Бакалавриат
2020/2021
Научно-исследовательский семинар "Лексическая типология"
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Фундаментальная и компьютерная лингвистика)
Направление:
45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Кто читает:
Школа лингвистики
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
30
Программа дисциплины
Аннотация
Цели освоения дисциплины «Лексическая типология» включают ознакомление со следующими языковыми феноменами и лингвистическими представлениями: представление о лексике как о сложно организованной системе; типологическое изучение систем языковых значений; способы выражения лексического значения говорящим; типы и механизмы ошибочного выражения лексического значения.
Цель освоения дисциплины
- В результате освоения дисциплины студент должен: знать базовые понятия лексики, основные принципы организации лексики и основные параметры вариативности лексических значений; уметь выявлять лексически выраженные значения, сравнивать и систематизировать их; владеть базовыми навыками и методами анализа лексических значений. Дисциплина относится к циклу гуманитарных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих профессиональную подготовку. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: Языковое разнообразие (лингвистическая типология, социолингвистика, языки России, языки мира); Теория языка (морфология, синтаксис, семантика, дискурс).
Планируемые результаты обучения
- знает объект изучения лексической типологии
- анализирует ошибки нестандартных носителей языка
- знает особенности разных подходов в лексической типологии
- умеет читать разные виды семантических карт
- соотносит материал известных ему языков с семантической картой
- выявляет релевантные параметры для существующих в системе противопоставлений
- анализирует лексический материал, систематизирует его
- находит закономерности поведения лексических единиц
Содержание учебной дисциплины
- ВведениеЛексическая типология и исследование системных ошибок как ключи к лексико- семантической системе естественного языка и как методика изучения лексической семантики и семантики синтаксиса.
- Проблема системности в лексикеОсобенности предлагаемых методик и практика их применения. Пробная разметка фрагмента корпуса ошибок. Примеры типологического анализа калькированной лексики и конструкций.
- Особенности ошибок наследников, принципы их анализа, классификации и корпусной разметки; возможность построения типологии в этой областиОсобенности ошибок наследников, принципы их анализа, классификации и корпусной разметки; возможность построения типологии в этой области.
- Основные подходы к лексической семантике и лексической типологииОсновные подходы к лексической семантике и лексической типологии: компонентный анализ, МСШ, подход Вежбицкой-Годдарда, Неймегенской группы, группы Анны А. Зализняк и др.
- Компьютерные методы в лексической типологииМетоды сбора и обработки данных, автоматические методы построения анкет и семантических карт
- Пример лексико- типологического исследования: AquamotionПример лексико- типологического исследования: Aquamotion.
- Пример лексико- типологического исследования: глаголы вращенияПример лексико- типологического исследования: глаголы вращения.
- Пример лексико- типологического исследования: глаголы звукаПример лексико- типологического исследования: глаголы звука.
- Пример лексико- типологического исследования: качественные признакиПример лексико- типологического исследования: качественные признаки.
- Case studies: корпус ошибокАнализ конкретных лексических и лексико-синтаксических ошибок в корпусе, организация и пополнение банка лингвистических задач.
- Case studies: лексическая типологияАнализ группы прилагательных или глаголов на материале изучаемых языков, мастерклассы по построению анкет для полевых исследований.
Элементы контроля
- активность на семинарах
- контрольная работаПересдается в течение недели после окончания пропуска по уважительной причине, но не позднее 10 дней до сессии.
- экзамен (презентация исследовательского проекта)
- домашнее задание
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.29 * активность на семинарах + 0.1 * домашнее задание + 0.2 * контрольная работа + 0.41 * экзамен (презентация исследовательского проекта)
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Шафиков С.Г. - Лексическая типология языков: учеб.пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - 173с. - ISBN: 978-5-9765-4058-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/116113
Рекомендуемая дополнительная литература
- Лисенкова И.М. - Современный русский язык. Лексическая семантика. Синтагматика лексических единиц - Русайнс - 2016 - 134с. - ISBN: 978-5-4365-0500-8 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/925949