Бакалавриат
2020/2021
Научно-исследовательский семинар
Статус:
Курс обязательный (Медиакоммуникации)
Направление:
42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Вербилович Ольга Евгеньевна,
Дмитриева Ольга Александровна,
Маркин Максим Евгеньевич,
Ним Евгения Генриевна,
Сапонова Анастасия Владимировна,
Стегний Елена Анатольевна
Язык:
русский
Кредиты:
7
Контактные часы:
72
Программа дисциплины
Аннотация
Научно-исследовательский семинар на 2 курсе программы «Медиакоммуникации» предназначен для формирования у студентов базовых представлений и навыков в сфере медиаисследований. Дисциплина является обязательной и читается в течение 2-4 модулей, общая продолжительность годового курса – 72 часа (по 24 часа в модуле). Первый тематический блок, «Ведение в медиаисследование», раскрывает специфику социально-гуманитарного знания с последующим фокусом на исследованиях в сфере медиа, включая их дизайн, методы и оформление результатов. Второй тематический блок, «Исследования медиаконтента», посвящен изучению направлений и методов анализа медиаконтента (количественным и качественным). Третий тематический блок, «Исследования аудитории», знакомит с основными направлениями и методами исследования СМИ и социальных медиа; особое внимание уделяется изучению стиля жизни и медиапотребления. Формы текущего контроля включают задания в аудитории и различные домашние задания (разработка исследовательского проекта, рецензирование научной публикации, анализ какого-либо объекта с использованием конкретного метода).
Цель освоения дисциплины
- Познакомить студентов с требованиями к курсовой работе по специальности «Медиакоммуникации».
- Сформировать у студентов базовые навыки научно-исследовательской работы, включая разработку методологии исследования.
- Научить студентов использовать различные методы сбора, обработки и интерпретации данных, в частности, в процессе написания курсовых работ по медийной тематике.
- Развить навыки научной дискуссии и презентации результатов исследования посредством обсуждения студенческих проектов в ходе их реализации.
Планируемые результаты обучения
- Владеет базовыми понятиями в области методологии науки.
- Различает основные способы существования научного знания.
- Владеет базовыми понятиями в области построения научного знания.
- Знает основные критерии научности, принципы их использования и ограничения.
- Проектирует дизайн медиаисследования.
- Работает с базами зарубежной научной периодики.
- Разрабатывает дизайн исследования.
- Соотносит уровни научного знания с их структурными элементами.
- Соотносит периоды развития науки с их особенностями.
- Находит и использует научную литературу.
- Находит качественные научные источники.
- Адекватно выбирает методы, стратегии, подходы.
- Формулирует специфику методов качественного исследования медиаконтента.
- Объясняет возможности и ограничения качественных методов исследования, ситуации их применения.
- Описывает парадигмы и методы качественного дискурс-анализа.
- Выбирает парадигму и метод качественного дискурс-анализа для решения конкретной исследовательской проблемы.
- Применяет метод нарративного анализа по схемам В. Проппа и У. Лабова.
- Проводит анализ нарративов медиа-контента.
- Описывает основы фрейм-анализа.
- Проектирует качественное медиа исследование.
- Анализирует качественные данные.
- Делает выводы на основе анализа качественных данных.
- Выделяет особенности методов количественного исследования медиаконтента.
- Воспроизводит возможности и ограничения методов количественного исследования медиаконтента, ситуации их применения.
- Находит источники данных для количественного медиа исследования.
- Применяет метод контент-анализа.
- Применяет метод принципа построения выборки в медиа исследовании.
- Собрать данные по заданным параметрам.
- Применяет метод корпусной лингвистики и основные техники анализа.
- Использует техники анализа для решения исследовательской задач.
- Анализирует количественные данные.
- Делает выводы на основе анализа количественных данных.
- Ставит исследовательские вопросы.
- Формулирует методологические пункты Введения.
- Делать обзор найденной литературы.
- Оформляет текст, ссылки и список литературы согласно российским / международным стандартам.
- Представляет и защищает проект медиаисследования.
Содержание учебной дисциплины
- Специфика социально-гуманитарного знания. Способы определения науки: формы, структура, сообщество.Способы определения науки и ее формы. Генезис и типы научной рациональности. Структура научного знания: теоретический и эмпирический уровни. Вопрос о метатеоретическом уровне науки. Понятие и функции научного метода. Объект науки и язык его описания. «Парадигма» и «научная революция» в концепции Т. Куна. Научное сообщество и научная этика. Популярная наука и медиа.
