Бакалавриат
2020/2021
Управление человеческими ресурсами, государственная и муниципальная служба
Статус:
Курс обязательный (Государственное и муниципальное управление)
Направление:
38.03.04. Государственное и муниципальное управление
Кто читает:
Департамент политики и управления
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
4-й курс, 1, 3 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
56
Программа дисциплины
Аннотация
Изучение дисциплины «Управление человеческими ресурсами, государственная и муниципальная служба» базируется на следующих дисциплинах: - Экономика общественного сектора; -Теория и механизмы государственного управления; Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: • владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации • иметь представление о теории и механизмах государственного управления; • знать основные теоретические концепции экономики общественного сектора. В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: - основные теории мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач; - основные подходы к разработке и внедрению стратегии управления человеческими ресурсами; - основные факторы, влияющие на выбор конкретных методов реализации функций управления человеческими ресурсамина государственной и муниципальной службе; Уметь: - анализировать и оценивать состояние человеческих ресурсов в системе государственной и муниципальной службы; - . выявлять проблемы в работе с персоналом на государственной и муниципальной службе и делать конструктивные предложения по ее совершенствованию; - анализировать влияние различных факторов на выбор конкретный форм и методов реализации функций управления персоналом на государственной и муниципальной службе. . Владеть: - навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач на государственной и муниципальной службе; - навыками поиска, подбора, оценки и адаптации персонала на государственной и муниципальной службе.
Цель освоения дисциплины
- Цели освоения дисциплины «Управление человеческими ресурсами, государственная и муниципальная служба» - формирование у бакалавров системного представления об управлении человеческими ресурсами и овладение основными инструментами и методами HR- управления на государственной и муниципальной службе с использованием административных и экономических методов.
Планируемые результаты обучения
- Уметь определять место управления человеческими ресурсами в структуре управленческой науки. Уметь показать специфику управления человеческими ресурсами в сравнении с управлением персоналом.
- Знать основные подходы к проблеме обеспечения организации персоналом; основные методы, применяющиеся при отборе персонала в публичном секторе, их достоинства и ограничения.
- Знать основные подходы и методы оценки персонала в органах власти, государственных корпорациях и бюджетных организациях.
- Знать понятия «лидер» и «руководитель»; иметь представление о стилях лидерства; знать подходы к оценке эффективности деятельности руководителя.
- Знать понятие и типы организационной культуры, возможные стратегии её развития; понимать стратегии развития трудовых отношений; знать источники и основные виды конфликтов в организации, подходы к управлению конфликтами.
- Понимать сущность мотивации и особенности мотивации государственных служащих; знать основные теории мотивации, понимать, как они могут применяться на практике.
- Знать основные виды и формы стимулирования; понимать особенности стимулирования государственных служащих.
- Знать понятие, виды адаптации персонала; знать этапы процесса адаптации; иметь представление о лучших практиках адаптации на государственной службе.
- Знать виды карьеры и этапы развития карьеры; понимать, в чём заключается управление карьерой; иметь представление об особенностях профессиональной карьеры государственных служащих.
Содержание учебной дисциплины
- Введение. Управление человеческими ресурсами: понятие, основные направления. Взаимосвязь организационной стратегии и стратегий УЧР организаций.Концепции «управление персоналом», «управление человеческими ресурсами» и «управление человеческим капиталом», их главное отличие. Эволюция подходов к управлению человеческими ресурсами. Управление человеческими ресурсами в организациях публичного сектора. Подходы к оценке эффективности службы по управлению человеческими ресурсами. Стратегия управления человеческими ресурсами основные черты. Понятие «функциональная стратегия управления персоналом»
- Обеспечение организации трудовыми ресурсами. Отбор персонала в организации.Основные принципы построения системы отбора кадров. Внешний и внутренний рекрутинг. Критерии отбора и требования к ним. Интервью как метод отбора персонала. Психологические тесты как метод отбора: личностные опросники, тесты общих способностей, имитационные тесты. Технологии отбора в сфере государственной службы.
- Оценка персонала организации.Место оценки персонала в системе управления персоналом современной организации. Основные цели и задачи оценки персонала. Центр оценки (Ассессмент-центр). Обратная связь по методу 360 градусов. Интервью по компетенциям. Использование психологических тестов в системе оценки персонала в организации. Использование методов оценки персонала в органах государственной и муниципальной власти, государственных корпорациях и бюджетных организациях.
- Лидерство и руководство. Эффективность деятельности руководителя.Лидер и руководитель. Стили лидерства. Ситуационный подход к проблеме лидерства (Ф.Фидлер, П.Херси и К.Бланшара и др.). Концепция замены лидерства. Проблема оценки эффективности деятельности руководителя. Компетентностный подход к оценке эффективности деятельности руководителя.
- Организационная культура и управление приверженностью.Понятие трудовых отношений и деловых отношений в организации. Психологический контракт. Структура отношений с работниками. Стратегии развития трудовых отношений. Выбор политики отношений с работниками. Понятие и типы организационной культуры. Стратегии развития организационной культуры. Идентификация работника с целями организации. Источники конфликтов в организации и основные виды конфликтов. Управление конфликтом: подходы и методы.
- Тема 6. Управление трудовой мотивацией.Сущность мотивации в организации. Взаимосвязь мотива и стимула в управлении. Основные теории мотивации и возможности их применения в организационной практике. Особенности мотивации государственных служащих. Public Service Motivation.
- Тема 7. Стимулирование трудового поведения.Понятие «стимулирование». Стимулирование труда. Основные виды и формы стимулирования. Особенности стимулирования работников с разными типами мотивации. Особенности системы стимулирования труда государственных гражданских служащих в РФ.
