• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Филология в системе современного гуманитарного знания

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 45.04.01. Филология
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Прогр. обучения: Современная филология в преподавании литературы в школе
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 58

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Филология в системе современного гуманитарного знания» формирует у студентов представление об истории целого ряда филологических и родственных им дисциплин и практик: языкознания, литературоведения, текстологии, библиотековедения, фольклористики, этнографии, антропологии, а также дать сведения о формировании различных направлений герменевтики авторитетных текстов, от юридической до богословской; показывает, каким образом исторические основания этих дисциплин присутствуют в филологических науках в их современном состоянии и как знания из области истории гуманитарных наук (в первую очередь, знания о происхождении этих наук из социальной практики и их первоначальном функционировании в соответствии в нуждами, рождающимися в этой практике) может быть использовано в школьном и университетском преподавании. Отдельное место в программе занимает история русского фольклора и методы его изучения в рамках фольклористики, литературоведения, этнографии, лингвистики, культурной антропологии. Курс знакомит студентов с основными подходами к интерпретации фольклорного текста, дает представление о семиотических аспектах традиционной культуры, о законах архаического и традиционного мышления. В курсе рассматривается целый ряд вопросов, связанных с пониманием фольклорного произведения: специфика формульного и символического языка вербального фольклора, преломление истории в фольклорном тексте, фольклорно-литературные взаимосвязи и взаимное влияние и др. Опирается на курс «Методы филологических исследований». В программу дисциплины входит изучение онлайн курса Введение в корпусную лингвистику/ The Introduction to Corpus Linguistics Название онлайн-платформы: Открытое образование Ссылка: https://openedu.ru/course/hse/CORPUS/ Даты изучения: апрель-июнь 2020гРазработчик: НИУ ВШЭ Задача курса – дать представление о практическом применении достижений современной корпусной лингвистики. Слушатели курса научатся пользоваться существующими корпусами русского и английского языков, освоят базовые методы корпусного преподавания, смогут экономить время и усилия, используя корпуса в повседневной работе.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Задача курса – дать представление об истории целого ряда филологических и родственных им дисциплин и практик: языкознания, литературоведения, текстологии, библиотековедения, фольклористики, этнографии, антропологии, а также дать сведения о формировании различных направлений герменевтики авторитетных текстов, от юридической до богословской; показать, каким образом исторические основания этих дисциплин присутствуют в филологических науках в их современном состоянии и как знания из области истории гуманитарных наук (в первую очередь, знания о происхождении этих наук из социальной практики и их первоначальном функционировании в соответствии в нуждами, рождающимися в этой практике) может быть использовано в школьном и университетском преподавании. Отдельное место в программе занимает история русского фольклора и методы его изучения в рамках фольклористики, литературоведения, этнографии, лингвистики, культурной антропологии. Курс знакомит студентов с основными подходами к интерпретации фольклорного текста, дает представление о семиотических аспектах традиционной культуры, о законах архаического и традиционного мышления. В курсе рассматривается целый ряд вопросов, связанных с пониманием фольклорного произведения: специфика формульного и символического языка вербального фольклора, преломление истории в фольклорном тексте, фольклорно-литературные взаимосвязи и взаимное влияние и др.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать - основные этапы развития наук о языке и тексте, имена протагонистов их истории,от Древней Греции до Западной Европы XVIII в., их важнейшие сочинения; главные термины, возникавшие в ходе развития филологических дисциплин;
  • Владеть - навыками анализа и интерпретации теоретических филологических и герменевтических (в т.ч. экзегетических) сочинений разных эпох, а также включения элементов истории наук о языке и тексте в школьную программу
  • Знать - генезисважнейших методов филологических дисциплин, получивших развитие и широкое употребление во второй половине XX-XXI вв.;
  • Уметь использовать для анализа и интерпретации литературного произведенияприобретенные в ходе курса исторические знания в области методов и понятий наук о языке и тексте
  • Знать - основные этапы развития фольклора, основные жанры и общий ход ихисторического развития, иметь представление о мифологии и архаической ритуальной практике и их значении для фольклора; - основные направления исследований фольклора; современные подходы к явлениям традиционной культуры и повседневной обиходной культуры. Иметь представление об актуальных вопросах исследования традиционной и повседневной культуры.
