Бакалавриат
2020/2021
Социология религии
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Социология)
Направление:
39.03.01. Социология
Кто читает:
Департамент социологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
3-й курс, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Сорвин Кирилл Валентинович
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
Курс ориентирован на студентов третьего курса направления подготовки «Социология». Курс имеет целью познакомить студентов с классическими работами в сфере социологии религии, современными работами в этой области, предполагает активное участие слушателей в изучении первоисточников, в подготовке аналитических материалов.
Цель освоения дисциплины
- Цель курса – ознакомление студентов с социологией религии как научной дисциплиной, ее основными понятиями и методологическими принципами, классическими и современными теориями религии, методами и важнейшими результатами эмпирических исследований, с современными социальными
Планируемые результаты обучения
- Знает основные предпосылки возникновения социологического подхода к исследованию религиозных феноменов. Умеет различать социологические и не социологические интерпретации религиозных явлений.
- Знает концепции Конта, Маркса, Зиммеля, объясняющие природу и функции религиозных институтов в обществе. Умеет различать объяснения природы религии, данные в рамках концепции отчуждения и концепции солидарности.
- Знает специфику социологического подхода к исследованию религиозных феноменов. Умеет отличать социологическое объяснение религии от иных теоретических подходов к исследованию данных явлений. Понимает место социологии религии в системе социологического знания вообще
- Знает основные принципы функционалистского подхода к изучению религиозных феноменов. Знает основные преимущества и недостатки различных определений религии. Умеет анализировать религиозные и магические феномены с позиций функционалистского подхода.
- Знает основные критерии отличия религии от магии и науки. Умеет объяснять и интерпретировать причины взаимных переходов магических и религиозных социальных практик, их социальные функции. Умеет объяснять специфику основных религиозных учений с позиций отражения в них интересов определенных социальных групп.
- Знает основные виды религиозных организаций и их признаки. Умеет объяснять социальные основания их существования, основные функции, выполняемые в обществе. Обладает навыками отбирать и подвергать первичному анализу данные о социальных процессах, происходящих в современных религиозных организациях разного типа.
- Знает специфические особенности хозяйственной этики мировых религий. Умеет интерпретировать хозяйственное поведение индивидов с позиций принадлежности их к различным религиозно-хозяйственным этосам.
- Знает основные функции религиозных институтов, выполняемые в обществах различных типов. Умеет выделять их явные и латентные функции, владеет навыком критического анализа информационных источников, содержащие информацию о подобных функциях.
- Знает подходы к анализу экономических явлений с позиций религиозных категорий фетишизма, мистицизма, отчуждения. Умеет объяснять явления фетишизма и отчуждения в областях, не связанных напрямую с религиозной жизнью.
- Знает основные концепции будущего религии, умеет научно объяснять основные тенденции, наблюдаемые сегодня в развитии религиозных институтов.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Идейные предпосылки возникновения социологии религии. Философия религии как первая форма рационального исследования религиозных феноменовСпецифика социологии религии как научной дисциплины. Формирование основных идейных предпосылок возникновения социологии религии. Специфика философского отношения к религии в Средневековье. Рационализация религии в картезианстве. Теоретическое осмысление социальных функций религии в концепциях «гражданской религии» эпохи Нового времени (Локк, Монтескье). Формирование в кантианстве представлений об автономности религиозного опыта. Распространение агностицизма как предпосылка формирования позитивистского отношения к религии. Описание в немецкой классической философии логических механизмов формирования религиозных феноменов. Кант об объективных причинах наибольшей распространенности монотеистических учений. Формирование основ концепции «промонотеизма». Обоснование Гегелем причин наибольшей распространенности в мире христианства. Философия о разрешении в рамках религиозного опыта фундаментальных противоречий человеческого бытия и человеческого сознания.
- Тема 2. Формирование основ социологии религии в трудах основоположников и классиков социологии.О. Конт: религия как конституирующий элемент общества на первой стадии его исторического развития; ее вытеснение наукой на "позитивной стадии". Религиозное мировоззрение как всеобщая стадия развития духовных феноменов. Теория «трех стадий» эволюции религии и ее критика в последующей науке. Критика Марксом младогегельянских представлений о взаимосвязи общества и религии. Религиозные феномены как «объективные мыслительные формы». связь религии с социальной структурой общества. Религия как "отчужденное сознание", ее социальные корни и функции в качестве идеологической надстройки над экономическим базисом. Г. Спенсер: религия в промышленно развитом обществе с рыночной экономикой, ее роль в качестве средства социального контроля.
