Бакалавриат
2020/2021
Продвинутый курс арабского языка
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс по выбору (Востоковедение)
Направление:
58.03.01. Востоковедение и африканистика
Кто читает:
Школа востоковедения
Где читается:
Факультет мировой экономики и мировой политики
Когда читается:
4-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Джума Мохаммад Гхалеб,
Зелтынь Андрей Владимирович,
Матросов Валерий Анатольевич,
Мещерина Кира Владимировна,
Мищенко Алексей Иванович,
Эль-Кальюби Рами Мохамедович
Язык:
русский
Кредиты:
21
Контактные часы:
542
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина Продвинутый курс арабского языка (4 курс) является продолжением дисциплины Продвинутый курс арабского языка (3 курс) и направлена на развитие практических навыков применения арабского языка в различных сферах жизни и трудовой деятельности. Опираясь на знания, полученные в результате предыдущих трёх лет изучения языка, студент осваивает тонкости употребления лексических клише, идиом, устойчивых грамматических конструкций, развивает навыки восприятия речи на слух и поддержания беседы, а также навыки реферирования текстов различных функциональных стилей.
Цель освоения дисциплины
- Целью настоящей дисциплины является развитие у обучаемых таких знаний, умений и навыков, которые позволят им в короткие сроки адаптироваться к выполнению своих профессиональных обязанностей в сфере, связанной прямо или косвенно с регионом Ближнего Востока и Северной Африки
Планируемые результаты обучения
- Владеет лексикой темы, способен делать доклады и поддерживать дискуссии по тематике раздела.
- Владеет лексикой и стилистическими особенностями тематического раздела, может читать "с листа" незнакомые тексты в рамках тематического блока, грамотно переводить их на русский язык, не выходя за рамки стиля публицистики (и обратно - с русского на арабский).
- Выделяет отличительные черты стилистики Корана и сунны в рамках тематики раздела. Знаком с лексикой раздела, может рассуждать на арабском языке на актуальные темы, связанные с проблематикой раздела.
- Владеет необходимой лексикой, грамматикой, синтаксическими и стилистическими особенностями, а также познаниями в изучаемой области для успешного написания финального эссе.
- Владеет навыками восприятия информации на слух, реконструирования упущенных фрагментов речи, использования полученной информации для трансляции и обсуждения.
- Владеет навыками подготовленной и спонтанной монологической и диалогической речи. Владеет тематикой раздела.
- Владеет навыком аргументированного устного высказывания. Владеет тематикой раздела.
- Владеет навыком аудиовизуального восприятия на изучаемом языке. Владеет тематикой раздела.
- Владеет навыком чтения с выделением главной информации. Владеет тематикой раздела.
- Владеет навыком моделирования диалогического общения. Владеет тематикой раздела.
- Владеет навыком выступления с подготовленным сообщением. Владеет тематикой раздела.
- Владеет тематикой раздела, стилистическими особенностями изучаемых текстов. Способен использовать изучаемую информацию для поддержания беседы.
Содержание учебной дисциплины
- Базовый учебник. Тема 1Ближневосточная проблема: история, актуальное состояние, перспективы
- Базовый учебник. Тема 2Пути выхода из иракского кризиса
- Базовый учебник. Тема 3Истоки терроризма и борьба с ним в арабских странах
- Базовый учебник. Тема 4Единство арабских государств: попытки осуществления и реальность
- Базовый учебник. Тема 5Система политической власти в странах региона
- Базовый учебник. Тема 6Межарабские разногласия и пограничные споры
- Базовый учебник. Тема 7Этноконфессиональные отношения на государственном и региональном уровне
- Базовый учебник. Тема 8Семейные традиции и положение женщин в арабском обществе
- Базовый учебник. Тема 9Медицина и здравоохранение в странах региона
- Базовый учебник. Тема 10Безработица как фактор нестабильности в регионе
- Базовый учебник. Тема 11Неравномерность экономического развития стран региона
- Базовый учебник. Тема 12Внешняя политика арабских государств и их участие в международных организациях
- Базовый учебник. Тема 13Проблема прав человека в арабских странах в контексте международных отношений
- Базовый учебник. Тема 14Глобализационные тенденции на Ближнем Востоке и процесс интеграции стран региона в мировое сообщество
- Базовый учебник. Тема 15Участие стран региона в обеспечении международной энергетической безопасности
- Базовый учебник. Тема 16Российско-арабские отношения и внешняя политика России на Ближнем Востоке
- Язык арабских СМИ. Тема 1Отражение в арабских СМИ визитов
- Язык арабских СМИ. Тема 2Отражение в СМИ тематики переговоров
- Язык арабских СМИ. Тема 3Использование нефтяных ресурсов и его отражение в арабских СМИ
- Язык арабских СМИ. Тема 4Аспекты внешнеэкономической деятельности и их отражение в арабских СМИ
- Коран и сунна в современном контексте. Тема 1Коран и сунна о знаниях
- Коран и сунна в современном контексте. Тема 2Коран и сунна о социальном устройстве, экономике и управлении
- Коран и сунна в современном контексте. Тема 3Коран и сунна о джихаде
- Коран и сунна в современном контексте. Тема 4Коран и сунна о правах женщины
- Коран и сунна в современном контексте. Тема 5Эсхатология в Коране и сунне
- Коран и сунна в современном контексте. Подготовка к написанию эссеРабота в группах над финальным эссе по теме аспекта
- Аудирование. Тематический раздел 1Документальные фильмы: 1. وثائقي | جيمس بوند.. القصة الحقيقية «Джеймс Бонд. Подлинная история» (телеканал Al-Jazeera) 2. السوق المفتوح... ذكاء في البيع والشراء «Свободный рынок… покупать и продавать с умом» (телеканал Al-Jazeera) 3. أيرس... تكنولوجيا تربية النحل «Компания "Айрис"…Технология пчеловодства (телеканал Al-Jazeera)
- Аудирование. Тематический раздел 2Телепередачи: 1. محطات («Эпизоды»). Еженедельные выпуски (телеканал Al-Arabiya) 2. بانوراما («Панорама»). Еженедельные выпуски (телеканал Al-Arabiya)
- Лингвострановедение. Тема 1Развитие навыков подготовленной и спонтанной монологической и диалогической речи. Тема: общие сведения о странах региона. Государственная символика.