  • Уметь- анализировать фольклорные тексты и описания традиционных обрядов, выделяя мифологическую основу и архаические ритуальные компоненты, социально-исторические корни и поздние напластования, видеть влияние профессиональной культуры там, где оно имеет место; - сопоставлять варианты фольклорного произведения, а также фольклорное произведение и его литературный источник или переработку, уметь объяснить процессы переосмысления и перекодировки сюжета, образов, мотивов;
  • Уметь - интерпретировать разные семиотические коды фольклорного произведения. Уметь интерпретировать фольклорную основу современных явлений постфольклора или типологическое сходство с фольклорным произведением явлений повседневной культуры; - с точки зрения истории фольклора и традиционной культуры, с точки зрения современных подходов к изучению традиционной культуры дать ответы на основные вопросы, возникающие у школьников при изучении народных сказок, былин, лирических песен, загадок, обрядов;
  • Уметь разрабатывать проекты для школьных исследований традиционных и современных жанров фольклора.
  • Владеть навыками интерпретации фольклорных произведений с точки зрения мифологической архаической основы, традиционной символики.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Становление филологических дисциплин в античности
    Задачи и структура курса. Возникновение наук о языке и тексте и их место в социальных практиках. Введение в цикл лекций по истории филологии. Исторические предпосылки возникновения дисциплин, в настоящее время объединяемых под эгидой филологии: религиозные культы и место герменевтических практик в них; законодательство и его толкования; общее и профессиональное образование; производство и трансляция «знания ради знания»: основные жанры и методы работы с авторитетными текстами. Комментаторские практики. О самосознании европейской культуры как культуры комментария. Возникновение филологии в Древней Греции: проблема определения «точки отсчета» в истории дисциплины. Области филологии в интеллектуальной культуре Древней Греции: возникновение учений о языке, науки о литературе, риторики Лингвистические сочинения АполлонияДискола. Зарождение истории литературы (ЛуцийАкций). От филологии к энциклопедизму: Культура комментирования. Мифография. Стоическая и эпикурейская версии философии языка. Знакомство с современными исследованиями стоической эпистемологии. Основные категории стоической психологии илингвистические понятия. Чтение и комментирование избранных фрагментов из сочиненийстоиков. Чем обязано стоикам современное языкознание. Лингвистические теории стоиков.Основные категории стоического языкознания и их связь с современными лингвистическими понятиями. Стоическая концепция знака и начала интенсиональной логики. Теория восприятия в стоической и эпикурейской философии и решение в этих философских школах проблемы языка. Проблема минимальной инстанции значения: lekton как слово, речение и интенциональный смысл высказывания. Смысл как сфера бестелесного (asomaton) и возможность аподиктического доказательства. Представления о познании у эпикурейцев. Учение эпикурейцев о языке в связи с эпистемологией. Античные теории стиля. Категориальный аппарат и концептуальное содержание анонимного трактата «О возвышенном» (разбор трактата). Эллинистические учения о языке: Диодор Сицилийский, Марк ТеренцийВаррон. Римская риторика: Марк Туллий Цицерон, Марк Фабий Квинтилиан. Деятельность римских грамматиков. Закат античности: «Искусство грамматики» ЭлияДоната и «Наставление в искусстве грамматики» Присциана; «О бракосочетании Филологии и Меркурия» Амвросия Феодосия Макробия. Герменевтические практики в античности. Толкования Гомеровых поэм. Современное состояние исследований эллинистического романа. Попытки применения толковательных методов, выработанных греческой культурой, к Пятикнижию. Филон Александрийский между эллинистической и иудейской герменевтическими традициями. Характеристика основных герменевтических процедур, обнаруживаемых в сочинениях Филона. Символика имен и чисел. «Уровни» толкования. Формирование герменевтических норм в юриспруденции.
  • Филологические аспекты интеллектуальной культуры античного христианства. Направления христианской экзегезы.
