Бакалавриат
2020/2021
Культура Серебряного века и советского времени
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (История)
Направление:
46.03.01. История
Кто читает:
Школа исторических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
4-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Давидсон Аполлон Борисович
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина направлена на изучение истории культуры XX в., а также на ознакомление студентов с особенностями развития советской культуры и с основными идеологическими течениями новейшего времени. Также предполагается ознакомление студентов со специфическими источниками по истории культуры "Серебряного века" и советского времени и обучение навыкам работы с данными источниками.
Цель освоения дисциплины
- формирование у студентов навыков исследования истории культуры вообще и российской культуры ХХ в.
- ознакомление их с особенностями развития культуры в условиях советского общества
Планируемые результаты обучения
- знать идеологические течения и политические доктрины новейшего времени
- уметь использовать данные источников по истории культуры XX в. при решении аналитических задач в теоретических и практических исследованиях общего характера
- знать основные жанры литературы и уметь владеть терминологией, касающейся истории литературы XX в.
- уметь объяснить значение ценностей мировой и российской культуры
- владеть навыками работы со специфическими источниками по истории культуры «Серебряного века» и советского времени
- владеть навыками анализа и интерпретации исторической информации
- владеть методами источниковедческого анализа различных типов и видов источников
- владеть навыками применения междисциплинарных методов исследования
- знать особенности развития культуры в условиях советского общества
- уметь пользоваться инструментарием исследовательской работы, связанной с тематикой этого курса
Содержание учебной дисциплины
- Культурная жизнь Петербурга начала Двадцатого столетия.Введение. Содержание и задачи курса. Запрет на объективное изучение этих тем в течение семидесяти лет советской власти. Формы и методы запретов. Причины запретов. "Реабилитация" этих тем в конце 1980-х. Взрыв общественного интереса после устранения запрета. Документы, мемуары и другие свидетельства о жизни Петербурга. Дискуссии и споры о характере культурная жизнь Петербурга. Социально-экономическое и политическое лицо Петербурга тех лет. Петербург - центр российской культуры начала Двадцатого века.
- Общественно-политические и культурные условия появления литературы Серебряного века.Краткая характеристика источников и литературы о Серебряном веке. Ослабление государственных ограничений в сфере культуры на рубеже XIX и XX веков, особенно в результате революции 1905 г. Либерализация общественно-политической жизни. Расширение культурных контактов с Западом. Увеличение притока переводной литературы. Понятие "Серебряный век". Литература, изданная до начала 1920-х годов. Воспоминания и исследования за рубежом. Литература, изданная в советское время. Поэзия и проза Серебряного века, мемуары и исследования, издающиеся в России в последние три десятилетия.
- Символизм. Акмеизм. Литературные объединения, издательства, журналы, кружки.Влияние западноевропейских, прежде всего, французских поэтов. Символизм на русской почве. Крупнейшие представители. В.Я.Брюсов, К.Д.Бальмонт, Ф.Сологуб, И.Ф.Анненский, А.А.Блок.Основные идеи акмеистов. Н.С. Гумилев. А.А. Ахматова. О. Мандельштам. Издательства "Скорпион", "Гриф", "Мусагет" - как организационные центры. Журналы "Мир искусства", "Весы", "Аполлон". "Башня". Цех поэтов. "Бродячая собака".
- Судьбы творцов Серебряного века после Октябрьского переворота.Судьбы тех, кто остались в России. Судьбы тех, кто оказались в эмиграции. Распространение литературы Серебряного века и ее влияние на советскую литературу. Произведения Российского Зарубежья в Самиздате.
- Возвращение литературы Российского Зарубежья на родину и ее органическое включение в российскую культуру ХХ века.Изменение общественно-политических условий жизни в СССР с конца 80-х годов. Устранение запретов на литературу Зарубежья. Публикации литературы Российского Зарубежья в периодической печати и в книжных издательствах. Влияние этих публикаций на бурный рост тиражей периодических изданий и книг в конце 1980-х и в 1990-х годах. Научное изучение этой литературы литературоведами и историками России. Публикации научно подготовленных изданий литературы Российского Зарубежья. Включение литературы Серебряного века и Российского Зарубежья в программы среднего и высшего образования.
