• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Искусство Средневековья

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (История искусств)
Направление: 50.03.03. История искусств
Когда читается: 2-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 8
Контактные часы: 152

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен искусству Средних веков в Византийской империи, Древней Руси и в Западной Европе. Рассматривается архитектура и изобразительное искусство от раннехристианского периода до XV в. в Византии и Западной Европе, до XVII в. в отношении древнерусского материала. Одной из ключевых проблем курса является проблема периодизации искусства Средневековья. Курс должен дать студенту представление о тысячелетнем периоде развития христианской культуры, о сложении и смене стилей на Востоке и на Западе и их взаимовлиянии, о формировании и развитии устойчивых типов культовых и светских построек, стиле и иконографических схемах монументального декора. Отдельно стоит специфический для данного периода вопрос об отношении к сакральному образу на Востоке и на Западе. Семинары посвящены рассмотрению средневековой архитектуры и изобразительного искусства с типологической точки зрения.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студента представлений о месте и роли искусства Средних веков в мировой истории
  • о стилистических особенностях этого искусства в целом, а также о специфических чертах изобразительной деятельности, присущих отдельным цивилизациям и этапам, объединенных понятием искусства Средних веков
  • ознакомление студентов с мировыми и отечественными трудами о генезисе и историческом развитии искусства в рамках искусства Средних веков
  • выработка у студентов умения раскрыть и объяснить наиболее важные закономерности художественных процессов в культурах Средних веков
  • выработка у студентов умения охарактеризовать признаки общности нормативов и эстетических принципов искусства Средних веков
  • выработка у студентов умения раскрыть связь между формально-образной структурой произведения и приоритетными ценностными ориентациями создавшей его культуры
  • выработка у студентов умения определять стилевую принадлежность произведения архитектуры или искусства по его формальным признакам
  • освоение студентом основных методов анализа и терминологии
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать стилистические признаки памятников каждого из изучаемых этапов искусства Средних веков
  • знать технико-технологические особенности основных памятников искусства Средних веков
  • знать основные произведения искусства Средних веков
  • знать основные труды по истории искусства Средних веков
  • знать основные термины, применяемые при изучении искусства Средних веков
  • знать основные периоды в истории искусства Средних веков
  • уметь понимать специфику художественно-образной структуры искусства Средних веков
  • уметь атрибутировать произведения искусства Средних веков
  • уметь ориентироваться и работать с основными трудами по искусству Средних веков
  • уметь представлять круг ключевых исследовательских проблем, связанных с изучением искусства Средних веков
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Искусство Средневековья. Искусство Восточно-христианского мира. Введение в проблематику искусства Восточно-христианского мира.
    Основные понятия и жанры в истории искусства Восточно-христианского мира. Специфика церковного искусства. Понятие раннехристианского и византийского искус-ства. Периодизация.
  • Искусство Средневековья. Искусство Восточно-христианского мира. Искусство IV–V вв. как предтеча византийского искусства.
    Возникновение первых христианских храмов. Типология: базилика и центриче-ские постройки. Архитектура христианского Востока и Юга: Малой Азии, Сирии и Пале-стины, Египта, Северной Африки. Монументальная живопись IV–V вв.: сложение хри-стианской иконографии.
  • Искусство Средневековья. Искусство Восточно-христианского мира. Искусство VI в.
    Сложение принципов собственно византийского искусства. Архитектура VI в. Мо-нументальная живопись VI в. Иллюминированные рукописи и ранние иконы V–VII вв.
  • Искусство Средневековья. Искусство Восточно-христианского мира. Искусство «темных веков».
    Кризис VII в. и иконоборчество. VII Вселенский собор и его решения. «Купольная базилика» и эволюция крестово-купольного храма. Ранняя архитектура стран Закавказья.
  • Искусство Средневековья. Искусство Восточно-христианского мира. Формирование средневизантийского искусства.
    Разработка в послеиконоборческий период новой системы декорации храма. Мо-нументальная живопись IX-X вв. Архитектура средневизантийского периода (X-XII вв.). Миниатюра и иконопись IX-X вв. Феномен «македонского ренессанса». Великие мону-ментальные ансамбли 1030–1050-х гг. Появление византийского искусства на Руси.
  • Искусство Средневековья. Искусство Восточно-христианского мира. Искусство эпохи Комнинов.
    Монументальная живопись последней трети XI–XII вв. Византийское и византинизирую-щее искусство в Италии – на Сицилии и в Венеции. Миниатюры и иконы Комниновской эпохи. Влияние византийского искусства на формирование искусства Древней Руси.
  • Искусство Средневековья. Искусство Восточно-христианского мира. Поздневизантийское искусство.
    Архитектура Византии и «византийского мира» (Сербии, Болгарии, Руси XIII–XIV вв.). Искусство около 1200.г. его особенности. Иконопись и монументальная живопись первой половины XIII в. Монументальная живопись второй половины XIII в. Раннепалео-логовское искусство. Феномен явление «палеологовского ренессанса». Искусство периода церковных споров — конец 1330-х – 1340е гг. Искусство Моравской школы. Искусство около 1400.г. и первой половины XV в.
