Бакалавриат
2020/2021
Политика и религия
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Политология)
Направление:
41.03.04. Политология
Кто читает:
Департамент политики и управления
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Каспэ Святослав Игоревич
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
64
Программа дисциплины
Аннотация
Курс «Политика и религия» поможет заполнить традиционно возникающую в глубоко секуляризованных обществах (в том числе и в российском) лакуну, состоящую в отсутствии или дефиците представлений о роли и значении религиозного фактора в культуре вообще и в политической культуре в частности.
Цель освоения дисциплины
- В результате освоения курса студент должен знать: основные теоретические подходы к анализу сакрального (преимущественно, но не исключительно - социологические); основные теоретические соположения концептов сакрального и политического; основные факты (исторические и современные), в которых такие соположения выразились; основные обстоятельства сакрального происхождения основных компонентов западной политической традиции; основные движущие силы, механизмы и последствия генезиса секулярного общества; основные современные политические импликации крупнейших мировых религий и конфессий.
- В результате освоения дисциплины студент должен уметь: опознавать и анализировать превращенные формы сакрального в политическом и политического в сакральном; ориентироваться в специфике (в том числе – в принципиальных различиях) политических импликаций крупнейших мировых конфессий.
- В результате освоения дисциплины студент должен владеть: навыками теоретической концептуализации соположений политического и сакрального; навыками прикладного политического анализа проблем, возникающих на пере-сечении политики и религии.
Планируемые результаты обучения
- Знает основные теоретические подходы к анализу сакрального (преимущественно, но не исключительно – социологические)
- Знает основные теоретические соположения концептов сакрального и политического
- Студент ориентируется в специфике (в том числе – в принципиальных различиях) политических импликаций крупнейших мировых конфессий.
Содержание учебной дисциплины
- Сакральное, профанное и политические институты. Власть и проблема сотериологии.Представления о посюстороннем и трансцендентном, земном и небесном как культурная универсалия. Вариативность представлений об их конкретном соотношении. Священное, Власть, Закон, Право, Порядок – внутренняя связь понятий. Сотериология и политические формы. Осевое время и его политически релевантные последствия.
- Введение в курс. Сакральное и политическое: соотношение понятийАвтономия сакрального и политического в историческом и цивилизационном контексте – ее частичность, недопустимость ее абсолютизации. Значение теоремы Томаса для социологического исследования религии. Э.Дюркгейм – первая попытка создания социологии сакрального. Сакральное и структурный функционализм. Сакральное и культурная антропология. Сакральное и история. Сакральное и политическая наука.
- Происхождение западных политических представлений – 1: античностьИсходные формы греческой политической мысли. Фюсис, Космос, Логос, Номос. Софисты и проблематизация сакральных оснований политики. Платон и Аристотель – безуспешные попытки их реконструкции. Полис как гражданско-религиозная община и его кризис. Римская сакрально-политическая традиция и ее отличия от греческой. Империя как универсальный сотериологический проект.
- Происхождение западных политических представлений – 2: иудаизмИудаизм и представления о человеке – отличия от античной традиции. Политические эффекты радикального монотеизма. Понятия Завета и «избранного народа». Бог и народ как источники власти. Институты царства, священства и пророчества. Современные политические импликации иудаизма: Холокост, государство Израиль и его внутренняя проблематичность.
- Ислам и политикаИслам – самая молодая авраамитическая религия. Умма – единство сакрального, политического и юридического. Сунна и шия. Ислам «высокий и низкий», исламский универсализм и локальные политические традиции. Ислам в условиях модернизации и исламский фундаментализм как ее продукт.
- Происхождение западных политических представлений – 3: христианствоХристианские представления о человеке и обществе на фоне античности и иудаизма. Отличия функций политической власти в ветхозаветной и новозаветной традициях. Христианство и универсализм. Церковь и государство – соотношение экклесии и политии. Обращение Константина и проблема христианизации политического сообщества. Августиновское решение: два Града.
- Католицизм и политика«Папская революция» (Гарольд Берман). Теория «двух мечей», ее варианты и практические последствия применения. Церковь и Империя: победа Церкви и ее последствия. Первые подступы к модели современного государства (modern state). Макиавеллистская революция и первые опыты десакрализации политики.
- Реформация и политикаПолитические импликации лютеранства и кальвинизма – автономизация политического. Cujus regio ejus religio. Секулярное государство как «превращенная Церковь» (Луи Дю-мон). Латентная сакральность в концептах «демократия» и «нация». Феномен «гражданской религии». «Федеральная теология» и политический смысл идеи Ковенанта.
- Православие и политикаСпецифика положения восточных Церквей. Юстиниан и симфония. Агапит. Идея православного Царства и ее перенос из Византии на Русь. Петровские реформы, монархия и Церковь в синодальный период. Восстановление патриаршества, большевистские гонения и современное положение православной Церкви. «Основы социальной концепции РПЦ».
- Западное христианство и современная политикаКатолицизм и модернизация – в поисках нового модуса сосуществования с секулярной политией. От Контрреформации через Kulturkampf к христианской демократии и II Ватиканскому собору. Понтификат Иоанна Павла II и его значение. Протестантская религиозность в современном мире (case study) – американские неоконсерваторы и Джордж Буш-мл.
Элементы контроля
- Домашнее задание
- ТестЭкзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе Skype (https://www.skype.com/). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Skype. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
- Домашнее задание
- ТестЭкзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе Skype (https://www.skype.com/). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Skype. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.