- Специфика социально-гуманитарного знания. Критерии научности и проблема демаркации.Проблема демаркации в философии науки. Верифицируемость (М. Шлик) и фальсифицируемость (К. Поппер) научного знания. Эпистемологический анархизм П. Фейерабента. Критический рационализм К. Поппера. Тематический анализ науки Дж. Холтона. Понятие ad hoc гипотезы (И. Лакатос). Место науки в культуре: сциентизм и антисциентизм.
- Специфика социально-гуманитарного знания. Обнаружение причинных связей.Правдоподобные рассуждения. Обобщающая индукция. Понятие о причинной зависимости. Казуальная связь. Казуальный анализ. Методы установления причинных связей. Гипотетико-дедуктивный метод. Аналогия. Ошибки.
- Специфика социально-гуманитарного знания. Статус социально-гуманитарного знания в системе наук: особенности и структура.Постановка вопроса о методологии и роли общественных и гуманитарных наук в системе научного знания (О. Конт, Дж. С. Милль и Г. Спенсер). Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук. Особенности теорий, гипотез и мысленных экспериментов в социальных и гуманитарных науках. Метафоры в социально-гуманитарном познании. О социокультурной детерминации научного познания. Ценности и их роль в социально-гуманитарном познании. Этические принципы научной коммуникации. Ангажированность ученого. Кейс «Мистификация Сокала» и кейс The «Grievance Studies» affair. Социальная ответственность учёного.
- Модуль 1. Введение в медиаисследования. Курсовая работа по медиаисследованиямПонятие и виды медиаисследований. Media studies как междисциплинарная область. Ключевые этапы исследовательского процесса. Методология медиаисследования и ее представление в курсовой работе (структура Введения). Выбор темы и постановка исследовательских вопросов, формулировка объекта и предмета, целей, задач и гипотез исследования. Техника сужения фокуса анализа (модель «индустрия – текст – аудитория» J. Stokes и ее развитие).
- Модуль 1. Введение в медиаисследования. Теория, поиск и обзор литературыПочему нужно начинать с теории? Теоретическая нагруженность факта. Основные парадигмы в социальной науке и медиаисследованиях. Выбор релевантной теории для медиаисследования, использование и развитие ее ключевых понятий и положений. Поиск научной литературы, работа с базами данных зарубежной периодики и электронных книг. Рекомендации по написанию обзора научной литературы.
- Модуль 1. Введение в медиаисследования. Дизайн и методы медиаисследованияВыбор дизайна исследования: стилевой и процессный подходы (M. Saunders и P. Tosey). Типология методов научного исследования. Методы исследования медиаконтента (контент-анализ, семиотика, интент-анализ и др.). Методы исследования аудиторий и сообществ (наблюдение, интервью, фокус-группы и пр.). Методы исследования медиаиндустрии (анализ документов, экспертный опрос и др.).
- Модуль 1. Введение в медиаисследования. Дизайн и стратегии медиаисследованияКоличественный, качественный и смешанный подходы в медиаисследованиях Основные различия количественного и качественного исследования. Стратегии исследования: кейс-стади, (цифровая) этнография, опросное, экспериментальное, документальное, нарративное, визуальное исследования и т.д.
- Модуль 1. Введение в медиаисследования. Оформление результатов научного исследованияСовременные форматы представления результатов научного исследования (визуальные, мультимедийные, дата-форматы и т.д.). Написание и оформление научного текста: цитирование, ссылки, сноски, примечания, библиография. Плагиат. Границы между парафразом и плагиатом. ГОСТ 7.1–2003 и ГОСТ 7.0.5–2008. Зарубежные стандарты оформления академического текста. Правила оформления рисунков, таблиц и приложений.
- Модуль 1. Введение в медиаисследования. Защита командных исследовательских проектовПредставление и обсуждение групповых студенческих проектов по разработке дизайна медиаисследования в соответствии с предварительно озвученными требованиями и критериями оценивания.
- Качественный анализ медиатекстов. Выбор качественного метода исследования: преимущества и ограниченияПонятие и виды медиатекстов. Понятие медиа-репрезентаций. Методы качественного анализа текстов. Нарративный, семиотический, интент- и дискурс-анализ, смешанные методики, визуальный анализ, фрейм-анализ. Примеры исследований.
- Качественный анализ медиатекстов. Качественный дискурс-анализ.Понятие и подходы к определению «дискурса». Ключевые парадигмы дискурс-анализа. Набор применяемых внутри парадигмы методов. Специфика дизайна и примеры исследований.
- Качественный анализ медиатекстов. Нарративный анализ, фрейм-анализПонятие нарратива. Нарративный анализ и сторителлинг: разница научно-исследовательского и журналистского инструментов. Подходы и традиции анализа. Понятие фрейма в медиаисследовании. Примеры исследований.
