Бакалавриат
2020/2021





Маркетинговые исследования
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Статус:
Курс обязательный (Маркетинг и рыночная аналитика)
Направление:
38.03.02. Менеджмент
Кто читает:
Департамент маркетинга
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Ковалёнок Анастасия Юрьевна,
Миголь Екатерина Владимировна,
Ребязина Вера Александровна
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Курс нацелен на получение прикладных знаний и навыков в области маркетинговых исследований, которые будут востребованы как в бизнесе, так и в академической среде. Студенты ознакомятся с такими актуальными аспектами маркетинговых исследований, как формулировка бизнес-задачи, разработка дизайна, использование смешанных методов, построение выборки, анализ данных, а также визуализация и применение результатов на практике. Все темы рассматриваются как с теоретической точки зрения, так и отрабатываются на практике посредством решения кейсов от компаний и реализацию собственных проектов. Достижение поставленных задач обеспечивается через вовлечение в разработку и реализацию курса ведущих специалистов одной из крупнейших исследовательских компаний Kantar.
Цель освоения дисциплины
- Цель освоения дисциплины – познакомить студентов с практикой ведения бизнеса в сфере маркетинговых исследований на примере компании «Кантар». Данный курс полезен для будущей работы и понимания того, что ожидает студентов в маркетинговых исследованиях и консалтинге.
Планируемые результаты обучения
- Знать основные понятия и термины, используемые в дисциплине
- Знать понятие бизнес-задачи и ее декомпозицию
- Знать этапы составления дизайна исследования
- Знать основные понятия, методы маркетинговых исследований
- Объяснять выбор методов сбора маркетинговой информации
- Применять принципы разработки дизайна исследования, опираясь на поставленную бизнес-задачу
- Знать классификацию методов маркетинговых исследований и принципы этики ESOMAR
- Знать классификацию «смешанных» исследований
- Анализировать существующие виды смешанного дизайна для выбора наиболее подходящего к конкретной бизнес-задаче
- Знать принципы формирования выборки исследования
- Аргументировать выбор типа выборки исследования
- Организовывать проведение полуструктурированных интервью
- Применять метод контент-анализа для самостоятельно собранных качественных данных
- Применять метод корреляционного анализа на основе качественных данных и интерпретировать полученные результаты
- Применять метод факторного / кластерного анализа с использованием количественных данных и интерпретировать полученные результаты
- Применять анализ данных с использованием языка программирования python
- Знать общие принципы построения отчета по результатам маркетингового исследования
- Применять принципы визуализации для полученных результатов
- Консолидировать информацию, собранную в ходе реализации проекта с целью ее использования в подготовке информационно-аналитических материалов (промежуточные результаты)
- Консолидировать информацию, собранную в ходе реализации проекта с целью ее использования в подготовке информационно-аналитических материалов (итоговые результаты)
Содержание учебной дисциплины
- Введение в дисциплину• Описание структуры курса • Классификация методов маркетинговых исследований • Качественные методы маркетинговых исследований • Количественные методы маркетинговых исследований • Этика ESOMAR
- Бизнес-задача и ее связь с дизайном маркетингового исследованияКак возникает бизнес-задача: • Чем бизнес-задача отличается от исследовательской задачи • Как бизнес-задачу трансформировать в исследовательский бриф • Формулировка гипотез(ы) исследования Разбор практических кейсов на основе существующих авторских решений (Kantar) в маркетинговых исследованиях: • Создание инноваций и новые продукты • Развитие бренда • Разработка креатива для продвижения бренда • Повышение эффективности медиа инвестиций • Управление опытом клиентов • Улучшение опыта покупателя в точках продаж
- Разработка дизайна исследования и смешанные методы исследований• Определение целевой аудитории (ЦА) • Методы исследования и выбор наиболее оптимального: o Количественные исследования o Качественные исследования o Смешанные исследования o Нестандартные виды исследований и неопросные данные (SMА, Analytics, Big Data analysis etc) • Структура и принципы составления анкеты • Структура и принципы составления гайда • Как повысить качество собираемых данных через «правильные» вопросы • Поведенческая экономика и ее влияние на исследования потребителей • Источники выборки. Предварительный рекрут респондентов: в каких случаях это необходимо • Способы количественного опроса: CAWI, CATI, F2F, наблюдения • Способы качественного опроса Фокус-группы, Глубинные интервью, Форумы • Как сбор данных влияет на результаты исследования • Фьюжн: осмысленный подход к комбинированию методов • Разбор практических кейсов.
