Бакалавриат
2020/2021




Социология профессий
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Социология)
Направление:
39.03.01. Социология
Кто читает:
Департамент социологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
4-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Абрамов Роман Николаевич
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
52
Программа дисциплины
Аннотация
Важное место в курсе отводится теориям, моделям, и характеристикам профессионализма в социальных науках: обозначается различие в подходах к исследованию и описанию феномена профессии, демонстрируется связь концепций профессионализма с общесоциологическими парадигмами. Также обращается внимание на исследования профессиональных практик и роль профессионалов в социальной структуре индустриального и постиндустриального общества. Рассматриваются символические аспекты социального конструирования профессиональных сообществ: профессиональная субкультура, идеология, этика, ритуалистика и т.п. Уделяется внимание социальным и институциональным аспектам становления профессиональных сообществ в России и СССР. Учебный курс «социология профессий» ориентирован на развитие теоретических знаний и практических навыков у студентов-социологов, а также способствует успешной профессиональной социализации будущих специалистов. Во-первых, курс предоставляет возможность изучения и применения основных классических и современных социологических теорий к анализу важнейшего института социетального общества – института профессий. Во-вторых, знание основных характеристик профессии как социального института позволяют будущим специалистам-социологам формировать автономное эффективное профессиональное сообщество на принципах профессиональной этики и солидарности. В-третьих, в процессе будущей профессиональной деятельности социологи будут решать ряд практических задач (прикладные исследования, развитие общественных связей и т.д.) во взаимодействии с различными профессиональными сообществами. Владение аналитическими навыками реализации таких задач позволит решать их наилучшим образом. В рамках учебного курса «социология профессий» сочетаются занятия в форме лекций с практическими занятиями и семинарами. Важное место в учебном процессе занимает освоение аппарата теоретизирования посредством самостоятельного изучения аутентичных теоретических текстов. В дистанционном формате используются skype, LMS, e-mail. Подробности можно узнать у преподавателя по электронной почте.
Цель освоения дисциплины
- Цель курса – познакомить слушателей с развитием концепций профессионализма в классической и современной социологии. В курсе рассматриваются основные историче-ские и социальные определения профессии, проводится социально-историографический анализ развития профессионализма в современных обществах и процессов профессиона-лизации/депрофессионализации.
Планируемые результаты обучения
- Знать исторические этапы становления современного мира профессий и ключевые под-ходы к исследованию этого феномена
- Владеть навыками узнавания и оценки способов социологического теоретизирования и анализа, представляющих различные социологические подходы в области про-фессионализма, различные способы идентификации профессий и занятий в со-циологическом измерении;
- Знать основные классические и современные социологические концепции анализа профессий и форм профессионализма, ключевые понятия («профессия», «занятие», «профессиональная этика», «профессиональная культура», «деквалификация», «профессионализация», «профессиональная идеология») в рамках каждой социологической школы исследований профессий, рассмотренной в рамках курса.
- Уметь анализировать тексты по социологической теории и экономической социологии, эксплицировать их основные положений, применять социологические концепции для анализа социальных проблем.
- Знать исторические этапы становления современного мира профессий и ключевые под-ходы к исследованию этого феномена
- Владеть навыками использования социологических знаний о профессиях и профессио-нализме на практике, для описания и объяснения происходящих событий и процессов.
- Уметь анализировать тексты по социологической теории и экономической социоло-гии, эксплицировать их основные положений, применять социологические концепции для анализа социальных проблем.
- Уметь представлять результаты исследовательской и аналитической работы в ходе выполнения итогового задания по курсу (эссе).
- Владеть навыками узнавания и оценки способов социологического теоретизирования и анализа, представляющих различные социологические подходы в области профессионализма, различные способы идентификации профессий и занятий в социологическом измерении.
- Знать основные теоретические модели, описывающие генезис профессиональных сооб-ществ и профессии как социального института, их возможности и ограничения.
Содержание учебной дисциплины
- Социологическая классика о профессионализмеИнтерес социологов к институту профессий. Место профессионалов в общественном раз-делении труда. (Э. Дюркгейм). Профессия ученого и политика (М. Вебер). «Чиновник» А. Вебера. Профессиональный этос (Т. Парсонс). Профессионал как социальный тип. Спенсеровский взгляд на институт профессий.
- Современные социологические концепции профессионализмаСовременная социологическая теория и подходы к изучению профессионализма. Теория черт (trait model) и структурно-функционалистский подход к определению профессии. Англо-американская и континентальная модель профессионализма. Различение занятия («occupation») и профессии («profession»): критерии профессионализма. «Полные профес-сионалы», «полупрофессионалы» и «новые профессионалы».
- Корректировка моделей профессионализма: профессиональный и менеджериальный проектПотребность в корректировке «классических» теорий профессионализма. Концепция про-фессионального проекта и менеджериального проекта (Лейта и Феннелл). Новый взгляд на социальный институт профессии. Профессионалы в современной организации: борьба за автономию. Типология организаций («профессиональная», «полупрофессиональная», «непрофессиональная») (Е. Гросс и А. Этциони). Процессы «деквалификации» (Г. Браверман) и депрофессионализации.
