Бакалавриат
2020/2021
История культуры
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Культурология)
Направление:
51.03.01. Культурология
Кто читает:
Школа культурологии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Афанасьева Анна Эдгардовна,
Дмитриев Тимофей Александрович,
Рогинская Ольга Олеговна,
Саламова Земфира Каурбековна
Язык:
русский
Кредиты:
8
Контактные часы:
96
Программа дисциплины
Аннотация
Программа курса предполагает ознакомление с ключевыми процессами и феноменами западной культуры XVII-XX вв. В ходе курса обсуждаются габитус и биография западного человека Нового времени, его роли и амплуа, художественные стили и направления XVII-XX вв., культурные центры западного мира Нового времени.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины «История культуры» являются углубление в исследовательскую проблематику исторического изучения культуры, тематизированной как история западной цивилизации, история становления и трансформации ключевых социальных типов и культурных практик.
Планируемые результаты обучения
- Знать основные концепции и социогуманитарные теории, объясняющие исторические и культурные процессы XVII - XX вв. (Н. Элиас, П. Бурдье, Ф. Бродель).
- Уметь оценивать потребность в ресурсах и планировать их использование при решении задач в профессиональной деятельности.
- Владеть навыками анализа культурные явления в широком социальном и историческом контексте.
- Уметь анализировать основные концепции и социогуманитарные теории, объясняющие исторические и культурные процессы XVII - XX вв. (Н. Элиас, П. Бурдье, Ф. Бродель).
- Уметь работать с информацией: находить,оценивать и использовать информацию из различных источников,необходимую для решения научных и профессиональных задач( в том числе на основе системного подхода)
- Уметь вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем,постановку целей и задач,выделение объекта и предмета исследования,выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества.
- Владеть навыками разработки проектов с учетом конкретных технологических параметров, используя современные информационные технологии при разработке и реализации культурных продуктов.
Содержание учебной дисциплины
- Вводная лекция по курсу.Рамочные сюжеты курса: габитус и биография западного человека Нового времени; универсальные сюжетные ситуации и сюжетыс участием западного человека Нового времени; роли и амплуа западного человека Нового времени; художественные стили и направления XVII-XX вв. Культурные центры западного мира Нового времени. Концептуальные установки курса: теории Н.Элиаса («О процессе цивилизации»): История западной цивилизации= увеличение самоконтроля, самоограничений + возрастание чувствительности к окружающей действительности; П.Бурдье: «габитус–это воплощаемое в поведении, речи, походке, вкусах человека прошлое(его класса, среды, семьи)»; Ф.Броделя: тело как посредник между биологическим и социальным, индивидуальным и социальным.
- Габитус аристократа. Европейская придворная культура XVII-XVIII вв.История социального типа аристократа как история постепенного умиротворения, как процесс усложнения социальной связи. Взаимокорреляция внешнего принуждения и самоконтроля. Превращение рыцаря в придворного. Историко-культурные мифы об аристократе. Придворное общество как общественный институт. Церемониальный характер придворной жизни – на основе книги Н.Элиаса “Придворное общество”. Парадные портреты членов семьи Медичи в исполнении П.П.Рубенса. Императорский двор как театр власти. Ричард Уортман о способах презентации императорского мифа («сценариях власти»). Двор Людовика XIV. Версаль – Олимп монарха. Эволюция иконографии парадного портрета Людовика XIV. Становление абсолютизма и светская традиция иконографического канона апофеоза.
- Художественные стили XVII-XVIII веков: маньеризм, барокко, рококо, классицизм.Стиль как отражение умонастроения эпохи. Маньеризм (XVI в.): утрата ренессансной гармонии между телесным и духовным, природой и человеком. Основный черты маньеризма. Пример: экстерьер и интерьер Palazzo (del) T(e) (1524-1525, арх. ДжулиоРомано, Мантуя). Маньеризм в литературе. Самый яркий представитель— ПьетроАретино(1492-1556) «Сладострастные сонеты»(«Позы Аретино»)(1527). Барокко (XVII в.), его основные характеристики.
- Буржуа. Формирование габитуса горожанина.Буржуа: разные значения слова (социальное, экологическое, экономическое). Буржуазные постулаты жизнеотношения. Б.Франклин «Советы молодому торговцу». Происхождение социального типа буржуа: концепции М.Вебера, В.Зомбарта, Ф.Броделя. Соперничество буржуа с «благороднорожденными». Робинзон: социальное имя и миф - один из немногих мифов, которые сумело создать западное общество Нового времени. Робинзон как экономический индивидуалист. Буржуа как человек пишущий. Возникновение биографической идентичности. Дистанцирование от живого тела, от локального. Социальные изобретения, используемые всеми: умение
- Что такое Просвещение? Интеллектуалы и их роль в истории западной культуры. Габитус интеллектуала.Философы и мыслители задаются вопросом: «Что такое Просвещение?»: Иммануил Кант «BeantwortungderFrage:Was istAufklärung?»(«Ответ на вопрос: что такое Просвещение?») (1784), Эрнст Кассирер «Философия Просвещения» (1932), Хоркхаймер М., АдорноТ. В. «Диалектика просвещения. Философские фрагменты»(1944, изд. 1947), М.Фуко «Что такое Просвещение?» (1983), ЦветанТодоров «Дух Просвещения» (2006). Кант: Просвещение как идеал. XVIII век как век, ведущий к Просвещению. Формирование публичной сферы и общественного мнения. Культурный космополитизм сменяет литературную республику. Космополитизм как стиль жизни. Париж и вообще Франция –центр мира. Формирование гражданского общества –новой формы ассоциации людей, лежавшей между семьей и государством. Открытие политики. Образы и символы Просвещения: Энциклопедии, Академии, масонские ложи, кофейни, «мания чтения», «читательская лихорадка», Филантропия, благотворительность, идея милосердия. Филантропия во Франции. Репрессивный аспект филантропии XVIII века. Борьба с религиозной нетерпимостью, узаконенными пытками и рабством. Идея благотворительности bienfaisance заменила идею милосердия charité, которая слишком напоминала о гнете католической церкви. На первый план выходит любовь к человеку.
