Бакалавриат
2020/2021
Рерайт и профессиональное редактирование
Статус:
Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление:
42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
2-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина предполагает как теоретическое ознакомление студентов с разными примерами современных медийных текстов, так и практическую отработку навыков их редактирования. Такие компетенции становятся все более актуальными, т.к. контент современных веб-ресурсов состоит в основном из текстов, прошедших рерайт. Задача курса – научиться грамотно перерабатывать исходный текст, чтобы получить несколько новых текстовых продуктов для разных целей.
Цель освоения дисциплины
- Формирование у студентов базовых представлений об основных приемах качественного рерайта и редактирования текстов.
- Отработка практических навыков рерайтинга и редактирования.
- Развитие навыков работы с источниками информации при рерайте текстов для печатных СМИ, ТВ, радио и Интернет-изданий.
- Формирование навыков соблюдения основных требований, предъявляемых к текстам СМИ (точность, достоверность, наличие ссылок на источники информации, разграничение фактов и оценок).
- Формирование навыков индивидуальной и групповой работы над текстами.
Планируемые результаты обучения
- Знает основополагающие принципы квалифицированного рерайта, понятия плагиата и основные требования к рерайту.
- Ориентируется в многообразии источников информации, иерархии источников по степени доверия\недоверия, определяет первоисточники.
- Находит и использует альтернативные источники информации.
- Выделяет структурные и стилистические особенности текстов для печатных СМИ, радио и ТВ, интернет-СМИ, соцсетей.
- Использует функции заголовков и лидов, с учетом особенностей заголовков для текстов разных платформ.
- Редактирует тексты согласно правилам и приемам редактирования.
- Выделяет типологию речевых ошибок в современных СМИ.
- Создает и редактирует заголовки и лиды.
- Создает и редактирует тексты новостного характера.
- Создает бэкграунд и контекст.
- Работает над структурой и композицией текста.
Содержание учебной дисциплины
- Понятие и основные принципы рерайта текстов.Понятия копирайта, копирайтинга и рерайта (в противовес копирайтингу). Принципы квалифицированного рерайта (источники, уровень уникальности). Понятие первоисточника при рерайте. Понятие плагиата, рерайт высокого уровня как способ избежать плагиата. Требования к рерайту. Обоснование необходимости рерайта в современных СМИ. Основные профессиональные и репутационные риски, связанные с рерайтом.
- Работа с источниками информации в процессе подготовки текстов к рерайту.Многообразие источников информации, иерархия источников по степени доверия\недоверия. Люди и документы как источники информации. Первичные и вторичные СМИ (по способу работы с источниками информации). Сбор и анализ информации, проверка источников, корректность ссылок на источники. Определение первоисточника. Поиск дополнительных источников информации. Правила ссылок. Правила работы с анонимными источниками информации. Анонимные источники как возможные поставщики фейковых новостей. Соцсети как возможные источники информации.
- Технология рерайтинга («рерайт по шагам») на примере текстов новостного характера.Ознакомление с текстом. Поиск альтернативных источников информации. Понятия бэкграунда и контекста. Выработка структуры и композиции текста. Проверка текста на уникальность и соответствие критериям «качественного рерайта». Вычитывание и правка. Язык новостных текстов. Лексика и стилистика новостных заметок, «запретные» и предпочтительные части речи. Правила обращения с аббревиатурами, числительными, именами собственными, географическими названиями, иностранными словами, терминологией и т.п. Факты и эмоции, их соотношение в новостных текстах. Типичные трудности начинающих рерайтеров (фактические и языковые ошибки) и способы их преодоления.
- Тексты для разных платформ: общность и функциональные различия.Структурные и стилистические особенности текстов для печатных СМИ, радио и ТВ, интернет-СМИ, соцсетей. Различия текстов в традиционных и новейших СМИ. Понятие целевой аудитории. Способы адаптации одного и того же текста для разных медийных платформ: принципы, приемы. Типология речевых ошибок в современных СМИ.
- Заголовки, лиды, концовки как способы привлечь читателя при рерайте текстов.Функции заголовка. Критерии качества заголовков. Западная традиция создания заголовков (в сравнении с «советской» традицией). Разные школы заголовков в современной прессе («Коммерсантъ» и «Ведомости»). Школа новостных агентств. Значимость заголовков для текстов разных платформ. Стилистические и структурные особенности заголовков в современных интернет-СМИ. Заголовки-«ловушки». Приемы создания и корректировки заголовков.
- Правила и приемы редактирования текстов.Канцеляризмы и формализм, штампы (газетные, бытовые корпоративные), оценки и безоценочность в текстах, языковые средства выражения оценок, информативность текстов, приемы редактирования текста интервью.