- Политика большевиков в области культуры в первые годы советской власти. Культура и наука в годы НЭПа. «Академическое дело»(1929-1931).В.И. Ленин об интеллигенции в работах дореволюционного периода. Отношение интеллигенции к большевистскому перевороту. Первые попытки большевиков установить контроль над культурой после Октябрьского переворота и в годы Гражданской войны. «Дело Таганцева». Расстрел Н. Гумилева. «Философский пароход». Ликбез. Перемены в системе народного образования. Духовный подъем в годы НЭПа и его ограниченность. Наука. Коммунистическая академия и изменения в Академии наук. Коминтерн и его университеты. Художественная культура. Идея интернационализма в культуре. Академия наук и коммунистический режим в 1918-1928 гг. Причины и предпосылки «Академического дела». Первый этап «Академического дела» (начало 1929 г.). Второй этап «Академического дела» (август 1929 - февраль 1931 г.). Основные фигуранты «Академического дела» дела. Роль С.Ф.Платонова и В.Е.Тарле. Значение «Академического дела» в истории установления государственного контроля над наукой в 1930-е годы.
- Союзы советских писателей и другие творческие союзы. Наука и культура в годы террора середины 1930-х гг.Причины и общественно-политические условия для огосударствления культуры в конце 1920-х — начале 1930-х гг. Бюрократизация, политизация и идеологизация литературно-художественной жизни. Постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций» и его последствия. Создание в 1932 г. Союзов композиторов СССР, архитекторов СССР и художников СССР. Первый съезд писателей СССР и организация Союза писателей. Роль А.М. Горького. Значение создания Союзов в истории взаимоотношений между советской властью и отечественной интеллигенцией. Политические и идеологические условия существования культуры. Внедрение "социалистического реализма". Антирелигиозная политика. Возвращение к идеям патриотизма. Народное образование. Наука. Художественная культура. Влияние политических репрессий на культурную жизнь. Истребление деятелей культуры и науки в сталинском терроре.
- Постановления о культуре (1946-1948) и их осуществление. Разгром генетики (1948). Кампания борьбы против «космополитизма» и «низкопоклонства перед Западом» (1949-1953).Усиление административно-командных методов руководства наукой в связи с началом холодной войны. Погромные решения о литературе, музыке, театре, кино в 1946-1948 гг. "Дискуссии" о языкознании и экономических проблемах. "Железный занавес" в культуре. Генетика в СССР в 1920-х - первой половине 1930-х гг. Д.Т. Лысенко в первой половине 1930-х гг. Борьба в биологии во второй половине 1930-х гг. Августовская сессия ВАСХНИЛ (1948 г.) и новый этап «лысенковщины». Борьба в биологии в период хрущевской «оттепели». Предпосылки кампании. Внешне- и внутриполитические условия ее проведения. Дело Клюевой и Роскина и суды чести. Курс на культурную изоляцию и поиск «русских приоритетов». Возникновение и особенности использования термина «космополитизм». Роль в развязывании кампании статьи «Об одной антипартийной группе театральных критиков». «Борьба с космополитизмом» в литературе и искусстве. «Борьба с космополитизмом» в естествознании. «Борьба с космополитизмом» в гуманитарных науках. Репрессии против еврейской культуры. Причины прекращения кампании и ее значение в истории позднесталинского общества.
