• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Научно-исследовательский семинар "Социология деловой сферы"

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Социология публичной и деловой сферы)
Направление: 39.04.01. Социология
Когда читается: 2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Социология публичной и деловой сферы
Язык: русский
Кредиты: 8
Контактные часы: 70

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «Научный семинар «Социология деловой сферы» является всесторонняя подготовка студентов к подготовке магистерской диссертации. Специфика данного НИС заключается в том, что акцент делается на формировании проблемно-исследовательского и проблемно-практического видения социальной реальности, на развитии навыков самостоятельной исследовательской работы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • написание магистерской диссертации
  • написание обзора литературы как части магистерской диссертации
  • разработка инструментария эмпирического исследования для магистерской диссертации
  • проведение анализа собранных эмпирических данных для магистерской диссертации с помощью статистических методов
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • способен применять научно-теоретические знания к анализу поставленной практической проблеме
  • знать требования, предъявляемые к содержанию магистерской диссертации, ее оформлению, в том числе по списку используемых источников
  • формулировать исследовательскую проблему, вопрос эмпирического исследования
  • предложить теоретическую модель исследования, адекватную поставленной задаче
  • подготовить программу поискового исследования с применением качественных методов
  • предложить методологию будущего исследования
  • уметь формулировать гипотезы исследования
  • знать основные теоретические и методологические подходы к планированию и подготовке научного исследования
  • способен определить объект исследования, позволяющий получить необходимые данные и доступный для студента
  • способен предлагать и применять статистические методы анализа эмпирических данных
  • способен описать выполненную работу в соответствии с академическими стандартами
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 2. Проблемы и вопросы исследования
    Формулирование проблемы исследования. Аргументация постановки вопросов и задач исследования. Объект и предмет исследования. Основные и частные задачи исследования. Разбор примеров и вариантов поставки исследовательских вопросов в рамках определенной проблемной области. Защита темы диссертационной работы. Определение темы курсовой работы. Разработка теоретической базы исследования.
  • Тема 3. Системное описание объекта исследования
    Основные задачи системного описания объекта. Системное описание объекта как модель (идеальный тип) функционирования объекта исследования, его основных элементов и связей. Графическое представление системного объекта исследования. Особенности объекта исследования в приложении к исследовательскому вопросу. Разбор примеров системных описаний в отечественных и зарубежных исследованиях, их ограничения и особенности.
  • Тема 4. Предварительное поисковое исследование
    Проведение предварительного исследования для подтверждения, детализации, проверки адекватности системного описания объекта, сформулированных исследовательских во-просов. Анализ полученных результатов в приложении к теме диссертации. Защита результатов и выводов предварительного поискового исследования.
  • Тема 5. Методология диссертационного исследования
    Разработка дизайна исследования под цели и задачи диссертационной работы. Проработка и обсуждение нескольких вариантов методологии. Оценка имеющихся ресурсов для проведения эмпирического исследования, учет возможностей в предлагаемой методологии. Отработка оценки соответствия выбранной методологии поставленным задачам исследования. Анализ ограничений выбранной методологии в контексте поставленных за-дач.
  • Тема 6. Гипотезы и операционализация исследования
    Виды гипотез исследования как научно-обоснованных предположений. Требования к гипотезам. Разработка гипотез для диссертационного исследования. Аргументированная оценка выдвинутых гипотез, их обоснования с помощью обращения к анализу литературы, проработка путей проверки гипотез. Предложение индикаторов для основных теоретических конструктов, оценка их применимости для диссертационного исследования. Защита гипотез с соответствующей операционализацией.
  • Тема 7. Проведение диссертационного исследования
    Представление и синопсис диссертационной работы. Поиск и переговоры с площадкой для сбора данных. Подготовка писем, обращений, форм для согласования и проведения полевого исследования. Планирование сбора и первичной обработки данных.
  • Тема 8. Анализ полученных результатов
    Применение набора методов обработки и анализа первичных данных. Реализация соответствующих гипотезам операций с данными. Описание полученных результатов, про-верка гипотез. Интерпретация данных в контексте исследовательского вопроса и теоретической базы исследования.
  • Тема 9. Подготовка диссертационной работы
    Представление результатов диссертационной работы в академическом формате, как в тексте, так и с презентации. Проработка визуализации ключевых выводов и представления данных. Оформление работы в соответствии с академическим форматом.
  • Тема 1. Определение проблемного поля исследования и подготовка обзора литературы
    Представление преподавателями сфер исследовательских интересов. Презентации основ-ных исследовательских проектов, реализуемых ЦИСОТиДС. Знакомство с основными базами данных библиотечных ресурсов, алгоритмами поиска научных источников, ос-новные подходы к написанию обзоров и анализа отобранных работ. Соотнесение поставленной проблемы с результатами обзоров и анализом литературы. Написание критического обзора, рецензии на научную публикацию.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий работа на семинарских занятиях
  • неблокирующий выполнение домашних работ
  • неблокирующий работа на семинарских занятиях
  • неблокирующий выполнение домашних работ
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * выполнение домашних работ + 0.5 * работа на семинарских занятиях
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.5 * Промежуточная аттестация (2 модуль) + 0.5 * работа на семинарских занятиях
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Использование SPSS в социологии. Ч.2: Анализ данных: общие принципы, суммарные статистики и графики, Пациорковский, В. В., 2000
  • Использование SPSS в социологии. Ч.3: Анализ данных: меры сравнения, прогнозирования и моделирования, Пациорковский, В. В., 2002
  • Методы социологического исследования : учеб. пособие для вузов, Девятко, И. Ф., 2006
  • Методы социологического исследования : учеб. пособие для вузов, Девятко, И. Ф., 2009
  • Социологическое исследование : методология, программа, методы, Ядов, В. А., 1995
  • Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности, Ядов, В. А., 2000
  • Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности: учеб. пособие, Ядов, В. А., 2012

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Thomas W. Miller. (2014). Modeling Techniques in Predictive Analytics : Business Problems and Solutions with R, Revised and Expanded Edition. [N.p.]: Pearson FT Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1600984