- Качественный анализ медиатекстов. Практикум по дизайну качественного медиа исследованияРабота в мини-группах, мозговой штурм: тема мини-исследования, материал для анализа, метод. Презентация дизайна мини-исследования, комментарии от преподавателя и студентов.
- Качественный анализ медиатекстов. Презентация мини-проектовПрезентация проведенного мини-исследования, комментарии преподавателя и студентов.
- Количественный анализ медиатекстов. Выбор количественного метода исследования: преимущества и ограниченияКоличественные методы в медиаисследованиях. Теоретические основания применения количественных методов. Границы применения метода. Этические границы количественных исследований. Примеры исследований.
- Количественный анализ медиатекстов. Источники данных для количественного исследованияОткрытые данные. Источники данных и их виды. Специфика подготовки аудио-, видео-, печатного контента. Ресурсы Google Trends и Yandex Wordstat. Базы «Интегрум», Медиалогия и Factiva. Использование базы Public.Ru.
- Количественный анализ медиатекстов. Примеры методов для количественного исследования: методы контент-анализа и корпусной лингвистикиМетод контент-анализа: теоретические основания и применение. Примеры исследований методом контент-анализа. Принцип формирования выборки СМИ. Практические задания на применения метода контент-анализа. Истоки метода корпусной лингвистики. Ключевые приемы анализа текста методом корпусной лингвистики. Программы Wordsmith, AntConc, Lancsbox. Практические задания на применение корпусной лингвистики.
- Количественный анализ медиатекстов. Презентации групповых проектоПрезентация проведенного мини-исследования, комментарии преподавателя и студентов.
- Модуль 2. Тема 1. Программа медиаисследования, опирающегося на опросные методыСтруктура программы медиаисследования, опирающегося на опросные методы. Вы-бор методологии сбора и анализа эмпирических данных. Поиск релевантных литературных источников. Основные правила оформления результатов медиаисследования.
- Модуль 2. Тема 2. Количественные методы сбора и анализа эмпирических данныхАнкетный опрос аудитории как один из базовых количественных методов сбора дан-ных. Структура анкеты. Требования к формулировкам анкетных вопросов. Выборка в ко-личественных медиаисследованиях. Номинальная, порядковая и метрическая шкалы. Опи-сательная статистика. Критерий Хи2, коэффициент корреляции Пирсона и дисперсионный анализ как базовые количественные методы анализа данных.
- Модуль 2. Тема 3. Качественные методы сбора и анализа эмпирических данныхУглубленные интервью с представителями аудитории как один из базовых каче-ственных методов сбора данных. Структура вопросника. Требования к формулировкам во-просов для интервью. Специфика экспертных интервью. Выборка в качественных медиаис-следованиях. Категоризация значений и интерпретация результатов интервью.
- Модуль 2. Тема 4. Современные методы сбора и анализа эмпирических данныхВозможности и ограничения проведения онлайн-опросов аудитории. Стратегия сме-шивания количественных и качественных методов сбора и анализа данных. Существующие базы эмпирических данных.
Элементы контроля
- Специфика социально-гуманитарного знания. СеминарыСпецифика социально-гуманитарного знания
- Модуль 1. Введение в медиаисследования. Активность на семинарах— 0,1 – участие в аудиторной работе, не требующей предварительной подготовки (оценка за посещаемость и активность на первых 5-ти встречах, при этом каждая встреча весит 2 балла). — 0,2 – выполнение одного задания на 2-4-ой встречах (на выбор – обзор научной базы данных или академического журнала, разбор курсовой работы, анализ исследовательской статьи).
- Медиаисследование: дизайн, методы, оформление. ПроектМедиаисследование: дизайн, методы, оформление
- Качественные методы исследования. Групповой проектКачественные методы исследования
- Количественные методы исследования. Групповой проектКоличественные методы исследования
- Качественные методы исследования. СеминарыКачественные методы исследования
- Количественные методы исследования. СеминарыКоличественные методы исследования
- Количественные и качественные методы исследования. Презентация статьиКоличественные методы исследования. Качественные методы исследования
- Исследования аудиторий, стиля жизни и медиапотребления. Проект 1
- Исследования аудиторий, стиля жизни и медиапотребления. Проект 2
- Исследования аудиторий, стиля жизни и медиапотребления. Проект 3
- Исследования аудиторий, стиля жизни и медиапотребления. Итоговая контрольная работа"Экзамен проводится на платформе МС Тимс. Студенты получают индивидуальные задания через МС Тимс, выполняют их письменно в форматах Word и Exel. Выполненные задания прикрепляются к форме задания в МС Тимс. 1. Необходимые технические платформы. Необходим персональный компьютер, доступ к сети Интернет для входа в МС Тимс, доступ к электронным ресурсам библиотеки ВШЭ для работы с базой данных EastView, офисные приложения Word и Exel. Если используемый для выполнения задания компьютер не оснащен офисными приложениями, допускается использование соответствующих программ через MS Office online. Не допускается выполнение задания в Google Docs и Google Tables 2. Работа выполняется письменно в течение 80 минут и загружается в MS Teams. Формат проведения экзамена - open book. Разрешается пользоваться видео, аудио, печатными материалами, конспектами и скринкастами лекций для выполнения задания. 3. В случае возникновения технических неполадок выделяется дополнительное время для загрузки задания (15 минут) 4. Для прохождения пересдачи, в случае получения неудовлетворительной оценки за экзамен, студенту будет предложен другой вариант задания идентичного уровня сложности. "
- Модуль 1. Введение в медиаисследования. Индивидуальное задание
- Модуль 1. Введение в медиаисследования. Итоговый командный проектПрисутствие на презентации командного проекта обязательно. Если член команды, участвующий в разработке проекта, не пришел на его защиту (без уважительных причин), его / ее оценка за проект будет снижена на 2 балла.