- Наука и культура в годы оттепели.Успехи в науке, освоении космоса, литературе, кинематографии. Журналы ("Новый мир" и "Иностранная литература"). Театр "Современник". "Театр на Таганке". Драматургия Бертольда Брехта. Евтушенко, Вознесенский, Рождественский, Ахмадулина. Противоречивость "оттепели". Гонения на Пастернака, Бродского. Разгон выставки художников. Кибернетика - "лженаука". Кампания против кибернетики как «лженауки» в конце 1940-х начале 1950-х гг. Кампания против кибернетики и советская научная интеллигенция. Последствия кампании для развития отечественной кибернетики.
- Идеи и судьба академика А.Д. Сахарова. Идеи и судьба А.И. Солженицына.Жизненный путь А.Д. Сахарова. Мировоззрение и общественно-политическая деятельность А.Д. Сахарова в 1960-х - 1980-х гг. Ссылка А.Д. Сахарова и советское общество. Общественно-политическая деятельность А.Д. Сахарова в период перестройки. Значение А.Д. Сахарова в поздней советской и постсоветской истории. Жизненный путь А.И. Солженицына. Арест и заключение. Первые публикации. «Архипелаг ГУЛАГ» и его общественно-политическое значение. Мировоззрение и общественно-политическая деятель деятельность А.И. Солженицына. Высылка из СССР. Литературная и общественно-политическая деятельность А.И. Солженицына в эмиграции и после возвращения в Россию.
- Самиздат и «дело» Синявского и Даниеля. «Новый мир» в 1960-е годы. Авторская песня. Окуджава, Высотский, Галич, Юлий Ким.Самиздат. История зарождения. Характер публиковавшихся материалов. Общественно- политические условия возникновения дела Синявского и Даниеля. Непосредственные причины и ход процесса. Реакция советской интеллигенции. Письма писателей. Митинг гласности. Самиздат о деле Синявского и Даниеля. Значение дела Синявского и Даниеля в истории взаимоотношений между властью и интеллигенцией в СССР. Создание и ранний период истории «Нового мира» (се. 1920-х - конце 1950-х гг.). «Новый мир» во второй период редакторства А.Т. Твардовского (1958-1970 гг.). Публикационная и литературно-критическая деятельность «Нового мира» в эпоху хрущевской «оттепели». Разгром «Нового мира» и реакция на него советской интеллигенции. Позиция А.С. Солженицына. Значение «Нового мира» в истории советской литературы и оппозиционного движения. Зарождение и развитие авторской песни. Причины широкого распространения. Тематика. Влияние на массовое сознание. Наиболее значимые имена. Булат Окуджава. Владимир Высоцкий. Александр Галич. Юлий Ким.
- Заключение. Выводы и возможные перспективы.Возможности развития культуры в условиях перестройки конца холодной войны и ликвидации цензуры. Взлет художественного творчества. Усложнение связей национальных культур после распада СССР. Тенденции развития русской культуры в 1990-х. Тенденции развития русской культуры в первое десятилетие XXI в.
Элементы контроля
- домашнее задание (доклад)Темы докладов сообщаются студентам преподавателем. Доклады могут быть зачитаны на семинарах и представлены в письменной форме.
- экзамен
- работа на семинарских занятиях
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.2 * домашнее задание (доклад) + 0.3 * работа на семинарских занятиях + 0.5 * экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- История России (IX - начало XXI в.) : учебник для вузов, Полторак, С. Н., 2010
- Русская литература ХХ в.: после раскола : учеб. пособие для вузов, Голубков, М. М., 2002
Рекомендуемая дополнительная литература
- Красильников Р. Л. - ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ. ХХ ВЕК. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 203с. - ISBN: 978-5-534-10652-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-russkoy-kultury-hh-vek-430982
- Отв. ред. Михайлова М. В., Солнцева Н. М. - ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА (1890-Е – НАЧАЛО 1920-Х ГОДОВ) В 3 Ч. ЧАСТЬ 2. СИМВОЛИЗМ. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 227с. - ISBN: 978-5-534-04783-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-russkoy-literatury-serebryanogo-veka-1890-e-nachalo-1920-h-godov-v-3-ch-chast-2-simvolizm-438526