- Тема 3. Предмет и метод социологии религииСпецифика социологического отношения к религии. Социология религии в системе наук, изучающих религию. Вклад различных наук в понимание религии как феномена культуры, закономерности и социальной обусловленности ее существования, ее происхождения, развития и функционирования (история, этнография, языкознание, социальная антропология). Религия как коммуникативная система; социология и психология религии. Социология религии в системе социологического знания, ее отношения с другими социологическими дисциплинами, с общей теорией социологии. Значение социологического изучения религиозной сферы жизни общества, критерии его оценки и требования профессиональной этики – объективность институт научная обоснованность, "интеллектуальная честность" и ответственность.
- Тема 4. Религия как фактор социальной интеграции: Э. Дюркгейм. Функционалистский подход.Метод Дюркгейма в исследовании религиозных феноменов. Изучение простейших исторических форм явления как способ познания его развитых форм в философии (Гегель) и политической экономии (Маркс). Преимущества, недостатки и границы данного метода. Элементарные формы религиозной жизни и их универсальные характеристики: определение религии, рассматриваемой как социальный факт. "Священные вещи" и их социальная функция. Современные подходы к пониманию священных вещей. Роль священных вещей в современных концепциях антропогенеза (А. Лобок). Религия как коллективное представление (верование, миф), коллективное действие (ритуал, культ) и объединение людей в "моральную общность" (церковь). "Механическая солидарность": религия как фактор интеграции в традиционном обществе. Тотем и клан. Табу. Религия, право и мораль как факторы поддержания нормативного порядка и социального равновесия. Органическая солидарность, изменение роли и возможностей религии с развитием социальной дифференциации в секулярном мире. Взаимосвязь социологии религии и социологии знания в концепции Дюркгейма. Интерпретация категорий как проявления социальной природы человека. Б. Малиновский: рациональное овладение окружающим миром (наука); магия и социальная функция магического ритуала, тотемизм с точки зрения социологии примитивной магии; религия как институт культуры: социальная функция религиозных ритуалов жизненного цикла; священная традиция (мораль, вера, миф) и преодоления кризисных ситуаций. Полемика с Дюркгеймом. А.Р. Рэдклифф-Браун: религия и общество; социологическая теория тотемизма; табу, социальные санкции. Р. Белла: религия как символическая система.
- Тема 5. Разнообразие религиозных форм и социальное разнообразие общества. Религия и социальная стратификация.Основные положения социологии религии Вебера, метод исследования религиозных феноменов. Религия как способ рационализации человеческой деятельности; ее отличие от магии. Магия и религия в концепциях Фрезера, Дюркгейма и Вебера: сравнительный анализ. Магия как повседневность в архаическом обществе; харизма и неповседневность. Рациональные способы интерпретации неудач жреческого сословия в магии и религии. Социальные преимущества религии над магией. Социальные причины возникновения этических религий и монотеизма. Выражения интересов и мировоззрения различных социальных слоев в различных религиозных учениях: особенности крестьянской религиозности, религиозности военной знати и профессиональной армии, бюрократии и купечества. Христианство как «городская религия». Религия и социальная стратификация. Отражение интересов различных социальных групп в различных аспектах религиозных учений. Кастовая система как религиозно - детерминированная система социального неравенства. Механизмы влияния религии на социальную стратификацию в моно- и многоконфессиональных обществах. Религиозная принадлежность и социальный статус. "Религия бедных" и "религия богатых". Теодицея. Относительная самостоятельность эволюции религиозных учений, внутренние и внешние причины их рационализации. Религия как фактор социального изменения. Харизма и пророчество. П. Сорокин о религиозном расслоении общества и религиозных перегруппировках – переходах из одной религии в другую. Религия и социальная мобильность.
- Лекция 6. Хозяйственная этика мировых религий.Сравнительный анализ мировых религий как идеальных типов отношений к миру. Религиозная этика и мирские сферы человеческой деятельности (политика, образование, семья, художественное творчество и др.). Хозяйственная этика мировых религий. Протестантская этика и дух капитализма: мирская аскеза и развитие предпринимательской деятельности. Авантюристический и западный капитализм. Хозяйственная этика православия. Смыл процесса труда и его цели, сравнение с протестантизмом. Роль православия в хозяйственном развитии России. Социальная концепция РПЦ. Старообрядчество и российский капитализм. Хозяйственная этика ислама. Понятия ортодоксальной или ортопраксической религий. Понимание «своего и чужого» в исламе. Ислам в традиционном, индустриальном и постиндустриальном обществах. Хозяйственная этика иудаизма. Специфика иудейской диаспоры, ортопраксический характер иудаизма, понимание «своего и чужого», сравнение с исламом. Иудаизм в меняющимся мире. Хозяйственная этика конфуцианства и индуизма. "Расколдование мира" как завершение религиозной эволюции. Угасание традиционных религий как симптом упадка западной цивилизации; противоречие между религией и миром науки.
