• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Ключевые тексты испаноязычных литератур

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 4-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Баженова-Сорокина Александра Дмитриевна, Серебренников Артём Вадимович
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

В процессе освоения дисциплины «Ключевые тексты испаноязычных литератур» студенты систематизируют и углубят знания, приобретенные за время обучения в бакалавриате на таких дисциплинах, как «Правила чтения текстов русской литературы XIX и XX веков», «История литератур Европы и Америки», «Испанский язык» и др.; получат представление об истории испанской литературы; ознакомятся с биографией и творчеством писателей Испании и Латинской Америки; овладеют профессиональной терминологией, методами и навыками чтения и филологического анализа текста на русском и испанском языке; приобретут опыт медленного чтения, перевода и анализа художественного текста на испанском языке. Формы контроля: работа на семинарах (1-2 модули); контрольная работа (конец 1 модуля); подготовка и выступление с презентацией (1-2 модули); эссе (конец 2 модуля).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с традицией испанской и латиноамериканской короткой прозы от ее зарождения в позднем Средневековье до современности, основными литературными течениями и стилями, культурообразующими факторами каждой эпохи;
  • Формирование устойчивых навыков понимания и перевода прозаических текстов, в том числе архаичных, образных, сложных с синтаксической точки зрения и пр.;
  • Совершенствование знаний и компетенций, получаемых в рамках курса испанского языка как третьего иностранного;
  • Развитие навыков устного и письменного комментария и анализа коротких прозаических текстов и эссеистики.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Ознакомление с периодизацией и основными литературными направлениями средневековой испанской литературы;
  • Знание характеристик основных литературных стилей и направлений испанской и латиноамериканской литературы в период с позднего Средневековья до современности;
  • Знание основных принципов построения короткого прозаического произведения;
  • Знание особенностей стиля и поэтики изучаемых авторов;
  • Умение переводить испаноязычные прозаические тексты с учетом специфики эпохи и литературного направления;
  • Умение проводить сопоставительный анализ испаноязычной прозы и ее русских переводов;
  • Умение анализировать испаноязычные прозаические тексты любой сложности (стиль, образность, словарь, синтаксис);
  • Умение отличить средневековый текст от возрожденческого, а барочный от возрожденческого по лексическим, грамматическим и стилистическим особенностям.
  • Способность анализировать возрожденческие и барочные примеры короткой прозы, а также эссеистики, знакомство с историческим контекстом и поэтикой прозы Золотого века.
  • Умение анализировать примеры короткой прозы XIX-XX века, знакомство с номенклатурой и основными направлениями современной эссеистики и короткой прозы.
  • Возможность сопоставлять особенности имперской и постколониальной испаноязычной литературы. Опыт создания микрорассказа на уроке.
  • Владение литературоведческой терминологией на испанском и русском языках;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Периодизация испанской литературы, становление испаноязычной прозы
    Тема 1. Введение. Основные понятия и проблемы периодизации литературы Испании. Специфические термины, связанные с историей литературы Испании: испанское Средневековье и Возрождение, Золотой век (Siglo de Oro), испанское Просвещение. Основные направления и литературные традиции, сформировавшиеся в испанской литературе к XVIII веку. Тема 2. Зарождение испаноязычной прозы. “Граф Луканор” Хуана Мануэля и “Книга благой любви” Хуана Руиса. Сочетание поэзии и прозаического текста. Религиозные, философские и народные источники средневековой испанской прозы.
  • От Средневековья к Романтизму
    Тема 3. Испанский гуманизм. Диалог Меркурия и Харона. Тема 4. Зрелое Возрождение и маньеризм, от философской мысли Возрождения к барокко. Мигель де Сервантес. “Диалог двух собак”. Тема 5. Барочная поэзия и проза. Концептизм и культеранизм, роман сервантесовского типа и пикареска. Проза Франсиско де Кеведо. “Мир изнутри”. Тема 6. Испанское просвещение и переход к романтизму. Костумбристский очерк и эссе испанского романтизма. Очерки Мариано Хосе де Ларра, “Мадридские сцены” Рамона Месонеро Романоса.
  • От XIX века к современности
    Тема 7. Реализм и регионализм в Испании. Латинская Америка и Африка через призму испанского мировидения. “Уголёк” Эмилии Пардо-Басан. Тема 8. Поколение 98 года, исторический контекст и поэтика. “Часы” Пио Барохи. Тема 9. Короткая проза и истоки латиноамериканского бума, неомифологизм. “Макарио” Хуана Рульфо. Тема 10. Испанская литература после гражданской войны. Социальный реализм и постмодернизм. “Запах лука”, “Рецидивист” Рафаэля Санчеса Ферлосио. Тема 11. Современная короткая проза и микрорассказ. Изменение номенклатуры по короткой прозе. Метапроза и пост-постмодернизм. Микрорассказы Хорхе Луиса Борхеса, Алехандро Ходоровски и Аны Марии Шуа. Создание микропрозы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Проект
    Каждый студент, либо студенты в паре работают над проектом — десятиминутной презентацией биографии и особенностей стиля одного из назначенных преподавателем испанских или латиноамериканских писателей.
  • неблокирующий Итоговая работа
    Выполняемая самостоятельно письменная работа по переводу и анализу назначенного преподавателем прозаического текста ХХ века.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.4 * Итоговая работа + 0.4 * Проект + 0.2 * Работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Arsova, J. (2005). GIES, DAVID T, ed. The Cambridge History of Spanish Literature. Cambridge: Cambridge UP, 2004. 863 pp. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FCCD1AF0
  • История испанской литературы, Штейн, А. Л., 2001
  • Теоретическая поэтика: понятия и определения : хрестоматия, , 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Пискорский В.К. - История Испании и Португалии - Издательство "Лань" - 2013 - 280с. - ISBN: 978-5-507-10203-7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/10356
  • Шайтанов И. О. - ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 699с. - ISBN: 978-5-9916-3764-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-zarubezhnoy-literatury-epohi-vozrozhdeniya-426185