• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Рерайт и профессиональное редактирование

Статус: Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление: 42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 2-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина предполагает как теоретическое ознакомление студентов с разными примерами современных медийных текстов, так и практическую отработку навыков их редактирования. Такие компетенции становятся все более актуальными, т.к. контент современных веб-ресурсов состоит в основном из текстов, прошедших рерайт. Задача курса – научиться грамотно перерабатывать исходный текст, чтобы получить несколько новых текстовых продуктов для разных целей.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов базовых представлений об основных приемах качественного рерайта и редактирования текстов.
  • Отработка практических навыков рерайтинга и редактирования.
  • Развитие навыков работы с источниками информации при рерайте текстов для печатных СМИ, ТВ, радио и Интернет-изданий.
  • Формирование навыков соблюдения основных требований, предъявляемых к текстам СМИ (точность, достоверность, наличие ссылок на источники информации, разграничение фактов и оценок).
  • Формирование навыков индивидуальной и групповой работы над текстами.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основополагающие принципы квалифицированного рерайта, понятия плагиата и основные требования к рерайту.
  • Ориентируется в многообразии источников информации, иерархии источников по степени доверия\недоверия, определяет первоисточники.
  • Находит и использует альтернативные источники информации.
  • Выделяет структурные и стилистические особенности текстов для печатных СМИ, радио и ТВ, интернет-СМИ, соцсетей.
  • Использует функции заголовков и лидов, с учетом особенностей заголовков для текстов разных платформ.
  • Редактирует тексты согласно правилам и приемам редактирования.
  • Выделяет типологию речевых ошибок в современных СМИ.
  • Создает и редактирует заголовки и лиды.
  • Создает и редактирует тексты новостного характера.
  • Создает бэкграунд и контекст.
  • Работает над структурой и композицией текста.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Понятие и основные принципы рерайта текстов.
    Понятия копирайта, копирайтинга и рерайта (в противовес копирайтингу). Принципы квалифицированного рерайта (источники, уровень уникальности). Понятие первоисточника при рерайте. Понятие плагиата, рерайт высокого уровня как способ избежать плагиата. Требования к рерайту. Обоснование необходимости рерайта в современных СМИ. Основные профессиональные и репутационные риски, связанные с рерайтом.
  • Работа с источниками информации в процессе подготовки текстов к рерайту.
    Многообразие источников информации, иерархия источников по степени доверия\недоверия. Люди и документы как источники информации. Первичные и вторичные СМИ (по способу работы с источниками информации). Сбор и анализ информации, проверка источников, корректность ссылок на источники. Определение первоисточника. Поиск дополнительных источников информации. Правила ссылок. Правила работы с анонимными источниками информации. Анонимные источники как возможные поставщики фейковых новостей. Соцсети как возможные источники информации.
  • Технология рерайтинга («рерайт по шагам») на примере текстов новостного характера.
    Ознакомление с текстом. Поиск альтернативных источников информации. Понятия бэкграунда и контекста. Выработка структуры и композиции текста. Проверка текста на уникальность и соответствие критериям «качественного рерайта». Вычитывание и правка. Язык новостных текстов. Лексика и стилистика новостных заметок, «запретные» и предпочтительные части речи. Правила обращения с аббревиатурами, числительными, именами собственными, географическими названиями, иностранными словами, терминологией и т.п. Факты и эмоции, их соотношение в новостных текстах. Типичные трудности начинающих рерайтеров (фактические и языковые ошибки) и способы их преодоления.
  • Тексты для разных платформ: общность и функциональные различия.
    Структурные и стилистические особенности текстов для печатных СМИ, радио и ТВ, интернет-СМИ, соцсетей. Различия текстов в традиционных и новейших СМИ. Понятие целевой аудитории. Способы адаптации одного и того же текста для разных медийных платформ: принципы, приемы. Типология речевых ошибок в современных СМИ.
  • Заголовки, лиды, концовки как способы привлечь читателя при рерайте текстов.
    Функции заголовка. Критерии качества заголовков. Западная традиция создания заголовков (в сравнении с «советской» традицией). Разные школы заголовков в современной прессе («Коммерсантъ» и «Ведомости»). Школа новостных агентств. Значимость заголовков для текстов разных платформ. Стилистические и структурные особенности заголовков в современных интернет-СМИ. Заголовки-«ловушки». Приемы создания и корректировки заголовков.
  • Правила и приемы редактирования текстов.
    Канцеляризмы и формализм, штампы (газетные, бытовые корпоративные), оценки и безоценочность в текстах, языковые средства выражения оценок, информативность текстов, приемы редактирования текста интервью.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Задание 1
  • неблокирующий Задание 2
  • неблокирующий Задание 3
  • неблокирующий Задание 4
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.07 * Задание 1 + 0.07 * Задание 2 + 0.08 * Задание 3 + 0.08 * Задание 4 + 0.2 * Посещаемость + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Пиши, сокращай : как создавать сильный текст, Ильяхов, М., 2017