- Лекция 7. Социальные формы организации религии.Определение религиозной принадлежности по родовой принадлежности в "диффузных религиях". Возникновение "организованной религии", ее характерные черты: образование иерархии, догматизация, конфессионализация. Духовенство и миряне. Роль девиантных и маргинальных групп в формировании организованной религии. Превращение харизматической группы в религиозную организацию ("рутинизация харизмы"). Церковь как социальный институт. Внутреннее противоречие социальной институтционализации религии. Другие объединения людей по религиозному признаку (жреческая коллегия, религиозное братство, монашеский орден). Современная типология религиозных организаций: церковь, секта, деноминация, культ, их определения. Социо-культурный признак как основной признак классификации. Особенности отношения к миру, членства, возраста инициации, организационной структуры, типа лидерства, ориентации учения, динамики, характерных для различных типов религиозных организаций. Религиозный фундаментализм. Вебер о социальной ориентации церкви и секты. Дискуссии об устойчивости-неустойчивости секты, рутинизация харизмы. Возникновение и социальная эволюция старообрядчества. Секты и деноминации в современной России.
- Лекция 8. Религия и социальная система.Религиозная легитимация нормативного порядка; религия как фактор стабильности и "социетальной интеграции" (Т. Парсонс), "поддержание культурного образца". Функция религии в социальном конструировании реальности (П. Бергер, Т. Лукман): сакрализация и космизация социального порядка. Функция религии в обществе как социальной системе, охватывающей все действия, соотносимые друг с другом в коммуникации через взаимосогласование действий и переживаний участников общения (Н. Луман). Функциональность и дисфункциональность религии, "латентные" функции религии (Р. Мертон). Изменение характера и степени воздействия религии как символической системы (Р. Белла) на общество на разных этапах его эволюции.
- Лекция 9. Религиозные феномены за пределами религиозной сферы.Критика Марксом младогегельянских концепций преодоления религиозных иллюзий. Иллюзия как социальный феномен, иллюзия и отчуждение. Религиозный характер экономических феноменов: товарный фетишизм, денежный фетишизм, капитал как фетиш. Завершение эволюции экономического фетишизма в банковском капитале. «Магическая способность денег». Универсальный характер методологии исследования Марсом отчужденных феноменов в экономическом фетишизме (Жижек). Логика самоотрицания отчужденных феноменов: христианство и капитал. Понятие симулякра (Бодрийяр). Кризисы, война и стиль как современные формы экономического самоуничтожения.
- Лекция 10. Религия в современном мире. Будущее религии.Секуляризация, модернизация, экуменизм – основные понятия, описывающие тенденции современного развития религии. Проявление и противоречивые последствия секуляризации Изменение традиционного облика и функций религии. Дилемма модернизации-традиционализма, решение данной дилеммы в основных религиях современности. Модернизация в православии и католицизме. Понятия экуменизма в широком и узком смыслах. Экуменическое движение, Церковь Единения. Дискуссии вокруг экуменизма. Классики социологии (Конт, Маркс, Дюркгейм, Вебер) о будущем религии. Концепции отмирания религии. Теории «новой религиозности». "Гражданская религия" в США. Религия «по ту сторону теизма». Возможна ли религия без метафизики? Современные мировоззренческие проблемы. Наука и формирование новой онтологии. Что современное естествознание оставляет для религии? Мировоззренческие дискуссии вокруг «теории Большого взрыва». Концепция «Большого взрыва» и космологическое доказательство бытия Бога. Метафизические апории современного естествознания. Процесс «заколдовывания мира» в постиндустриальном обществе. Возрождение магических практик. Все возвращается на круги своя?
Элементы контроля
- Выполнение домашних заданий, участие в обсуждениях на онлайн семинарах
- Контрольная работа
- Экзамен
- Выполнение домашних заданий, участие в обсуждениях на онлайн семинарах
- Контрольная работа
- Экзамен
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.4 * Выполнение домашних заданий, участие в обсуждениях на онлайн семинарах + 0.3 * Контрольная работа + 0.3 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Социология : ее предмет, метод, предназначение, Дюркгейм, Э., 1995
- Социология религии : учеб. пособие для вузов, Гараджа, В. И., 2005
- Социология, Гидденс, Э., 2005
- Человек в обществе : система социологических понятий в кратком изложении: в помощь школьникам старших классов для подготовки к олимпиаде и ЕГЭ и студентам младших курсов, Сорвин, К. В., 2013
Рекомендуемая дополнительная литература
- Избранное. Образ общества, Вебер, М., 1994
- Избранное. Протестантская этика и дух капитализма, Вебер, М., 2013
- Очерки из истории классической философии, Сорвин, К. В., 2001
- Социология : сб., Маркс, К., 2000