• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Научно-исследовательский семинар "Теория стиха"

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 30

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины научно-исследовательского семинара «Теория стиха» являются знакомство с основными существующими в науке подходами к изучению поэтического текста, знание об эволюции стихотворных метров и размеров, системы рифмовки в русской поэзии XIX – XX вв., понимание основных законов построения стихотворного текста на фонетическом, морфологическом, синтаксическом уровнях и организации как стихотворной строки, так и стихотворения в целом, понимание влияния формальных параметров стихотворного текста (деление на строки, метр, размер, рифма, цезура и пр.) на его синтаксис, морфологию, семантику и стилистику, развитие навыков анализа поэтического текста с использованием лингвистического инструментария. Изучение дисциплины научно-исследовательского семинара «Теория стиха» базируется на следующих дисциплинах: • «Теория языка». Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: • Лингвистический анализ текста (морфологический, синтаксический, семантико-стилистический разбор текста).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • В результате освоения дисциплины студент должен: знать: - основные понятия стиховедения: метрика, ритмика, рифма, строфика и др.; - эволюцию русской поэзии XIX – XX вв.; -принципы организации стихотворного текста; уметь: - применять основной инструментарий стиховедения при анализе текстов; - сопоставлять и противополагать особенности метра, ритма, строфики и рифмы при анализе текстов; владеть: - основными приёмами стиховедческого анализа. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при написании ВКР и прохождении следующих дисциплин: • «Теория языка».
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет отличить стих от прозы. Знает основные понятия метрики: стих, строка, стопа и пр. Умеет определить систему стихосложения и знает основные метры. Умеет определять характер рифмовки.
  • Знает основных авторов XVIII – XX вв. Понимает тенденции развития метрики, ритмики, строфики и рифмы в XIX в.
  • Владеет основными навыками анализа поэтического текста. Умеет устанавливать взаимовлияние ритмической структуры текста и его языковых характеристик.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основные понятия русской метрики
    Отличия стиха от прозы. Понятие стиха. Системы стихосложения: силлабическая система, тоническая система, силлабо-тоническая система. Метр и основные метры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Понятия клаузула, анакруса. Рифма и ее значение для метрики.
  • История русского стиха в XVIII – XX вв
    Споры о стихосложении М. Ломоносова, В. Тредиаковского, А. Сумарокова. Г. Державин. Основные тенденции развития метрики, ритмики, строфики и рифмы в XIX в.: эпоха Жуковского и Пушкина, эпоха Некрасова и Фета. Поэтические эксперименты конца XIX – начала ХХ века. Современная поэзия (Л. Рубинштейн, Т. Кибиров).
  • История русского стиха в XVIII – XX вв (продолжение)
    Споры о стихосложении М. Ломоносова, В. Тредиаковского, А. Сумарокова. Г. Державин. Основные тенденции развития метрики, ритмики, строфики и рифмы в XIX в.: эпоха Жуковского и Пушкина, эпоха Некрасова и Фета. Поэтические эксперименты конца XIX – начала ХХ века. Современная поэзия (Л. Рубинштейн, Т. Кибиров).
  • Анализ поэтического текста: основные принципы. Лингвистика стиха
    Ритм и грамматика (морфология и синтаксис). Рифма и грамматика (грамматические характеристики последнего слова стиха). Ритм и семантика. Метр и семантика.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий активность на семинарах
  • неблокирующий домашняя работа
    В случае неудовлетворительной оценки домашняя работа может быть переделана в течение двух недель с момента срока ее сдачи.
  • неблокирующий экзамен
  • неблокирующий активность на семинарах
  • неблокирующий домашняя работа
    В случае неудовлетворительной оценки домашняя работа может быть переделана в течение двух недель с момента срока ее сдачи.
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * активность на семинарах + 0.4 * домашняя работа + 0.35 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Федотов О.И. - Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха : в 2-х кн. Кн. 1 : Метрика и ритмика - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - 362с. - ISBN: 978-5-89349-311-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/109588
  • Федотов О.И. - Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха : в 2-х кн. Кн. 2 : Строфика - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - 486с. - ISBN: 978-5-89349-365-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/109589

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Стихотворный текст: междисциплинарная интерпретация : монография / Л.Н. Синельникова. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 267 с. — (Научная мысль). — DOI 10.12737/monography_5bf2857d4ef7c7.78706997. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1057741