• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Научно-исследовательский семинар "Исследование эффективности психотерапии"

Статус: Курс по выбору (Системная семейная психотерапия)
Направление: 37.04.01. Психология
Когда читается: 2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Системная семейная психотерапия
Язык: русский
Кредиты: 8
Контактные часы: 80

Программа дисциплины

Аннотация

Научно - исследовательский семинар "Исследование эффективности психотерапии" направлен на формирование у студентов исследовательских компетенций в области научного обоснования и апробации психотерапевтических техник, применяемых для оказания психологической помощи семье. В результате освоения дисциплины студент должен: • Знать основные методологические принципы научного исследования в сфере психотерапии, правовые и этические аспекты научного исследования, направления и основные современные достижения исследований эффективности психотерапии семьи а также исследований семейных дисфункций. • Уметь методологически грамотно разрабатывать и реализовывать программу научного исследования, операционализировать основные исследуемые понятия; адекватно подбирать методики исследования; собирать и анализировать эмпирические данные о характеристиках семейной системы и эффективности психотерапии, проводить статистический анализ данных, интерпретацию полученных результатов, формулировать обоснованные научные выводы и на их основе разрабатывать практические рекомендации и программы внедрения научных результатов в практику. • Владеть навыками систематизации научного знания и опыта психотерапевтической практики; постановки проблемы исследования функционирования семьи и семейной психотерапии, разработки научно-обоснованных программ психотерапии, оценки их эффективности, подготовки научных отчетов, представления результатов исследования в научных публикациях и на научных конференциях. На втором курсе студенты преимущественно занимаются разработкой и апробацией психотерапевтических техник, направленных на оказание помощи при запросах клиентов, связанных с исследуемой проблемной областью. Т.е. занимаются внедрением в практику семейной психотерапии полученных на первом курсе теоретических и эмпирических результатов исследования избранной проблемы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями НИС «Исследование эффективности психотерапии" являются: 1. Включение магистрантов в научную деятельность, формирование культуры научно-исследовательской деятельности, развитие навыков организации, выполнения и представления результатов научных исследований в сфере психологии и психотерапии семьи. 2. Обучение принципам внедрения результатов научных исследований в практику психотерапии. 3. Методологическое обеспечение курсовых работ и магистерских диссертаций в соответствии с современными требованиями.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • 2.1. Умеет самостоятельно разрабатывать программу исследования эффективности психотерапии
  • 2.2. Умеет анализировать и обобщать профессиональную психотерапевтическую литературу, делать самостоятельные выводы, определять научные проблемы
  • 2.3. Умеет самостоятельно подбирать, адаптировать, конструировать методики психотерапевтического воздействия в соответствии с целью и задачами исследования
  • 2.4. Умеет определять критерии эффективности психотерапевтического воздействия, разрабатывать и применять процедуры измерения соответствую-щих критериям параметров
  • 2.5. Умеет определять критерии эффективности психотерапевтического воздействия, разрабатывать и применять процедуры измерения соответствующих критериям параметров
  • 2.6. Умеет определять критерии эффективности психотерапевтического воздействия, разрабатывать и применять процедуры измерения соответствующих критериям параметров
  • 2.7. Умеет самостоятельно проводить математико-статистический анализ данных, собранных в ходе реализации психотерапевтической программы, проверять гипотезы об эффективности программы.
  • 2.8. Умеет наглядно и адекватно представлять результаты научного исследования и апробации психотерапевтической программы. Владеет навыками создания электронных презентаций
  • 2.9.1. Умеет учитывать критику оппонентов, выявлять и корректировать ошибки, допущенные в работе, выявлять сильные стороны проведенного исследования и его ограничения, разрабатывать практические и методические рекомендации на основе результатов апробации психотерапевтической программы
  • 2.9.2. Имеет опыт апробации результатов своих научных исследований на научных конференциях, подготовки научных публикаций
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 2 курс Раздел 2. Научное обоснование, разработка и апробация техник семейной психотерапии
  • 2.1. Программа внедрения результатов эмпирического исследования в практику семейной психотерапии.
  • 2.2. Анализ публикаций психотерапевтических случаев и исследований эффективности психотерапии