- Лингвострановедение. Тема 2Построение аргументированного устного высказывания. Тема: географическое положение и рельеф.
- Лингвострановедение. Тема 3Аудиовизуальное восприятие на изучаемом языке. Тема: природа.
- Лингвострановедение. Тема 4Чтение с выделением главной информации. Тема: религия и летоисчисление в странах изучаемого региона.
- Лингвострановедение. Тема 5Моделирование диалогического общения. Тема: народные обычаи и традиции. Гостеприимство. Праздники.
- Лингвострановедение. Тема 6Выступление с подготовленным сообщением. Тема: традиционные занятия.
- Лингвострановедение. Тема 7Чтение текстов. Художественная литература и публицистика. Тема: научное наследие.
- Лингвострановедение. Тема 8Чтение текстов. Художественная литература и публицистика. Продолжение. Тема: литературные традиции.
- Лингвострановедение. Тема 9Чтение текстов. Художественная литература и публицистика. Продолжение Тема: исторические памятники.
Элементы контроля
- БУ. Письменный аспектПроводятся в онлайн формате - на платформе ZOOM, или сдаются в форматах pdf и word. Конкретные задания указываются в системе LMS; их количество и вес определяются ведущим преподавателем. Ни один отдельно взятый элемент не превышает 0,3 от итоговой оценки и не является блокирующим. По блокам аспект делится на: СВЗ (25%), проверочные (20%), творческие задания (25%), домашние задания (15%), лексические диктанты (15%).
- БУ. Устный аспектТекущий контроль проводится на платформе ZOOM. Конкретные задания указываются в системе LMS; их количество и вес определяются ведущим преподавателем. Ни один отдельно взятый элемент не превышает 0,3 от итоговой оценки и не является блокирующим.
- Круглые столыНа протяжении курса проводятся два круглых стола. Проводятся на платформе ZOOM.
- СМИ. Чтение и перевод по заданной тематикеТекущий контроль проводится в онлайн-формате на платформе Zoom.
- СМИ. Чтение и перевод с листаТекущий контроль проводится в онлайн-формате на платформе Zoom.
- СМИ. Реферирование-изложение материалов арабских СМИТекущий контроль проводится в онлайн-формате на платформе Zoom
- Аспект "аудирование"Все виды контроля проводятся на платформе Zoom
- Лингвострановедение. ДиалогТекущий контроль реализуется на платформе Zoom.
- Лингвострановедение. Устное сообщениеТекущий контроль реализуется на платформе Zoom.
- Аспект: Коран и сунна в современном контекстеВсе формы контроля принимаются или устно на платформе Zoom, или в форматах pdf | word
- Итоговая письменная работаИтоговая письменная работа проводится на основе аспекта БУ. Письменная итоговая работа проводится на последнем занятии в модуле перед сессией в один день для всех групп. В случае необходимости дистанционной сдачи экзамен проводится на платформе ZOOM. Подключиться следует согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка ZOOM. Должна быть обеспечена возможность слышать преподавателя/преподавателей. Для написания работы студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться согласно точному расписанию, во время выполнения работы включить камеру и микрофон. Во время выполнения работы студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Допускается использование арабского-русского словаря Баранова в печатном издании, использование электронных версий словаря запрещено. Кратковременным нарушением связи во время выполнения работы считается нарушение связи менее 5 минут. Долговременным нарушением связи во время выполнения работы считается нарушение более 5 минут. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить выполнение работы.