  • Искусство Средневековья. Искусство Восточно-христианского мира. Искусство домонгольской Руси.
    Монументальная живопись Киевской Руси конца X – середины XI века. Киевская архи-тектура конца XI – начала XII века. Монументальная живопись Киева конца XI – первой трети XII века. Иконопись. Рукописная книга. Архитектура южнорусских и западнорус-ских земель XII века. Новгородская архитектура первой половины XII века. Архитектура Пскова и Старой Ладоги XII века. Новгородская архитектура последней трети XII – начала XIII века. Монументальное искусство Новгорода и Пскова первой пол. XII века. Мону-ментальное искусство Новгорода второй пол. XII века. Живопись южно-русских земель XII в. Архитектура Владимиро - Суздальской Руси. Монументальное искусство Владими-ро-суздальской земли второй пол. XII века – начала XIII века. Домонгольская иконопись XII – начала XIII века.
  • Искусство Средневековья. Искусство Восточно-христианского мира. Искусство Руси ΧΙΙΙ – ΧV вв.
    Искусство XIII века. Новгородская архитектура конца XIII – XV века. Псковская архитек-тура конца XIII – XV века. Ранняя московская архитектура. Искусство Москвы первой по-ловины XIV века. Архитектура Москвы конца XV - начала XVI века. Московский Кремль.
  • Искусство Средневековья. Искусство Восточно-христианского мира. Искусство Руси ΧVI – ΧVII вв.
    Архитектура Руси XVI века: новые типологии храмов и их происхождение. Архитектура Руси первой трети XVI века. Архитектура грозненского времени середины – второй поло-вины XVI века. Архитектура годуновского времени конца XVI – начала XVII века.
  • Искусство Средневековья. Искусство Западнохристианского мира. География и периодизация искусства средневекового Запада.
    География и периодизация искусства средневекового Запада (III-XV вв). Общая характеристика и специфика каждого периода и региона. Искусство Раннего христианства в Италии, искусство варварских королевств, каролингский и оттоновский ренессансы, первое романское искусство, зрелый романский стиль, готический стиль и его основные периоды.
  • Искусство Средневековья. Искусство Западнохристианского мира. Искусство раннехристианского периода в Италии.
    Первые шаги христианского искусства в Римской империи: особенности и этапы форми-рования отношения христианской церкви к изобразительному искусству. Специфика раннехристианского искусства Италии, его отличия от искусства христианского Востока. Искусство римских и неаполитанских катакомб: типология помещений, основные темы, понятия «программа» и «иконографическая схема», стиль катакомбной живописи. Раннехристианское искусства Рима, Неаполя, Милана и Равенны после 313 г: типы цер-ковной архитектуры (базиликальная, центрическая) и ее монументального декора. Сло-жение догматического и нарративного типов изображений. Раннехристианская книжная миниатюра и декоративно-прикладное искусство в Италии.
  • Искусство Средневековья. Искусство Западнохристианского мира. Искусство Малого римского ренессанса и варварских королевств.
    Христианизация варварских королевств и восприятие античного наследия: две проблемы культуры Западной Европы 500-800.гг. Деление на три географические зоны: Европа южнее Альп (Малый Римский и Пасхалиевский ренессансы), заальпийская континен-тальная Европа и сосуществование «субантичной» и варварской составляющих в культу-ре, Ирландия как пример христианской художественной традиции, менее других завися-щей от наследия Античности. Использование ордера и сводов в архитектуре и трактовка образа человека в изобразительном искусстве как критерий причастности к античной традиции. Архитектура Италии вне Рима и южной Франции: примитивизация раннехри-стианских типов зданий. Мозаики и фрески Рима и Италии VI-нач.IX вв: влияния Визан-тии, сохранение «субантичного» направления и сложение нового стиля. Изобразительное искусство и ДПИ германцев и готов (меровингская Франция, Бургундия, Вестготское и Астурийское королевства): книжная миниатюра и возможность синтеза позднеантичных изобразительных схем и варварской эстетики. Новые типы рукописей: гомилиарий и са-краментарий. Ирландская книжная миниатюра: локальная традиция и сложение фигура-тивного искусства.
  • Искусство Средневековья. Искусство Западнохристианского мира. Искусство каролингского ренессанса.
    Каролингский ренессанс и понятие средневекового ренессанса. Религиозные и культур-ные реформы Карла Великого. Роль придворной Академии и монастырей. Полемика с Ви-зантией о почитании образов и утверждение почитания реликвий. Центрический и бази-ликальный типы церковных построек и их специфика при Карле и его преемниках. Жи-вопись и книжная миниатюра каролингского ренессанса (Палатинская, Реймсская, Мец-кая, Турская школы, школа Сен-Дени и пр.). Новые типы рукописей: однотомная полная Библия, Псалтирь. Копирование светских античных манускриптов. Разнообразие стиле-вых влияний и иконографическое творчество каролингских миниатюристов.
  • Искусство Средневековья. Искусство Западнохристианского мира. Искусство оттоновского ренессанса и первого романского стиля.
