Бакалавриат
2020/2021
Культура России Нового времени
Статус:
Курс по выбору (История)
Направление:
46.03.01. История
Кто читает:
Школа исторических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
4-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Смилянская Елена Борисовна
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина направлена на изучение развития российской культуры Нового времени (XVII-XIX вв.) и культурных практик различных социальных и конфессиональных групп. В ходе освоения дисциплины студенты изучают особенности работы с текстовыми, визуальными и материальными источниками по истории культуры.
Цель освоения дисциплины
- Формирование у студентов общих представлений о предмете, задачах, методе культурологии, а также месте дисциплины в общей системе социально-гуманитарных наук о России.
- Знакомство студентов с основными направлениями сравнительно-исторического изучения особенностей культуры Нового времени на Западе и в России.
- Формирование у студентов представлений об основных достижениях российской культуры XVII-XIX вв. и о многообразии повседневных культурных практик различных этнических и социальных групп.
- Совершенствовать умение научной дискуссии и публичной презентации результатов своих исследований.
Планируемые результаты обучения
- Студент находит, оценивает и использует информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода).
- Студент подтверждает наличие навыков выявления научную сущность проблемы в профессиональной области.
- Студент демонстрирует первичные навыки проблемного и контекстного анализа историографических трудов по истории образования и истории университетской культуры
- Студент использует сравнительно-исторический метод при анализе источников по истории книжного дела и истории чтения
- Студент самостоятельно использует приемы изучения истории повседневности и исторической антропологии, методологию изучения традиционных культур
- Студент выявляет источники информации, необходимые для решения профессиональных задач
- Студент определяет новизну и актуальность профессиональных задач, исходя из современного истории политико-правовых и социальных учений
- Студент самостоятельно использует методы имагологии при изучении записок русских путешественников
Содержание учебной дисциплины
- Раздел 1. Исторический и социально-политический контекст культурного развития России XVII-XIX вв.Культурная антропологии и культурология в переосмыслении проблем истории и культуры человечества; представление об истории повседневности как составляющей содержания культуры. Исторический, социально-политический контекст культурного развития России XVII-XIX вв. Смута начала XVII в. как «культурный рубеж». Культурные и политические последствия Церковной реформы сер. XVII в. Культурные преобразования XVIII в.: противостояние и взаимодействие русской старины и европеизированной новой культуры. От барокко к модерну: трансформации европейских стилей на российской почве. Внешняя политика России как фактор культурного трансфера.
- Раздел 3. Грамотность и становление образовательной системы в России XVII-XVIII вв.Распространение грамотности в России XVII-XVIII вв. Возникновение первых школ и домашнее образование. Славяно-греко-латинская академия и ее значение. Предпосылки петровских реформ в сфере образования. Возникновение специальных школ («Школа математических и навигацких наук», Морская академия, Инженерная школа и др.). Петербургская Академия наук и ее роль в развитии российского образования и науки. Возникновение Московского университета, московской и казанской гимназий, Академии художеств. Домашнее образование и дворянские учебные заведения.
- Раздел 4. Культура чтения и книгоиздания в РоссииКультура чтения в историко-антропологической перспективе: проблематика современных западных и отечественных исследований (Р. Дарнтон, Р. Шартье, А.И.Рейнблат и др.) и методы изучения Человека читающего. Экземпляр издания, его индивидуальные черты, методы научного описания книжного памятника. Круг чтения книжников в России XVII в. и его трансформация в Век Просвещения. Библиотека частная и Первая публичная библиотека в России. Производство книги: книгопечатание и книгописание, государственные и частные типографии, отечественная и западная литература на российском книжном рынке. Идеи Просвещения и литература Просвещения. Цензура и «вольные типографии». Пресса и общественное мнение в России и Европе: характер распространения информации.