    Представление о герменевтических функциях библейских текстов в первые века новой эры: фрагменты Писания, истолковывающие другие его фрагменты. Первые христианские экзегетические сочинения: основные жанры и толковательные процедуры. Принципы герменевтики Антиохийской и Александрийской школ. Формирование представлений о многоуровневой системе смыслов Св. Писания и об иерархии смыслов. Трактат Оригена «О началах» и содержащиеся в нем экзегетические принципы (чтение и комментарий избранных фрагментов). Герменевтические принципы в трактате св. ИларияПиктавийского «Изъяснение таин». Представления о языке великихкаппадокийцев. Их экзегетические принципы: буквализми дидактизм. Жанр «Шестоднева» (знакомство с отдельными пассажами «Шестоднева» св.Василия Великого). «Беседы на Псалмы» св. Василия Великого.Представления Аврелия Августина о содержании христианского образования и роли филологических дисциплин в нем (по трактату «О христианской науке»; анализ II и III книг трактата). Герменевтика и риторика в подготовке христианского экзегета и проповедника. Августин как автор контекстной теории лексического значения. Учение Августина о знаках. Рецепция герменевтических принципов Августина в гуманитарной теории ХХ в. (Ц. Тодоров, А. Компаньон). «Исповедь» Аврелия Августина как пример экзегетического нарратива: повествовательные особенности, роль и место XI-XIII (экзегетических) книг в композиции произведения. Р. Курциус о «мотивированности» композиции в средневековой литературе.
  • Судьбы классической традиции в Средние века и гуманистическое движение
    Средневековье: жизнь классической традиции и схоластическая интеллектуальная культура. Присутствие античной классики в интеллектуальной культуре Средневековья: жанры научной литературы, понятия, идеи, авторы. Обзор истории образовательных институций в Западной Европе V-XIII вв. Основные типы знания и их зависимость от социального заказа. «Свободные искусства». Содержание образования: античная традиция и «христианская наука». Комментирование авторитетных текстов как доминирующий способ производства и трансляции знания. Средневековые «Возрождения»: реактуализация классического наследия как основа самопонимания гуманитарных наук. Концепции Ч. Гаскинса, Э. Р. Курциуса, Э. Панофски, Р. Сазерна. Латинская грамматическая традиция VII-IX вв. (Беда Досточтимый, Алкуин, Эльфрик). Средневековые «поэтики» и «риторики». Феномен «возрождения классической древности» и гуманистического движения в Европе и попытки его объяснения. Эпоха Возрождения: история и смысл понятия. Классическая традиция в Средние века и рождение гуманистической культуры. Концепции Ж. Мишле, Я.Буркхарда, К. Бурдаха, Х. Барона, Э. Гарена, Б. Уллмана, П. О. Кристеллера, Р. Витта. Версии истории гуманистического движения в сочинениях Г. Фойгта, Ф. Монье, А. Гаспари, А. Н. Веселовского, М. С. Корелина. Гуманистическое движение в кон. XIV – XV вв. Деятельность Ф. Петрарки, Дж. Боккаччо и гуманистов их круга. Собирание рукописей.Интерес итальянцев к Византии и греки в Италии: от МануилаХризолора до филэллинскойакадемии АльдаМануция. МануилХризолор: начало эллинистики в Италии. Синкретический характер раннегуманистических штудий и региональная специфика гуманистической культуры: отличительные черты гуманистического движения во Флоренции, Риме, Неаполе и Венеции. Лингвистические штудии как приоритетное направление деятельности римских гуманистов: труды Лоренцо Валлы, НикколоПерротти. Лингвоцентризм как основная характеристика интеллектуальной культуры гуманизма Кваттроченто. Связь лингвистических воззрений и метода историописания в исторических сочинениях гуманистов Флоренции и Неаполя. История языка, учение о стилях и критика схоластической философии языка в наследии Лоренцо Валлы. Выработанные им принципы филологической работы и его критика переводов авторитетных текстов (на примере «CollatioNoviTestamenti»). Анджело Полициано как предтеча стемматического метода работы с рукописями. Концепции перевода в Средние века и в эпоху Ренессанса. Деятельность Вильгельма из Мербеке, Деметрия и др. переводчиков. Взгляды гуманистов на задачи перевода. Работа греческих ученых в Европе второй пол. XIV – XV вв. (Варлаам, Леонтий Пилат, МануилХризолор, Иоанн Аргиропул, Георгий ГемистПлифон, Феодор Газа, Димитрий Халкокондил, Михаил Марулл, Марк Музур и др.). Взгляды Леонардо БруниАретино на перевод. Переводческий проект МарсилиоФичино и его историософские взгляды. Издательская деятельность гуманистов в первые десятилетия эпохи книгопечатания. АльдМануций и его издания. Интерес гуманистов рубежа XV–XVI вв. к естественным наукам и его отражение в эдиционной практике. Текстология XVI в.: Марк-Антуан Мюре, Дени Ламбен, Пьер Веттори, Анри Этьенн и др. Открытие «Поэтики» Аристотеля в кон. XV в. и ее судьба от Джорджо Валлы до французских классицистов. Гуманистические теории стиля и их развитие в XVI в.: споры о подражании, римское цицеронианство (разбор диалога Эразма «Цицеронианец») vs. эрудитскийантикваризм,«декадентство» в области стиля и литературных форм. Формирование представлений о норме и образце в языке и литературе: деятельность ПьетроБембо. Чинквечентистские «споры о языке». Проявление классицизирующей и барочной тенденций в разных областях интеллектуальной культуры, от изящной словесности до политической теории. Рождение эмблематики: эмблема как когнитивный инструмент; эмблематика и герменевтика.