- Устный экзаменУстный экзамен за 1-2 модули проводится на основе аспектов "Язык СМИ" и БУ. Экзамен проводится на платформе ZOOM. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка ZOOM. Должна быть обеспечена возможность слышать преподавателя/преподавателей. Для сдачи экзамена студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться согласно точному расписанию, во время выполнения работы включить камеру и микрофон. Во время подготовки и сдачи студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Допускается использование арабско-русского словаря Баранова в печатном издании, использование электронных версий словаря запрещено. Кратковременным нарушением связи во время выполнения работы считается нарушение связи менее 5 минут. Долговременным нарушением связи во время выполнения работы считается нарушение более 5 минут. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить выполнение работы.
- Результирующая оценка за 3 курс
- Результирующая оценка по итогам 2 модуля
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.06 * Аспект: Коран и сунна в современном контексте + 0.105 * БУ. Письменный аспект + 0.06 * БУ. Устный аспект + 0.2 * Итоговая письменная работа + 0.03 * Круглые столы + 0.3 * Результирующая оценка за 3 курс + 0.013 * СМИ. Реферирование-изложение материалов арабских СМИ + 0.018 * СМИ. Чтение и перевод по заданной тематике + 0.014 * СМИ. Чтение и перевод с листа + 0.2 * Устный экзамен
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.048 * Аспект "аудирование" + 0.096 * БУ. Письменный аспект + 0.06 * БУ. Устный аспект + 0.2 * Итоговая письменная работа + 0.03 * Круглые столы + 0.033 * Лингвострановедение. Диалог + 0.033 * Лингвострановедение. Устное сообщение + 0.3 * Результирующая оценка по итогам 2 модуля + 0.2 * Устный экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Арабский язык : теория и технология перевода: учеб. пособие, Финкельберг, Н. Д., 2010
- Арабский язык : учеб. пособие по теме "Экономика", Ибрагимов, И. Д., 2007
- Арабский язык. Регионоведение : учебник, Пантюхин, Н. Я., 2017
- Арабско-русский словарь, Баранов, Х.К., 2007
- Лингвострановедение : учебное пособие по арабскому языку : с мультимедийным обеспечением, Кухарева, Е.В., 2014
Рекомендуемая дополнительная литература
- Arthur Jeffery. (2009). The Foreign Vocabulary of the Quran. Piscataway: Gorgias Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2262666
- Акаш, Б. (2011). Анализ Перевода Политического Интервью С Русского Языка На Арабский. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4B59E5D8
- Аль-отаиби, Б. (2012). Особенности Перевода Фразеологизмов С Арабского Языка На Русский. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E6150C92
- АМАР СЕТТИ АЛИ. (2014). Лингвокультурологический Аспект Перевода Рассказа И.А. Бунина «Темные Аллеи» На Арабский Язык. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.75D5F435
- Берникова, О.А. Арабская грамматика в таблицах и схемах : справочник / О. А. Берникова. — Санкт-Петербург : КАРО, 2015. — 144 с. - ISBN 978-5-9925-1007-2. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1049502 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1049502
- ВЛАСОВА ЮЛИЯ ЕВГЕНЬЕВНА. (2014). Арабские Реалии Как Объект Изучения Лингвострановедения (Арабские Страны). Вестник Российского Университета Дружбы Народов. Серия: Теория Языка. Семиотика. Семантика, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16417254
- Габдреева Н.В., Светлова Р.М., Агеева А.В. - Словарь технических терминов с переводом на английский, французский, испанский, китайский, арабский языки - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - 198с. - ISBN: 978-5-9765-2977-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/102570
- Ибрагимов, И.Д. Арабский язык. 150 диалогов : учебное пособие / И. Д. Ибрагимов. — Санкт-Петербург : КАРО, 2014. - 208 с. - ISBN 978-5-9925-0899-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1049506 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1049506
- Ковыршина, Н. (2007). Арабский язык и некоторые аспекты межкультурной коммуникации. Вестник Российского Университета Дружбы Народов. Серия: Вопросы Образования: Языки и Специальность, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14205918
- Корановедение, Кулиев, Э. Р., 2011
- Скалозубова, О. С. (2011). Арабский язык: практика перевода: учеб.-метод. пособие для студентов фак. междунар. отношений спец. 1-23 01 03 «Лингвострановедение» / О. С. Скалозубова. — Минск: БГУ, 2011. — 38 с. Belarus, Europe: БГУ. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F5749AC8
- Сканави А.А. - Бизнес-этикет в арабских странах - КноРус - 2017 - 155с. - ISBN: 978-5-406-00356-5 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/926786
- Тюрева Л. С. - АРАБСКИЙ ЯЗЫК: ПОРОДЫ ГЛАГОЛОВ. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 126с. - ISBN: 978-5-534-10016-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/arabskiy-yazyk-porody-glagolov-429134
- Тюрева Л. С. - АРАБСКИЙ ЯЗЫК. КУЛЬТУРА И ИСТОРИЯ ИСЛАМА 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 320с. - ISBN: 978-5-534-00026-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/arabskiy-yazyk-kultura-i-istoriya-islama-437872
- Эль сабрути Р.Р. - Введение в стилистику арабского языка - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - 168с. - ISBN: 978-5-9765-3343-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/102547