    Оттоновский ренессанс и его составляющие: каролингская традиция, раннехристианское наследие, контакты с Византией. Архитектура и монументальная живопись оттоновского периода: дальнейшее развитие каролингского и раннехристианского базиликальных и центрических типов и их декора. Скульптура и ДПИ оттоновского периода: появление статуй-реликвариев, рельефы храмовых дверей и пр. Миниатюра оттоновского ренессан-са: новые типы рукописей: евангелиарий. Школы Трира-Райхенау, Регенсбурга, Кельна: окончательное становление средневековой иератики и разные его аспекты. Искусство 950-1050.гг вне Оттоновской империи: понятие «первого романского стиля». Формирова-ние единого типа церковного здания – сводчатой базилики – и его причины (монастыр-ские реформы, сложение практики паломничества и др.). Роль ломбардских мастеров. Архитектура «первого романского стиля» в Северной Италии, районе Пиреней, Норман-дии, Бургундии. Книжная миниатюра Испании и довильгельмовской Англии: формиро-вание национальных стилей.
  • Искусство Средневековья. Искусство Западнохристианского мира. Искусство романского стиля.
    Характеристика романского стиля как первого большого стиля Средневековья. Сводчатая базилика и ее монументальный декор: общие закономерности Параметры характеристики романской базилики: план, продольный и поперечный разрезы, перекрытие, ярусы стены главного нефа, освещение, декор. Архитектура и монументальная скульптура Франции: основные школы. Паломнические базилики и архитектура Лангедока, Бургундия и школа Клюни, купольные постройки Перигора, Нормандия, Овернь, Пуату, Прованс. Теории происхождения монументальной романской скульптуры и ее основные типы, связь с ар-хитектурой (элементы перспективного портала, тимпанные композиции, типы капителей и пр.), основные темы тимпанных композиций. Сравнение трактовки ордерных элементов и человеческой фигуры в романском искусстве. Сложение региональных школ монумен-тальной скульптуры во Франции (Лангедок, Бургундия, Пуату, Прованс и др.). Романская Англия и ее связь с нормандской традицией. Романская архитектура и монументальная скульптура Италии: культурная, географическая, политическая специфика. Городской соборный комплекс как ведущий тип церковной постройки в Италии. Региональные ар-хитектурные школы: Ломбардия и Эмилия-Романья, Венето, Тоскана, Умбрия, Рим и Ла-ций, Кампанья, Апулия, Сицилия, их специфика в восприятии собственного античного наследия и внешних влияний. «Инкрустационный стиль» в Тоскане и его связь с кругом памятников Проторенессанса. Романская скульптура Италии – специфика регионов. Про-блема авторства как специфика региона (Виллиджельмо, Никола, Бенедетто Антелами). Романская архитектура и скульптура Испании. Романская живопись: проблемы класси-фикации. Монументальная живопись Италии: мозаика и стенопись. Античные и визан-тийские влияния: Рим, Север, Венеция, Сицилия. Монументальная живопись севернее Альп: вопросы техники, стиля, иконографии. Книжная миниатюра романского стиля: ре-гиональные стили и школы, новые типы рукописей («атлантовские библии» и их дерива-ты и др.). «Иконографический взрыв» XII в.
  • Искусство Средневековья. Искусство Западнохристианского мира. Искусство готического стиля.
    Общий обзор (предполагается возможность прослушать на 3 году обучения углубленный курс по выбору «Готика и искусство XV в в Северной Европе». Характеристика культур-ной и религиозной жизни XII в в Европе, понятие «ренессанса XII в». Вопросы происхож-дения готического стиля, его связи с романским и новаторства в конструкции и декоре. Франция как родина готического стиля. Элементы готической конструкции. Специфика готического изобразительного искусства. Архитектура французской готики: «цветущая», «лучистая», «пламенеющая». Скульптура французской готики: новый принцип соотно-шения с архитектурой, развитие основных элементов (от статуи-колонны к фигуре в ни-ше, развитие тимпанной композиции, скульптуры архивольтов, скульптурных элементов вне портала). Витраж как вид монументальной живописи: техника, типы, роль в общем замысле готического здания. Готика вне Франции: история распространения стиля. Фе-номен стиля интернациональной готики. Дискуссия об искусстве XV в севернее Альп и его принадлежности Средним векам или Возрождению.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест
  • неблокирующий Доклад-эссе
    Эссе (письменная работа объёмом до 5-6 стр.) нацелено на разработку навыков описания и овладения научной терминологией искусствоведческого анализа. В качестве тем для эссе предлагаются отдельные памятники и их сопоставление.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Студент составляет сводную таблицу по видам искусства
  • неблокирующий Экзамен
    На экзамене студент должен грамотно сформулировать комплекс проблем, связанных с конкретным вопросом, правильно назвать, корректно описать и датировать 5-6 памятников.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * Доклад-эссе + 0.1 * Домашнее задание + 0.2 * Тест + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Искусство Византии, Райс, Д. Т., 2002
  • Тысячелетнее царство (300 - 1300). Очерк христианской культуры Запада, Воскобойников, О. С., 2014

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История искусств. Отечественное искусство : учебник для вузов, Ильина, Т. В., 2000
  • Культура Средних веков, Карсавин, Л. П., 2003