  • Герменевтические проекты раннего Нового времени
    Проекты «универсальной герменевтики» и возведение искусства толкования в ранг науки (И. К. Даннхауэр, И. Клауберг). Герменевтика и картезианство (Л. Мейер). Логическая конструкция герменевтики как слепое пятно восходящей к В. Дильтеюисториографии герменевтики. «Рамистский анализ» и рождение герменевтики. Идея «общего анализа» текста у И. Г. Альстеда. Идея «универсальной поэтики» как предпосылки «универсальной герменевтики». Проекты рациональной герменевтики, т. е. искусства интерпретации, основанного на «непогрешимом методе» по образу метода Декарта, у нидерландских картезианцев («Философия – толкователь Писания» Л. Мейера, «Об использовании разума в богословских материях» Л. ванВельтхейзена). Герменевтика и история: ранненовременные полемики о возможности науки desingularibus. Экзегеза «общих мест» как органон догматического богословия. Идея «универсальной грамматики». «Всеобщая и рациональная грамматика Пор-Рояля» А. Арно и К. Лансло. Представления о языке в утопической литературе раннего Нового времени. «Филология» и «философия» в наследии Дж. Вико. Основные идеи и образы сочинений «О постоянстве филологии» и «О наидревнейшей мудрости италийцев». Модель человеческой истории в «Новой науке о природе наций». Топика, sensuscommunis и метод этимологий и история права у Вико. Этимологический метод как основание викианскойантропологии и социологии. «Модальная риторика» Н. Стрьювер и «метод» Новой науки.
  • Понятие о фольклоре. Специфика и типология фольклора. Истоки фольклора
    Тема 1. Мифологические, ритуальные, социально-исторические корни фольклора. Особенности фольклорно-мифологической картины мира: время, пространство, причинно-следственные связи. Историческое развитие фольклора, его этапы. Язык фольклора. Фольклор и профессиональная литература. Направления и методы фольклористики и антропологии. Язык фольклора: мифологическая основа, символика. Связь языка и мифологии в архаических культурах. Специфические черты поэтики фольклора: формульность и общие места, ритмика, вариативное и постоянное в фольклорно-поэтическом языке. Фольклор и профессиональная литература: преемственность и взаимное влияние. Истоки литературных жанров и поэтики. Народные сюжеты и образы в литературе. Фольклоризм в литературе. Поздняя фольклорная переработка литературных произведений. Научные исследования традиционной культуры и фольклора. Направления и методы фольклористики и антропологии. Тема 2. Сказка и ее исторические корни. Волшебная сказка: структура, поэтика, жанровая специфика. Сказки о животных: мифологическая основа и поздние интерпретации. Бытовая и новеллистическая сказка. Судьбы поздней сказки. Сказка и литература. Тема 3. Русский песенный эпос и его историческое развитие. Былины: происхождение и исторические судьбы, мифологическая и историческая основа. Исторические песни. Связь песенного и прозаического исторического эпоса. Народные баллады в средневековой Руси и в современности. Духовные стихи и их жанровая и поэтическая специфика. Поздние лиро-эпические песни в контексте светской и церковной культуры. Тема 4. Народная песня и ее истоки. Необрядовая лирическая песня: разновидности, символический язык, образность, историческое развитие. Поздние песни литературного происхождения. Частушка как лирический жанр: бытование и социальные функции. Тема 5. Крестьянская культура и карнавальные традиции. Специфические черты традиционного народного праздника. Мифологическая и ритуальная основа народного праздника. Ярмарочный фольклор и его жанры. Ключевые произведения и герои ярмарочного фольклора России конца XIX – начала XX вв. Традиции ярмарочного фольклора в современной рекламе. Тема 6. Поздний городской фольклор. Трансформация фольклорных жанров. «Постфольклор» и фольклор субкультур. Жанры и направления развития «постфольклора». Антропологические исследования социальных и культурных стереотипов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе по истории филологии
  • неблокирующий Эссе по фольклору
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Экзамен + 0.4 * Эссе по истории филологии + 0.4 * Эссе по фольклору
