Магистратура
2020/2021
Практикум по логике и стилистике научной работы
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Современная филология в преподавании литературы в школе)
Направление:
45.04.01. Филология
Кто читает:
Школа лингвистики
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Иткин Илья Борисович
Прогр. обучения:
Современная филология в преподавании литературы в школе
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
46
Программа дисциплины
Аннотация
Курс читается для будущих преподавателей русского языка и литературы в школе и знакомит студентов с современными представлениями о научной работе в области гуманитарных наук. Решая и составляя лингвистические задачи, студенты учатся формулировать научные гипотезы и проверять их на языковом материале.
Цель освоения дисциплины
- В рамках курса студенты знакомятся с требованиями, предъявляемыми к научным работам в области гуманитарных наук; знакомятся с важнейшими критериями оценки научных работ и основными проблемами и сложностями, связанными с формированием и оценкой научного знания в гуманитарных дисциплинах. Они учатся - готовить статьи и доклады (как индивидуальные, так и коллективные) в избранной им предметной области; - самостоятельно критически оценивать научные работы по избранной им предметной области с точки зрения фактической точности, полноты и научной новизны; - составлять нестандартные задачи и задания для курсов русского языка и литературы в школе, предметных олимпиад и т.д. Студенты на практике осваивают научный стиль речи, принятую терминологиею в области гуманитарных наук, основные положения общей логики, методами аргументации; современные методы анализа и критики текста, выявления фальсификаций, ошибок и «темных мест»; овладевают навыками работы с лингвистическими корпусами (в первую очередь – с Национальным корпусом русского языка).
- Курс не является вводным. Для его изучения студенты должны владеть базовыми знаниями по истории русской литературы и русского литературного языка, а также основами лингвистического анализа текста. Для успешного освоения курса рекомендуется пройти курсы: "- «Языковые компетенции в курсе русской словесности»; - «Методы филологических исследований».
- Компетенции, полученные в рамках данного курса, должны быть использованы в дальнейшем при изучении всех основных дисциплин направления.
Планируемые результаты обучения
- Решают задачи, имеющие отношение к заявленной теме и основанные на анализе текстов различных жанров и стилей.
- Составляют задачи, имеющие отношение к теме и основанные на анализе текстов разных стилей и жанров.
- Составляют задачи, имеющие отношение к заявленной теме и основанные на анализе текстов различных жанров и стилей.
- Создают задачи, имеющие отношение к заявленной теме и основанные на анализе текстов различных жанров и стилей.
Содержание учебной дисциплины
- Логика научной работыНаучная гипотеза. Гипотеза в литературоведении. Способы обоснования гипотез; принцип обязательной опоры на текст. Логическая непротиворечивость гипотезы. Виды логических ошибок: логический круг, petitio principii, ложная аналогия и др. Прочие ошибки: анахронизмы, неучет обстоятельств создания текста и др.
- Научное знаниеКлассификация наук с точки зрения предмета и метода. Место основных гуманитарных наук (лингвистика, литературоведение, искусствознание, история...) в этой классификации. Основные критерии оценки научного знания: новизна, фальсифицируемость, воспроизводимость. Возможные способы "повышения научности" литературоведения, проблемы, с ними связанные.
- Текстология. Структура текстаОсновные принципы текстологической работы. Методы выявления фальсификаций, ошибок и "темных мест". Контроверза "lectio difficilior". Анализ структуры текста. Тексты с особыми принципами построения – явно заданными или зашифрованными (палиндромы, акростихи, липограммы и др.).
- Стилистика научной работыНаучный стиль: благо или зло? Особенности научного стиля. Научный стиль vs. канцелярит. "Лишние" термины. Отступления от научного стиля – оправданные и неоправданные.
- Интеллектуальный игры как способ моделирования научной работыИндивидуальная и коллективная научная работа. Принципы взаимодействия при коллективной работе. "Мозговой штурм". Принцип "Все версии – на стол!" Правдоподобные рассуждения. Оценка вероятности гипотез в условиях дефицита времени.
Элементы контроля
- письменные домашние задания
- дискуссия на семинарах
- итоговая контрольная работа
- экзамен
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.25 * дискуссия на семинарах + 0.25 * итоговая контрольная работа + 0.25 * письменные домашние задания + 0.25 * экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- "Слово о полку Игореве" : взгляд лингвиста, Зализняк, А. А., 2007
- Солганик Г.Я. - Стилистика текста - Издательство "ФЛИНТА" - 2015 - 256с. - ISBN: 978-5-89349-008-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/74647
- Стилистика современного русского языка, учебник для академического бакалавриата, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, 415 с., Купина, Н. А., Матвеева, Т. В., 2016
Рекомендуемая дополнительная литература
- Поэтика за чайным столом и другие разборы, Жолковский, А. К., 2014
- Поэтический словарь, Квятковский, А.П., 2013