- Модуль 2. Семинары
- Модуль 2. Домашнее задание 1
- Модуль 2. Домашнее задание 2
- Модуль 2. Домашнее задание 3
- Модуль 2. Домашнее задание 4
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (1 модуль)0.3 * Модуль 1. Введение в медиаисследования. Активность на семинарах + 0.3 * Модуль 1. Введение в медиаисследования. Индивидуальное задание + 0.4 * Модуль 1. Введение в медиаисследования. Итоговый командный проект
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.2 * Модуль 2. Домашнее задание 1 + 0.2 * Модуль 2. Домашнее задание 2 + 0.2 * Модуль 2. Домашнее задание 3 + 0.2 * Модуль 2. Домашнее задание 4 + 0.2 * Модуль 2. Семинары
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.35 * Качественные методы исследования. Групповой проект + 0.35 * Медиаисследование: дизайн, методы, оформление. Проект + 0.15 * Модуль 1. Введение в медиаисследования. Активность на семинарах + 0.15 * Специфика социально-гуманитарного знания. Семинары
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Abbott, M., & McKinney, J. (2013). Understanding and Applying Research Design. Hoboken, N.J.: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=531530
- Stokes, J. C. (2003). How to Do Media and Cultural Studies. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=251789
- Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев, В. В., 2001
- Крыштановский А.О. - Анализ социологических данных с помощью пакета SPSS - Издательский дом Высшей школы экономики - 2007 - 281с. - ISBN: 978-5-7598-0486-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/100191
- Радаев В.В. - Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил - Издательский дом Высшей школы экономики - 2001 - 203с. - ISBN: 5-7598-0102-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/100182
- Рузавин, Г.И. Основы логики и аргументации: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитарно-социальным специальностям / Г.И. Рузавин. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017- 320 с. -(Серия «Cogito ergo sum»). - ISBN 978-5-238-01264-3. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028737
- Философия науки : учебник для аспирантуры и магистратуры / В.П. Кохановский, В.И. Пржиленский, Е.А. Сергодеева. — 3-е изд., перераб. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2017. — 432 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/566877
Рекомендуемая дополнительная литература
- Ryan, M.-L., & Thon, J.-N. (2014). Storyworlds Across Media : Toward a Media-Conscious Narratology. Lincoln: University of Nebraska Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=780583
- Гайденко, П. П. Научная рациональность и философский разум [Электронный ресурс] / П. П. Гайденко. - М. : Прогресс-Традиция, 2017. - 529 с. - ISBN 978-5-89826-517-5. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1018097
- Исторические типы рациональности. Т.2./0тв. ред. П.П. Гайденко. - М., 1996. - 349 с. -ISBN 5-201-01895-5. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/348735
- Методы социологического исследования : учебник / В.И. Доб-реньков, А.И. Кравченко. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 768 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1008978
- Модели анализа рекламного текста: Учебное пособие / Н.В. Аниськина, Т.Б. Колышкина. - М.: Форум: НИЦ Инфра-М, 2013. - 304 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (обложка) ISBN 978-5-91134-675-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/326841
- Рузавин, Г.И. Философия науки: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Г.И. Рузавин. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017.- 400 с. - ISBN 978-5-238-01291-9. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028837
- Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности, Ядов, В. А., 2000
- Технология социологического исследования : учеб. пособие по курсу "Практикум по экономической социологии", Сусоколов, А. А., 2008
- Философия науки: Учебное пособие для аспирантов и соискателей ученой степени / Т.Г. Лешкевич. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 272 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Аспирантура). (переплет) ISBN 978-5-16-009213-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/427381