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Грановский Т. Н. - ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 385с. - ISBN: 978-5-534-09452-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/lekcii-po-istorii-srednevekovya-438677
  • Гриненко Г. В. - ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 145с. - ISBN: 978-5-534-10156-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-drevnego-mira-antichnaya-filosofiya-429449
  • Гриненко Г. В. - ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 141с. - ISBN: 978-5-534-10157-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-novogo-vremeni-429450
  • Соколов Ю. М. ; под науч. ред. Аникина В.П. - РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР (УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО) В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 4-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 203с. - ISBN: 978-5-534-07201-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkiy-folklor-ustnoe-narodnoe-tvorchestvo-v-2-ch-chast-1-442236
  • Философский словарь, Абрамов, А. И., 2001
  • Христианская Церковь в Высокое Средневековье: Учебное пособие / Дворецкая И.А., Симонова Н.В. - М.:МПГУ, 2011. - 220 с.: ISBN 978-5-4263-0068-2

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Vinogradov, A. Y., & Zheltov, M. S. (2015). The “Apocryphal” Inscription from Mangup, Crimea, and Rituals of “Exposing the Thief”: Magic and Law from Antiquity to the Middle Ages ; “Апокрифическая” надпись с Мангупа и обряды “изобличения вора”: магия и право между Античностью и Средневековьем. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.8CBB2D19
  • Аничков Е.В. - Фольклор - Издательство "Лань" - 2017 - 9с. - ISBN: 978-5-507-43321-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/95891
  • Античная литература: Учебное пособие / Никола М.И., - 3-е изд., дополн. - М.:Прометей, 2011. - 336 с. ISBN 978-5-4263-0070-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/557906
  • Близнюк С.В. Крестоносцы позднего средневековья: Король Кипра. Пьер I Лузиньян. Учебное пособие. — М.: Изд-во Московского университета, 1999. — 144 с. — (Труды исторического ф-та МГУ: Вып. 9; Сер. III. Instrumenta studiorum: 4). - ISBN 5-211-04061-9. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/358609
  • Дорогова Л.Н. - История западноевропейской культуры Нового времени (XVI по XIX вв)( для бакалавров) - КноРус - 2013 - 213с. - ISBN: 978-5-406-01143-0 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/914302
  • Есаулов, И. (2001). Экфрасис В Русской Литературе Нового Времени: Картина И Икона. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.ED5621F2
  • История политических и правовых учений Древнего мира, Средневековья, Возрождения и Нового времени: Учебное пособие / Сухорукова О.А. - М.:ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 128 с.: 60x90 1/16 (Обложка) ISBN 978-5-8199-0610-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/478734
  • Мисюров Н.Н. - Античная литература - живое наследие древних: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - 89с. - ISBN: 978-5-9765-4245-7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/123644
  • Под ред. Гревса И.М., пер. Добиаш-Рождественская О. А. - ИСТОРИЯ ФРАНЦИИ В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 634с. - ISBN: 978-5-534-09833-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-francii-v-rannee-srednevekove-428757
  • Пранцова Г. В., Перепелкина Л. П., Видишева В. П., Ключарева И. С. - ФОЛЬКЛОР В ШКОЛЕ 2-е изд., испр. и доп. Практическое пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 235с. - ISBN: 978-5-534-06008-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/folklor-v-shkole-437517
  • Самосознание культуры и искусства XX века: Западная Европа и США, , 2000
  • Философы Нового времени: жизнь и идеи [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Новосиб. гос. аграр. ун-т, юрид. фак.; сост.: А. В. Колесникова, В. В. Куликов, М. А. Назарова, С. С. Сергеев, М. Б. Софиенко, С. И. Черных. – Новосибирск: Изд-во НГАУ, 2013. – 390 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=515969