Бакалавриат
2020/2021





Россия в ХХ веке
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс обязательный (История)
Направление:
46.03.01. История
Кто читает:
Школа исторических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
4-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
54
Программа дисциплины
Аннотация
Курс «Россия в ХХ веке» знакомит студентов с основными проблемами российской истории этого периода, а также с современными подходами и методами ее изучения в России и за рубежом. В курсе рассматриваются ключевые события ХХ века в России и СССР, в частности Первая мировая война, российские революции и гражданская война, нэп, сталинская революция сверху, Великая Отечественная война и послевоенное восстановление, десталинизация и хрущевские реформы, брежневский период, перестройка и распад СССР. Кроме политических событий, курс обращает внимание на социальные и демографические изменения, влияние на развитие общества научно-технической и информационной революций, на повседневную жизнь, сложный путь развития культуры, включая попытки поставить ее на службу государству, но также и возникновение и рост контркультуры. Курс стремится показать, что в истории России были не только генеральные секретари и маршалы, но и обычные люди, и что несмотря на попытки введения единомыслия в России, это, в конечном счете, не удалось и способствовало концу коммунистической утопии. В результате освоения этой дисциплины студенты познакомятся с наиболее влиятельными работами и историографическими подходами к изучению советской истории, расширят свои фактические знания об этом периоде, научатся понимать идеологические и практические мотивы действий советского руководства, а также настроения и стратегии сопротивления и приспособления обычных людей. В результате работы в курсе студенты не только ознакомятся с основными историческими событиями и процессами, но и научатся анализировать важные источники по отечественной истории ХХ века.
Цель освоения дисциплины
- формирование навыков анализа источников и исторических трудов по истории России в ХХ веке
- развитие понимания основных теоретических подходов и историографических концепций по важнейшим проблемам истории России прошедшего столетия
- выработка умения интерпретации исторических фактов и явлений с привлечением подходов исторической науки и других смежных дисциплин
- формирование комплексного представления о политических, социальных и культурных аспектах истории России в ХХ веке
Планируемые результаты обучения
- формирование знаний об основных фактах и явлениях истории России в ХХ веке
- формирование знаний об основных историографических подходах к анализу советской истории , имеющихся в российской и зарубежной исторической науке
- формирование навыков анализа источников по политической, социальной и культурной истории России в ХХ веке с целью из влечения необходимой информации
- формирование навыков использования данных, полученных из источников, при решении самостоятельно поставленных задач в исследованиях по политической, социальной и культурной истории России в ХХ веке
Содержание учебной дисциплины
- Россия в начале ХХ века. От революции и реформ к Первой мировой войнеИмператор Николай II: личностные особенности, политические представления. С.Ю. Витте и проблема модернизации России. Революция 1905-1907 гг. Политические и социальные движения. Думская монархия и деятельность Государственной думы. Причины Первой мировой войны. Начало и ход военных действий на Западном и Восточном фронтах. Отношение различных российских партий к войне. Влияние войны на положение в тылу. Милитаризация экономики. Патриотические настроения. Влияние военных поражений и экономических трудностей на стабильность политической системы. Рост антимонархических настроений. Война как начало деколонизации.
- Россия в период Революции и Гражданской войныПричины революции. Свержение самодержавия. Образование Временного правительства и Петроградского совета, их состав и политические цели. От Февраля к Октябрю. Роль лидеров в революции. Роль политических движений и массовых партий. Антибольшевистское движение и гражданская война в России. Политика военного коммунизма и крестьянские восстания. Голод 1921 г. Причины победы большевиков.
- СССР в 1920-е годы: экономика, политика, национальное строительствоПричины введения и основные принципы нэпа. Советская экономическая система 1920-х гг. и восстановление хозяйства. Советское общество в период нэпа. Политические конфликты 1920-х гг. Причины свертывания нэпа. Причины и принципы советского национального строительства. Формирование национальных территорий, языков и культур в СССР. Роль экспертов в формулировании советской национальной политики. Противоречия советской национальной политики и «отступление» 1930-х гг.