  • 2.3. Программа апробации методик психотерапевтического воздействия
  • 2.4. Критерии эффективности психотерапевтической программы
  • 2.5. Реализация разработанной психотерапевтической (консультационной, тренинговой, просветитель-ской и пр.) программы
  • 2.6. Анализ данных, собранных в ходе реализации психотерапевтической программы
  • 2.7. Оценка эффективности разработанной и реализованной программы
  • 2.8. Представление результатов апробации психотерапевтической программы
  • 2.9. Коррекция программы психотерапевтического воздействия на основе результатов ее апробации
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий 2.1. Доклад - Предварительная программа исследования эффективности психотерапии. Обоснование темы
  • неблокирующий 2.2.Доклад - Обзор публикаций по теме, постановка проблемы. План теор. части
  • неблокирующий 2.3.1.Доклад – обоснование выбранных методик и техник
  • неблокирующий 2.3.2. Письменная работа – методологическое обоснование ВКР
  • неблокирующий 2.4. Доклад – обоснование критериев оценки эффективности психотерапевтической программы
  • неблокирующий 2.5.Доклад – презентация хода и предварительных результатов психотерапевтической программы
  • неблокирующий 2.6. Доклад – анализ данных эффективности апробируемой программы
  • неблокирующий 2.7. Доклад – результаты статистического анализа
  • неблокирующий 2.8. Доклад – пре-зентация к предзащите ВКР
  • неблокирующий 2.9. Доклад – выводы, ограничения и дальнейшие перспективы, практические рекомендации
  • неблокирующий 2.10. Представление результатов исследования на конференциях и в научных публикациях
    Факультативно. Наличие публикаций может повысить общую оценку по курсу до 2 баллов.
  • неблокирующий 2.11. Участие в дискуссиях
  • неблокирующий 2.1. Доклад - Предварительная программа исследования эффективности психотерапии. Обоснование темы
  • неблокирующий 2.2.Доклад - Обзор публикаций по теме, постановка проблемы. План теор. части
  • неблокирующий 2.3.1.Доклад – обоснование выбранных методик и техник
  • неблокирующий 2.3.2. Письменная работа – методологическое обоснование ВКР
  • неблокирующий 2.4. Доклад – обоснование критериев оценки эффективности психотерапевтической программы
  • неблокирующий 2.5.Доклад – презентация хода и предварительных результатов психотерапевтической программы
  • неблокирующий 2.6. Доклад – анализ данных эффективности апробируемой программы
  • неблокирующий 2.7. Доклад – результаты статистического анализа
  • неблокирующий 2.8. Доклад – пре-зентация к предзащите ВКР
  • неблокирующий 2.9. Доклад – выводы, ограничения и дальнейшие перспективы, практические рекомендации
  • неблокирующий 2.10. Представление результатов исследования на конференциях и в научных публикациях
    Факультативно. Наличие публикаций может повысить общую оценку по курсу до 2 баллов.
  • неблокирующий 2.11. Участие в дискуссиях
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.07 * 2.1. Доклад - Предварительная программа исследования эффективности психотерапии. Обоснование темы + 0.3 * 2.10. Представление результатов исследования на конференциях и в научных публикациях + 0.07 * 2.2.Доклад - Обзор публикаций по теме, постановка проблемы. План теор. части + 0.07 * 2.3.1.Доклад – обоснование выбранных методик и техник + 0.07 * 2.3.2. Письменная работа – методологическое обоснование ВКР + 0.07 * 2.4. Доклад – обоснование критериев оценки эффективности психотерапевтической программы + 0.07 * 2.5.Доклад – презентация хода и предварительных результатов психотерапевтической программы + 0.07 * 2.6. Доклад – анализ данных эффективности апробируемой программы + 0.07 * 2.7. Доклад – результаты статистического анализа + 0.07 * 2.8. Доклад – пре-зентация к предзащите ВКР + 0.07 * 2.9. Доклад – выводы, ограничения и дальнейшие перспективы, практические рекомендации
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Алмаев, Н.А. Применение контент-анализа в исследованиях личности: методические вопросы : монография / Н.А. Алмаев. - Москва : Институт психологии РАН, 2012. - 167 с. - (Методы психологии). - ISBN 978-5-9270-0242-9. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1060391
  • Боровков А. А. - Математическая статистика - Издательство "Лань" - 2010 - 704с. - ISBN: 978-5-8114-1013-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/3810
  • Научное исследование : курсовые, дипломные и диссертационные работы, Ануфриев, А. Ф., 2004
  • Психологическое исследование : метод. рекомендации по проведению, Куликов, Л. В., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Математическая статистика. Конспект лекций/ПостоваловС.Н., ЧимитоваЕ.В., КармановВ.С. - Новосиб.: НГПУ, 2014. - 140 с.: ISBN 978-5-7782-2531-2
  • Социометрическое исследование динамических процессов в малой группе. (2015). Ukraine, Europe: Sp. z o.o. “Diamond trading tour.” Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B45D6513