- От Просвещения к революции. Буржуазные революции в Европе. Культурные истоки Великой Французской революции. Американская революция.Нидерландская революция 1568 – 1648 гг.: один из первых успешных расколов в Европе; привела к появлению первых современных европейских республик. Английская революция (Английская гражданская война) 1640 – 1689 гг.: переход от абсолютной монархии к конституционной; революция открыла путь к промышленному перевороту в Англии и капиталистическому развитию страны. Билль о правах 1689 г. Великая французская революция (1789-1794). Хроника революции. ВФР - событие, соотносимое по значимости с крестовыми походами, изобретением книгопечатания или Реформацией. Хобсбаум: ВФР как прототип и модель всех последующих революций. Сознательная установка на всемирный масштаб. Французский трехцветный национальный флаг как образец для флагов большинства новых независимых или объединенных государств. Литературные произведения о ВФР. Связь французской революции с американской (1775 – 1783). Новые культурные герои и социальные типажи. Новый тип театральности. Новый виток проблематики телесности. ВФР и политический словарь западных стран XIX века. Связь ВФР и русской революции 1917 года.
- Открытие частной жизни. Сенсуализм. Революция чтения в XVIII веке. Феномен романомании. Эпистолярные романы Руссо и Гете и их читатели. Сентиментализм. Феномен «домашней литературы»: дневниковые, эпистолярные, мемуарные практики.библиотеки, принцип годового или месячного абонемента, book clubs и subscription libraries. Роль читательских клубов. Ключевые метафоры: «мания чтения» (фр. manie de la lecture, нем. Lesesucht), «читательская лихорадка» (фр. fièvre de lecture, нем. Lesefieber), «читательское исступление» (фр. rage de lire, нем. Lesewut). Свидетельства врачей. Век Просвещения как век «революции в чтении»: практики чтения и формирование культуры общественного мнения («мужской» тип чтения); практики чтения и задачи воспитания и образования («детский» тип чтения); практики чтения и формирование сферы частной жизни («женский» тип чтения). Тема опасности чтения. Новый в истории западной культуры всплеск претензий к художественной литературе: формирование ложных форм субъективности и внутренней независимости, «уход от реальности». Новые - более простые и непосредственные отношения с книгой.
- Готический роман. Романтизм. Концепция личности и общества в культуре романтизма. Роли и маски романтизма. Филистеры. Страхи романтизма. Мифы о чудовищах: Дракула и Франкенштейн.Романтизм – вырастает из кризиса идей ВФР и их реализации. «Дауншифтинг» как реакция на исторические коллизии (отказ от традиционных путей достижения социального успеха). Наполеон как главный романтический герой. Тесная связь с большой историей и философией (философия романтизма). Предромантизм. Шотландцы Роберт Бернс и Джон Макферсон (Оссиан). Готический роман (Хорацио Уолпол, Анна Радклиф). Романтизм: два центра – Германия и Англия. Германия: поэты и философы - Тик, Вакенродер, Фридрих Шлегель, братья Гримм, Гельдерлин, Новалис и многие другие; позднее – Гейне; художники – Фридрих Отто Рунге и Каспар Давид Фридрих. Англия: поэты и писатели - Вордсворт, Саути, Кольридж («Озерная школа»); Байрон, Перси Б. Шелли, Мери Шелли; художники – Блейк, Констебль. Наполеон Бонапарт (1769 остров Корсика – 1821 остров Святой Елены). Биография. Интересные факты о Наполеоне. Почему герои ВФР не стали кумирами эпохи романтизма? Герои эпохи романтизма: Наполеон Бонапарт, Джордж Гордон Байрон, Джордж Браммел («красавчик Браммел»). Романтизм: • Образ исторически становящегося мира-организма, пронизанного бесконечными соответствиями и аналогиями. • Открытие в человеке новых измерений, связанных с воображением и сном. Романтические практики повседневности: романтическая поза (одиночество, противопоставленность толпе), романтическая скука, молчание, романтическое бегство, жизнетворчество.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.371 * Активность на семинарах + 0.084 * Реферат + 0.3 * Экзамен + 0.245 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Избранное / Доброхотов А.Л. - Москва :ИД Тер. будущего, 2008. - 472 с.: 70x100 1/16. - (Философия) ISBN 5-91129-008-1 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/157578
Рекомендуемая дополнительная литература
- Избранные работы / Зомбарт В. - Москва :ИД Тер. будущего, 2005. - 344 с.: 70x100 1/16. - (Университетская библиотека Александра Погорельского) ISBN 5-7333-0180-5 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/140510