшей экспертной системы
Содержание учебной дисциплины
- Введение.1. Некоторые исторические сведения о зарождении и развитии дисциплины «Системы искусственного интеллекта». 2. Примеры приложений ИИ. Предмет исследования искусственного интеллекта. 3. Трудно формализуемые задачи проектирования. 4. Классификация моделей представления знаний.
- Решение проблем5. Формальные системы. 6. Графовые и гиперграфовые модели. 7. И-ИЛИ деревья. 8. Методы поиска в пространствах состояний. 9. Информированный поиск и исследование пространства состояний. 10. Задачи удовлетворения ограничений. 11. Поиск в условиях противодействия.
- Знания и рассуждения1. Архитектура систем, основанных на знаниях(СОЗ). 2. Интерфейсы экспертов и конечных пользователей СОЗ. 3. Типы моделей, используемых для представления знаний в СОЗ. 4. Языки представления знаний. 5. Логические ЯПЗ, продукционные ЯПЗ, концептуальные ЯПЗ. 6. Модели рассуждений в СОЗ. Типы этих моделей (логическая дедукция, индукция, абдукция, вывод, основанный на нечеткой логике) . 7. Эвристический поиск в пространстве состояний. Тактики эвристического поиска. Оценки сложности эвристического поиска.
- Представление знаний1. Логика предикатов как метаязык. 2. Исчисление предикатов первого порядка. 3. Построение системы знаний c использованием семантических сетей 4. Автоматическое доказательство теорем. 5. Метод резолюции. 6. Логическое следствие. Проблемы общезначимости и выполнимости. 7. Метод аналитических таблиц. 8. Абдукция в пропозициональной логике. Примеры задач ИИ, требующих применения абдукции.
- Неопределенные знания1. Вероятностные рассуждения. 2. Нечеткие множества.
- Обучение и накопление знаний1. Подсистемы накопления знаний, общения, объяснения. 2. Обучение на основе наблюдений. 3. Применение знаний в обучении. 4. Выбор обучающего множества. 5. Статистические методы обучения. 6. Обучение с подкреплением
- Интеллектуальные системы1. Экспертные системы. 2. Разновидности экспертных систем и методы построения. 3. Примеры интеллектуальных систем. Способы реализации
Элементы контроля
- активность на лекциях
- активность на практических занятиях
- доклад
- теоретическое задание1
- теоретическое задание2
- экзамен2
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.2 * активность на лекциях + 0.2 * активность на практических занятиях + 0.12 * доклад + 0.14 * теоретическое задание1 + 0.14 * теоретическое задание2 + 0.2 * экзамен2
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Бессмертный И. А. — - СИСТЕМЫ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 157с. - ISBN: 978-5-534-07467-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sistemy-iskusstvennogo-intellekta-423120
- Загорулько Ю. А., Загорулько Г. Б. - ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ. ИНЖЕНЕРИЯ ЗНАНИЙ. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 93с. - ISBN: 978-5-534-07198-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/iskusstvennyy-intellekt-inzheneriya-znaniy-442134
- Искусственный интеллект : современный подход, Рассел, С., 2006
- Кудрявцев В. Б., Гасанов Э. Э., Подколзин А. С. - ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 165с. - ISBN: 978-5-534-07779-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/intellektualnye-sistemy-423761
Рекомендуемая дополнительная литература
- Достоверный и правдоподобный вывод в интеллектуальных системах : учеб. пособие для вузов, Вагин, В. Н., 2004