- Стратегия «смешанных» исследований: интеграция качественных и количественных методов• Принятие решения относительно методов исследования • Анализ сильных сторон качественных и количественных методов исследований • Принципы при разработке дизайна смешанного исследования • Система обозначений в смешанных исследованиях • Четыре базовых дизайна смешанных исследований o qual -> QUANT o quant -> QUAL o QUANT -> qual o QUAL -> quant
- Выборка исследования• Что такое репрезентативная выборка • Почему мы можем судить о совокупности по выборке • Какие типы выборок существуют • Погрешности, доверительный интервал и размер выборки • Когда различие можно назвать значимым • Какие особые случаи существуют • Разбор практических кейсов
- Контент-анализ как метод обработки качественных данных- Анализ данных с помощью контент-анализа - Смешанные (качественно-количественные) методы анализа данных - Проектная работа в группах (проведение глубинных интервью, анализ полученных результатов)
- Анализ данных и интерпретация результатов• Процесс анализа данных • Создание «истории» презентации • Проведение факторного анализа, интерпретация результатов • Разбор практических кейсов
- Математический анализ данных• Методы проверки статистических гипотез • Определение важности атрибутов • Использование метрик похожести на практике • Разбор практических кейсов
- Визуализация результатов исследования• Способы предоставления данных • Особенности представления статистической информации • Правила создания презентации, которую хочется читать • Разбор практических кейсов
- Предзащита проектовПредставление предварительных результатов сквозного проекта в формате презентации
- Защита проектовЗащита сквозного проекта в формате презентации и письменного отчета в печатном виде
Элементы контроля
- Домашнее задание 1Разработка дизайна исследования в рамках сквозного проекта
- Домашнее задание 2Проведение интервью и контент-анализ собранных данных в рамках сквозного проекта
- Домашнее задание 3Проведение факторного / кластерного анализа, апостериорных множественных сравнений на основе количественных данных и интерпретация полученных результатов
- Контрольная работа 1Контрольная работа проводится в формате открытых вопросов на семинаре
- Контрольная работа 2Контрольная работа проводится в тестовом формате на лекции
- АктивностьАктивность оценивается, исходя из работы студентов на лекциях и. семинарах
- Итоговый проектИтоговый проект представляется в формате защиты презентации перед комиссией
- ЭкзаменФорма экзамена: Экзамен проводится в письменной форме (тест) с использованием асинхронного прокторинга. Асинхронный прокторинг означает, что за всеми действиями студента во время проведения экзамена будет “наблюдать” компьютер. Процесс проведения экзамена записывается, анализируется искусственным интеллектом и человеком (проктором). Пожалуйста, будьте внимательны и чётко следуйте инструкциям! Платформа проведения: Экзамен проводится на платформе StartExam, онлайн платформе для проведения тестовых заданий различного уровня сложности. Ссылка на прохождение экзаменационного задания будет доступна студенту в РУЗ. К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: https://eduhseru-my.sharepoint.com/:b:/g/personal/vsukhomlinov_hse_ru/EUhZkYaRxQRLh9bSkXKptkUBjy7gGBj39W_pwqgqqNo_aA?e=fn0t9N Для участия в экзамене студент обязан: Подготовить документ, удостоверяющий личность (паспорт, разворот с именем и фотографией) для идентификации перед началом выполнения экзаменационного задания; Проверить работу видеокамеры и микрофона, скорость работы сети Интернет (для наилучшего результата рекомендуется подключение компьютера к сети через кабель); Подготовить необходимые для выполнения экзаменационных заданий инструментов (ручка, листы бумаги, калькулятор и т. д.); Отключить в диспетчере задач компьютера иные приложения, кроме браузера, в котором будет выполняться вход на платформу StartExam. В случае, если одно из необходимых условий участия в экзамене невозможно выполнить, необходимо за 7 дней до даты проведения экзамена проинформировать об этом преподавателя или сотрудника учебного офиса для принятия решения об участии студента в экзаменах. Во время экзамена студентам запрещено: Выключать видеокамеру, микрофон; Пользоваться конспектами, учебниками, прочими учебными материалами; Покидать место выполнения экзаменационного задания (выходить за угол обзора камеры); Отводить взгляд от экрана компьютера, рабочего стола; Пользоваться умными гаджетами (смартфон, планшет и др.); Привлекать посторонних лиц для помощи в проведении экзамена, разговаривать с посторонними во время выполнения заданий; Вслух громко зачитывать задания. Во время экзамена студентам разрешено: Использовать бумагу, ручку для ведения записей, расчетов; Использовать калькулятор для расчетов. Нарушения связи: Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой StartExam не более 5 минут (за все время проведения экзамена). Долговременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой StartExam более 5 минут. Долговременное нарушение связи во время экзамена является основанием для принятия решения о прекращении экзамена и выставление оценки “неудовлетворительно” (0 по десятибалльной шкале. В случае долговременного нарушения связи с платформой StartExam во время выполнения экзаменационного задания, студент должен уведомить об этом преподавателя, зафиксировать факт потери связи с платформой (скриншот, ответ от провайдера сети Интернет) и обратиться в учебный офис с объяснительной запиской о случившемся для принятия решения о пересдаче экзамена.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.05 * Активность + 0.05 * Домашнее задание 1 + 0.05 * Домашнее задание 2 + 0.05 * Домашнее задание 3 + 0.3 * Итоговый проект + 0.05 * Контрольная работа 1 + 0.05 * Контрольная работа 2 + 0.4 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Krippendorff, K. (DE-588)136072429, (DE-576)161833357. (2004). Content analysis : an introduction to its methodology / Klaus Krippendorff. Thousand Oaks, Calif. [u.a.]: Sage. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.110340264
Рекомендуемая дополнительная литература
- Vanessa Maritz, Daniel J. Petzer, & Christine De Meyer. (2014). The use of storytelling in quantitative research reports: A marketing research firm perspective. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7916B33B
- Гулакова, О. В., & Ребязина, В. А. (2017). Клиентоориентированность Компаний На Российском Рынке: Декларация Или Реальность? Vestnik of Saint Petersburg University. Management, 16(3), 398–423. https://doi.org/10.21638/11701/spbu08.2017.303