- Тема 8. Адаптация персонала в организации.Понятие и виды адаптации персонала. Направления адаптации. Профессиональная и социально-психологическая адаптация. Основные этапы процесса адаптации сотрудника. Программа адаптации персонала организации. Лучшие практики адаптации на государственной гражданской службе.
- Тема 9. Управление карьерой в организации.Представление о карьере. Два основных вида карьеры: профессиональная и внутриорганизационная. Этапы развития карьеры. Управление карьерой: понятие и цели. Планирование карьеры работника. Кадровый резерв. Особенности профессиональной карьеры государственных служащих.
- Тема 10. Государственная и муниципальная служба в публичном управленииОрганы публичной власти и государственная/муниципальная служба. Государственные/муниципальные (политические) должности и должности государственной/муниципальной службы. Правовые основы государственной/муниципальной службы. Система государственной службы: государственная гражданская служба; военная служба; государственная служба иных видов. Взаимосвязь гражданской службы с иными видами государственной службы. Взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы. Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы. Основные функции гражданской/муниципальной службы в публичном управлении: политико-административная; организационно-управленческая; организационно-регулирующая; проектная; исполнительно-распорядительная; контрольно-надзорная. Система управления государственной гражданской службой.
- Тема 11. Эволюция государственной/муниципальной службы в РоссииСоциально-политические, экономические и структурно-аппаратные предпосылки реформирования государственной службы России в начале 1990 годов. Первые реформы государственной службы 1991-1999 гг.: попытки имплементации международного теоретического и практического опыта. 1992-1995 гг.: создание Роскадров и ряда образовательных организаций по подготовке госслужащих; подготовка Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации». 1997-1998 гг.: разработка проекта Концепции реформы государственного управления; подготовка проекта Кодекса РФ о государственной гражданской службе. 1999-2000 гг.: разработка Концепции модернизации государственной службы. Реформы 2000-2010 гг.: принятие Концепции реформирования системы государственной службы (2001); законодательное оформление системы государственной службы (2003-2004); программно-целевое реформирование и развитие государственной службы (2003-2009). Реформы 2010-2020 гг.: программно-целевое развитие государственной службы; совершенствование законодательства о противодействии коррупции; разработка квалификационных требований к гражданским служащим с учетом областей и видов профессиональной деятельности; расширение участия в составе конкурсных и аттестационных комиссий представителей гражданского общества; создание системы кадровых резервов; внедрение института наставничества; внедрение системы комплексной оценки деятельности гражданских служащих.
- Тема 12. Должности гражданской/муниципальной службыКлассификация и реестры должностей гражданской службы. Классные чины гражданской службы, классные чины юстиции, дипломатические ранги. Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы: базовые и профессионально-функциональные. Классификация должностей муниципальной службы. Основные квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы. Классные чины муниципальных служащих.
- Тема 13. Статус гражданского/муниципального служащегоСтруктура правового статуса. Основные права и обязанности гражданского/муниципального служащего. Ограничения и запреты, связанные с гражданской/муниципальной службой. Требования к служебному поведению гражданского/муниципального служащего. Урегулирование конфликта интересов на гражданской/муниципальной службе.
- Тема 14. Порядок поступления на гражданскую/муниципальную службу, ее прохождения и прекращенияПорядок поступления на гражданскую/муниципальную службу. Замещение должности гражданской/муниципальной службы по конкурсу. Назначение на должности государственной/муниципальной службы. Служебный контракт. Порядок прохождения гражданской/муниципальной службы. Должностной регламент. Аттестация служащих. Квалификационный экзамен. Рабочее и служебное время. Кадровая служба государственного/муниципального органа и кадровая работа. Основания для расторжения служебного контракта (трудового договора).
- Тема 15. Оплата труда и гарантии на гражданской/муниципальной службеСтруктура денежного содержания гражданских/муниципальных служащих: должностной оклад; оклад за классный чин; дополнительные выплаты. Виды дополнительных выплат. Фонд оплаты труда гражданских/муниципальных служащих. Основные и дополнительные гарантии гражданских/муниципальных служащих.
Элементы контроля
- ТестВ 3 модуле проводится тест по итогам части ГМС в онлайн формате. Итоговая оценка по дисциплине определяется с учетом оценки за первый модуль (УЧР). Оценки за 1 и 3 модуль имеют равный вес (0,5).
- Ответы на семинарах
- Индивидуальные домашние задания
- Проекты (групповые презентации)
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (1 модуль)0.2 * Индивидуальные домашние задания + 0.2 * Ответы на семинарах + 0.2 * Проекты (групповые презентации) + 0.4 * Тест
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.5 * Ответы на семинарах + 0.5 * Тест
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Анализ и управление в государственных организациях, Рэйни [Рейни], Х. Дж., 2004
- Государственная служба: комплексный подход : учебник, Оболонский, А. В., 2009
- Организационное поведение : учебник для вузов, Лютенс, Ф., 1999
- Организация и управление, Гвишиани, Д. М., 1998
Рекомендуемая дополнительная литература
- Методы развития организаций, Пригожин, А. И., 2003
- Организационное поведение : поведение человека на рабочем месте, Ньюстром, Дж. В., 2000
- Организационное поведение : учебник, Шермерорн, Дж., 2004
- Практика управления человеческими ресурсами : учебник, Армстронг, М., 2009
- Стратегическое управление человеческими ресурсами, Армстронг, М., 2002
- Управление персоналом : практикум: учеб. пособие для вузов, Базаров, Т. Ю., 2009
- Функции руководителя : власть, стимулы и ценности в орг., Барнард, Ч. И., 2009