- Социология как профессиональный проектСоциология: путь профессионализации. Герои социологии: конструирование биографического проекта классиков. Социологическое знание и профессиональная практика социологов: способ легитимации или концептуальный gap? Профессиональные социологические сообщества и возможности самоконтроля. Профессиональная этика социолога. Образование для социологов: форпост профессии.
- Академическая профессияНаучное сообщество как профессиональная корпорация. Исследования профессиональных практик в научном сообществе. «Человек академический» (Homo academicus). Профессиональный этос ученого. Социология как академическая и практическая профессия. Иерархизация и контроль за деятельностью научного сообщества в 30-50-е годы ХХ века в СССР.
- Интеллигенты, интеллектуалы, «художники», журналисты: занятие, профессия или призвание?Компаративный дефиниционистский анализ понятий «профессионал», «интеллигент», «интеллектуал». Социальные функции интеллектуалов. Занятия на перепутье идентично-сти: журналисты и литераторы. Проблема социологического анализа творческих профес-сий. Профессиональный спорт: другая профессия.
- Профессиональные практики и медицинская профессия как пример «классической» профессииМедицинская профессия как пример «классической» профессии. Самоорганизация про-фессионалов и контроль в профессиональных сообществах. Профессионалы и дилетанты. Социальная роль профессионалов. Социальная политика в области медицины и изменение статуса врача.
- Позиции профессионалов в социальной структуреРост значения знания в современном обществе. Место профессионалов в концепциях тех-нократического, постиндустриального и информационного общества. (Т. Веблен, Д. Белл, Д. Гелбрейт, П. Дракер, А. Тоффлер, М. Кастельс). Профессиональный статус и другие критерии стратификации. Вероятные трансформации профессионализма. Стратификаци-онный анализ профессионализма. Технический прогресс и профессии.
- Социальное конструирование профессииЛегитимация профессиональной власти. Экспертное знание и власть дискурса (М. Фуко, А. Макинтайр). Использование символических средств борьбы за монополию на профес-сиональное знание: профессиональные идеологии. Профессиональные фреймы. Рутинная деятельность профессионалов и фоновые практики. Процесс профессионализации. Производство и воспроизводство профессионалов. Тенденции онаучивания («сантификация» scientification) и академизации (academization) профессии.
- Социальные исследования профессий в СССР и РоссииП. Сорокин о профессионализме. Номенклатура как «новый бюрократический класс». (М. Джилас). Статус и воспроизводство специалистов в Советском Союзе: инженерно-технические работники (ИТР) и рабочие (О.И. Шкаратан). Профессия инженера в СССР: социальный статус, содержание работы и удовлетворенность профессией. (В.А. Ядов, О. Крыштановская). Тусобщество как модель функционирования профессионалов в со-временной России (А. Согомонов). Специалисты и профессионалы в постсоветском про-странстве (В. Ильин). «Саратовская школа» антропологии занятий (Е.Р. Ярская-Смирнова, П.В. Романов)
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.4 * Работа на семинарах + 0.2 * Экзамен + 0.4 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Интеллектуалы и власть. Ч.1: Статьи и интервью 1970 - 1984, Фуко, М., 2002
- Интеллектуалы и власть. Ч.3: Статьи и интервью 1970 - 1984, Фуко, М., 2006
- Информационная эпоха : экономика, общество и культура, Кастельс (Кастеллс), М., 2000
- Обыденное и научное знание об обществе: взаимовлияния и реконфигурации : моногр., Абрамов, Р. Н., 2015
- Социальная стратификация : учеб. пособие для вузов, Радаев, В. В., 1996
- Социальная стратификация России и Восточной Европы : сравнительный анализ, Шкаратан, О. И., 2006
- Социология в России : учеб. пособие для вузов, Андреева, Г. М., 1998
- Университетские инновации : опыт Высшей школы экономики, Кузьминов, Я. И., 2006
- Человек в обществе : система социологических понятий в кратком изложении: в помощь школьникам старших классов для подготовки к олимпиаде и ЕГЭ и студентам младших курсов, Сорвин, К. В., 2013
- Экономика здравоохранения : учеб. пособие для вузов, Засимова, Л. С., 2009
Рекомендуемая дополнительная литература
- Власть коммуникации, Кастельс (Кастеллс), М., 2017
- Грядущее постиндустриальное общество : опыт социального прогнозирования, Белл, Д., 1999
- Как люди делают себя : обычные россияне в необычных обстоятельствах: концептуальное осмысление восьми наблюдавшихся случаев, Барсамова, А. А., 2010
- Контракты в академическом мире, Кузьминов, Я. И., 2011
- Социология и современная Россия : сб. статей : к 2-му Всероссийскому социологическому конгрессу, Николаев, В. Г., 2003