- Раздел 5. Традиционная культура XVII-XIX в. Крестьянский двор и крестьянский мирКрестьянский мир: русская крестьянская община и общинные традиции. Трудовые будни и праздники русского крестьянства. Символический и утилитарный смыслы предметного мира крестьянской культуры. Деревня «свободная» и деревня крепостная: сходство и различие социокультурного опыта. Крестьянский вопрос в публицистике и общественной мысли XVIII-XIX вв. «Лицом к деревне»: крестьянская культура в зеркале науки и искусства в России XIX в.
- Раздел 6. Городская культура и жизнь вне города в русской усадьбе и на дачеЕвропейские влияния и трансформация городской культуры России: Немецкая слобода в Москве и основание Санкт-Петербурга. Проект европеизации внешнего облика городов и горожан в XVIII в.: замысел и практическая реализация. Городская и сельская усадьбы. Манифест о вольности дворянской и расцвет усадебной культуры русского дворянства. Вольное экономическое общество и опыт решения социально-экономических проблем дворянского землевладения. Идеи создания рукотворных «эдемов» и их реализация. Садово-парковые опыты российского дворянства и их европейские образцы.
- Раздел 7. Культура приватной сферы: меняющиеся структуры российской повседневности Нового времени.Понятия повседневности и частной жизни. Источники изучение частной жизни: акты, судебно-следственные документы, челобитные, описания имуществ, документы фискального учета, источники личного происхождения. Дом и домашние в дворянском и крестьянском доме. История эмоций – новое направление культурной истории. Человек и его демографическое поведение: представления о браке, семье, сексе, детстве, старости, болезни, смерти и пр. Человек перед лицом смерти в России XVII-XVIII вв. Семиотика и антропология трапезы. Пропитание бедняка и пир богача: структура потребления как объект социально-исторических исследований. Пир, братчина, званый обед, банкет: этикетные нормы, ритуал и символика организации застолья. «Служба кабаку»: хмельное питие и кабацкая повседневность России. Конфессиональные запреты, ритуальная «чистота» продуктов трапезы.
- Раздел 8. Культурные впечатления путешественника: изучение образа «чужого»Основные направления современных исследований российской культуры путешествий. Специфика освоения «чужого» пространства и особенности описания «чужой» повседневности в записках и зарисовках путешествующих и паломников. Современные направления имагологических исследований травелогов, символики путешествия, изучение семиотики дороги и пограничья. Путешествие (Grand tour) как непременная составляющая образовательной программы эпохи Просвещения. Война и военный поход как экстремальные формы освоения чужой культуры. Путешествия на Восток: литература, искусство и мода на ориентальное. Изучение культуры России Нового времени в ее движении, многоликости, полифонии (вместо заключения к курсу).
- Раздел 2. Религиозные культуры Московского царства и Российской империи XVII-XIX вв.Религиозные основания культуры. Нехристианские конфессии в их культурном взаимодействии с христианами. Культурно-историческое значение религиозного праздника. Конфессиональные традиции и временные ритмы повседневности (время молитвы, время труда, время отдыха). «Благочестие» и «греховность» как исторические категории религиозной культуры. Идеи толерантности и антиклерикализма в России Нового времени, их источники и проводники. Господствующая православная церковь и ее оппоненты. Проблемы изучения «народной веры», «народной религиозности» и «суеверий». Русское православие и старообрядчество. Религия и магическое в повседневной жизни индивида и социума.
Элементы контроля
- Домашнее задание
- Эссе "Жизненный мир и культура человека в России " на основании изучения мемориального музея
- Экзамен
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.3 * Домашнее задание + 0.4 * Экзамен + 0.3 * Эссе "Жизненный мир и культура человека в России " на основании изучения мемориального музея
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Беседы о русской культуре : быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века), Лотман, Ю. М., 2011
- История русского искусства. Т.1: Русское искусство X-XVII веков, Алленов, М., 2007
- История русского искусства. Т.2: Русское искусство XVIII - начала XX века, Алленов, М., 2008
- Разыскания в области истории и предыстории русской культуры, Живов, В. М., 2002
Рекомендуемая дополнительная литература
- Интерпретация культур, Гирц, К., 2004
- Русские профессора : университетская корпоративность или профессиональная солидарность, Вишленкова, Е. А., 2012