- Сталинская «революция сверху»Внутрипартийная борьба 1920-х гг. и возвышение Сталина. Установление режима его личной власти в конце 1920-х гг. Формирование тоталитарной системы в СССР. Политика «великого перелома», взаимосвязь коллективизации и индустриализации. Советское общество и культура эпохи сталинизма.
- СССР во Второй мировой войнеПричины Второй мировой войны. Международные отношения в конце 1930-х гг. и позиция СССР. Пакт Молотова – Риббентропа и присоединение новых территорий к СССР. Советско-финская война 1939-1940 гг. Нападение Германии на СССР. Создание Государственного комитета обороны. Эвакуация. Мобилизация экономики и чрезвычайные меры. Политика Германии на оккупированных территориях; нацистская политика уничтожения и Холокост. Партизанское движение. Советский фронт и тыл: состав и настроения Красной армии, положение в советском тылу. СССР в системе международных отношений периода войны. Изменение границ СССР в результате Второй мировой войны. Итоги войны и ее влияние на послевоенное советское государство и общество.
- Послевоенный СССР: хрущевские реформы и пределы десталинизацииСССР в период позднего сталинизма (1945-1953 гг.). Восстановление экономики, голод 1946-1947 гг., новая волна послевоенных репрессий. Борьба в политическом руководстве страны после смерти И.В. Сталина. Н.С. Хрущев. СССР в годы «оттепели» (1953-1964 гг.) ХХ съезд КПСС и начало десталинизации. Перестройка управления экономикой. Перемены в аграрной политике. Социальная политика советского государства. Культурные изменения периода «оттепели». Социальные настроения и отношение населения к десталинизации и реформам Хрущева. Причины отстранения Хрущева от власти.
- Позднесоветское государство и общество. Эпоха застояПриход к власти Л.И. Брежнева. Экономические реформы середины 1960-х гг., их провал. Нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере (середина 1960-х - начало 1980-х гг.). Усиление контроля в идеологической сфере. «Ползучая» ресталинизация. «Пражская весна», попытка перехода к «социализму с человеческим лицом» в Чехословакии, ее подавление. Движение диссидентов в СССР. Эпоха «застоя» 1970-середины 1980-х гг. Конституция 1977 г. Настроения в советском обществе брежневского периода.
- От Перестройки к постсоветской РоссииМ.С. Горбачев. Перестройка в СССР (1985-1991 гг.) - попытка реформировать советскую экономическую и политическую систему. Курс на ускорение социально-экономического развития страны, политика гласности. Первый съезд народных депутатов СССР. Новая внешняя политика. Нарастание экономического и политического кризиса, обострение межнациональных конфликтов. Общественные настроения периода Перестройки. Трансформация советской политической системы в результате Перестройки. Избрание Б.Н. Ельцина президентом Российской Федерации. События 19-21 августа 1991 г., провал попытки государственного переворота, запрещение КПСС. Распад СССР. Становление новой российской государственности. Обострение политической борьбы, кризис 3-4 октября 1993 г. Конституция 1993 г., изменения в политической системе. Экономические реформы, их результаты. Падение уровня жизни. Общественные настроения в постсоветском обществе.
Элементы контроля
- Письменный экзамен
- Активность на занятиях
- Мини-тесты по содержанию онлайн-курса
- Письменная домашняя работа
- Коллоквиум
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.25 * Активность на занятиях + 0.2 * Коллоквиум + 0.1 * Мини-тесты по содержанию онлайн-курса + 0.15 * Письменная домашняя работа + 0.3 * Письменный экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Ходяков М.В. - отв. ред. - ИСТОРИЯ РОССИИ (1914—2015) 8-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2017 - 553с. - ISBN: 978-5-534-04440-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-rossii-1914-2015-406275
Рекомендуемая дополнительная литература
- Applebaum, A. (2010). Gulag : A History. New York: Anchor. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=720010
- Будницкий, О. (2016). Мужчины и женщины в Красной Армии (1941-1945). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CF832DC5
- История Советского государства: становление, развитие, падение : учебник / Ш. М. Мунчаев. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2017.— 304 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/907494