Бакалавриат
2020/2021
Онлайн-шейминг
Статус:
Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление:
42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Магера Татьяна Сергеевна
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
46
Программа дисциплины
Аннотация
Курс посвящен феномену онлайн-шейминга – публичному осуждению поведения человека или группы, которое представляется нарушением существующих в обществе социальных норм. В этой ситуации медиа (интернет-издания и социальные сети) становятся инструментом надзора и контроля, а также площадкой для дискуссий о морали, (не)допустимых девиациях и санкциях. В то же время эта медийная форма «общественного суда» сама превращается в источник ряда социальных проблем и угроз. В ходе курса будут, в частности, обсуждаться боди-шейминг, слат-шейминг, виктим-шейминг и другие триггеры социального устыжения. В лекционной части курса рассматриваются понятие, виды, инструменты и эффекты медиашейминга, а также фазы этого процесса; особое внимание уделяется риторике шейминга. В практической части курса студентам предлагается проанализировать конкретный случай онлайн-шейминга и представить результаты своего исследования в форме лонгрида или презентации.
Цель освоения дисциплины
- Формирование представлений о феномене онлайн-шейминга, как медийной форме «общественного суда».
- Формирование представления о различных триггерах социального устыжения.
- Изучение видов, инструментов и эффектов онлайн-шейминга.
Планируемые результаты обучения
- Озвучивает определение шейминга.
- Называет виды шейминга и называет их отличия.
- Называет технологии и инструменты онлайн-шейминга.
- Формулирует предпосылки онлайн-шейминга.
- Анализирует технологии шейминга.
- Анализирует триггеры социального устыжения.
- Называет практики устыжения.
- Дает определения и выявляет отличия между понятиями «стыд», «совесть», «вина».
- Называет определение нормы.
- Характеризует специфику нормы в медиапространстве.
- Формулирует основные последствия шейминга.
- Называет основные способы обезопасить себя от шейминга.
- Создает концепции по защите репутации компании или персоны от последствий шейминга.
Содержание учебной дисциплины
- Понятие и виды шейминга.1.1. Определение шейминга 1.2. Предпосылки возникновения шейминга 1.3. Теория М. Лернера о справедливом мире 1.4. Виды шейминга
- Технологии и инструменты онлайн-шейминга2.1. Задачи онлайн-шейминга 2.2. Норма как базовая сущность шейминга 2.3. Создание дискурса инаковости 2.4. Изучение реакции общественности на нарушение нормы.
- Триггеры социального устыженияДискриминация 3.2. Буллинг и его разновидности 3.3. Социальная стигматизация 3.4. Доксинг 3.5. Порноместь 3.6. Отрицательные отзывы 3.7. Боди-шейминг 3.8. Слат-шейминг 3.9. Виктимблейминг 3.10. Травля
- Специфика создания нормы в медиапространстве4.1. Практики устыжения в новых медиа и социальных сетях 4.2. Схожие элементы в процессах онлайн-шейминга 4.3. Основные темы онлайн-шейминга 4.4. Сходства и различия медиашейминга в традиционных и новых медиа 4.5. Индивидуальный и коллективный онлайн-шейминг
- Последствия шейминга5.1. Вымогательства 5.2. Дегуманизация 5.3. Восстановление правосудия 5.4. Потеря рабочего места 5.5. Репутационные риски и издержки
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.1 * Задание 1 + 0.1 * Задание 2 + 0.2 * Задание 3 + 0.3 * Итоговое задание + 0.2 * Посещаемость + 0.1 * Семинары
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Губанов Д.А., Новиков Д.А., Чхартишвили А.Г. - Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства - Новиков Дмитрий Александрович - 2010 - 226с. - ISBN: 9785-94052-194-5 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/917309
- Касьянов В. В. - СОЦИОЛОГИЯ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 221с. - ISBN: 978-5-534-09839-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociologiya-massovyh-kommunikaciy-428767
- Килборн Б. - Исчезающие люди: Стыд и внешний облик - ООО "Когито-центр" - 2007 - 269с. - ISBN: 978-5-89353-231-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/109176
- Майерс, Д. Социальная психология : учебник / Д. Майерс. — 7-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2015. — 800 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-496-01498-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055383 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055383
- Чернова Г. Р. - СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и специалитета - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 187с. - ISBN: 978-5-534-08299-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/socialnaya-psihologiya-424764
Рекомендуемая дополнительная литература
- Дискурс в современном мире: психологические исследования / под ред. Н.Д. Павловой, И.А. Зачесовой. - Москва : Институт психологии РАН, 2011. - 368 с. - (Труды Института психологии РАН). - ISBN 978-5-9270-0216-0. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1059522
- Леонов Н. И. - КОНФЛИКТОЛОГИЯ 4-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 395с. - ISBN: 978-5-534-10838-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/konfliktologiya-431669
- Мощева С.В. - Экспрессивный потенциал текстов массмедиа. Средства аттракции (на материале рекламного дискурса). Часть 1 - Русайнс - 2019 - 94с. - ISBN: 978-5-4365-3812-9 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/933897
- ПАСТУХОВ А.Г. (2015). О границах медиа: новые медиа и новая медийная культура. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.81AEAFAB
- Политическая коммуникация: опыт мультимодального и критического дискурс-анализа: Монография / Детинко Ю.И., Куликова Л.В. - Краснояр.:СФУ, 2017. - 168 с.: ISBN 978-5-7638-3468-0
- Почебут Л. Г. - СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ТОЛПЫ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 153с. - ISBN: 978-5-534-08339-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/socialnaya-psihologiya-tolpy-438248
- Проблемы психологии дискурса : сборник статей / под ред. Н.Д. Павловой, И.А. Зачесовой. - Москва : Институт психологии РАН, 2005. - 239 с. - ISBN 5-9270-0072-Х. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1058659
- Противоречие и дискурс. – М.: ИФРАН, 2005. – 184 с. ISBN 5-9540-0023-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/346275
- Тард Г. - Общественное мнение и толпа - Издательство "Лань" - 2014 - 91с. - ISBN: 978-5-507-38120-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/47049
- Чернышова Л. И. - ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ: ЭТИКА, КУЛЬТУРА И ЭТИКЕТ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 161с. - ISBN: 978-5-534-10547-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-obscheniya-etika-kultura-i-etiket-delovogo-obscheniya-430797
- Шуровьески Д. - Мудрость толпы. Почему вместе мы умнее, чем поодиночке, и как коллективный разум влияет на бизнес, экономику, общество и государство - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2014 - 320с. - ISBN: 978-5-91657-914-7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62397