• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Научно-исследовательский семинар "Русская литература ХХ века"

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Лекманов Олег Андершанович, Свердлов Михаил Игоревич
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 62

Программа дисциплины

Аннотация

Цель этого научно-исследовательского семинара – детальное знакомство студентов с отечественной поэзий и прозой прошлого столетия, а также научными работами об этом периоде. Метод, используемый на семинаре: «медленное чтение» произведений русской литературы ХХ века, а также доклады студентов с разборами выбранных ими произведений и подробное обсуждение этих докладов (на основе которых по итогам семинара пишутся курсовые). Соответственно, материалом для работы в рамках научно-исследовательского семинара служат как тексты, выбранные для анализа преподавателем, так и тексты, выбранные студентами.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладение студентами основными навыками анализа русской литературы XX века в рамках курсовой работы и ВКР.
  • Знакомство студентов с основными произведениями и авторами отечественной поэзии и прозы XX века.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать основные вехи русской литературы XX века;
  • знать методы филологического анализа русской поэзии и прозы ХХ века
  • владеть навыками научного и библиографического поиска и исследовательской работы
  • владеть навыками обработки и интерпретации результатов научного исследования
  • Знать: - основные вехи русской литературы XX века; - методы филологического анализа русской поэзии и прозы ХХ века; Уметь: - применять различные методы филологического анализа при исследовании русской поэзии и прозы ХХ века - применять методологию, разработанную в рамках истории русской литературы XX века при анализе художественных текстов; - ставить исследовательскую задачу, выполнять исследование, представлять его и обсуждать с коллегами по семинару.
  • Владеть: - навыками научного и библиографического поиска и исследовательской работы; - навыками обработки и интерпретации результатов научного исследования; - методами теоретического исследования в области истории русской литературы XX века; - навыками применения основных методов филологического анализа для решения исследовательских задач в области истории русской литературы XX века.
  • владеть навыком подготовки выпускной квалификационной работы бакалавра
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Русская поэзия рубежа 1910-х гг.: поэтика загадки
    Задачей первой части курса является выявление основных линий экспериментов и исканий в русской поэзии ХХ века. Студенты на семинарах по этой теме анализируют и «разгадывают» тексты А. Блока и Вяч. Иванова под разными методологическими углами, например: «Тайна творчества в стихотворении А. Блока «Художник»»; «Миф и символ в стихотворении Вяч. Иванова «Дриады»». Задачи НИСа в данном случае ориентированы на демонстрацию студентам возможностей анализа символистского текста с установкой на поиск подтекстов и скрытых смыслов.
  • Загадки постсимволистской поэзии (рубеж 1910-х – 1920-х гг.).
    На этом этапе ставится задача анализа образной системы постсимволистского поэтического текста с точки зрения поэтики загадки: прослеживается эволюция от мистической загадки символистов к образным ребусам, загадкам с ключом у поэтов, стремящихся к «преодолению символизма». Особое внимание в данном цикле уделяется "темным" текстам, их "дешифровке" и интерпретации; предметом "пристального чтения" и разгадывания становятся такие "закрытые" тексты, как, например, «Казанский собор» Б. Лившица («Перифрастические ребусы»), «Мне нравится, что вы больны не мной…» М. Цветаевой («Загадка лирического субъекта»; «Император» В. Маяковского («Агитационный шифр»), «Баллада» В. Ходасевича («Мне невозможно быть собой…»: «Загадка поэтического сюжета»). Особой задачей в завершении разборов стихотворных текстов является анализ-комментарий, подтекстовый и контекстный анализ.
  • Скрытые мотивы в русской эмигрантской прозе ХХ века.
    Задачей "прозаической" части курса является обрабатывание техники мотивного анализа рукой модернистской прозы – в частности, эмигрантской. При разборе таких произведений, как "Удар крыла" В. Набокова и «Панихида» Г. Газданова, прослеживаются переклички "далековатых идей", скрытые сцепления образных рядов, загадочные траектории образных лейтмотивов.
  • Первый и второй план в советской поэзии.
    Задачей цикла является выделение двух планов в стихотворениях поэтов советского периода и выявление скрытых связей между этими планами. Эта процедура должна быть опробована как при анализе поэтов мирового уровня – Б. Пастернака («Смещение от первого ко второму плану в «Соснах»») и О. Мандельштама («Названное и подразумеваемое в «Железе»»), И. Бродского (Первый и второй метафорические планы в «Горбунове и Горчакове»»), так и советской классики – Д. Самойлова («Скрытая тема стихотворения «Из детства»»), С. Гудзенко («Тематический секрет стихотворения «Перед атакой»»).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий аудиторная работа студентов
  • неблокирующий эссе
    Эссе по дисциплине является библиографическим и историографическим и сдается в конце 2 модуля. Задача автора эссе – суммировать библиографию и историографию научной проблемы, решению которой посвящена курсовая или выпускная-квалификационная работа студента. Ограничение по объему – не менее 10 тыс. знаков с пробелами.
  • неблокирующий аудиторная работа студентов
  • неблокирующий эссе
    Эссе по дисциплине является библиографическим и историографическим и сдается в конце 2 модуля. Задача автора эссе – суммировать библиографию и историографию научной проблемы, решению которой посвящена курсовая или выпускная-квалификационная работа студента. Ограничение по объему – не менее 10 тыс. знаков с пробелами.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.6 * аудиторная работа студентов + 0.4 * эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Беседы о русской культуре : быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века), Лотман, Ю. М., 2011
  • Как написать дипломную работу : гуманитарные науки : учеб.-метод. пособие, Эко, У., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Русский стих начала XX века в комментариях : учеб. пособие для вузов, Гаспаров, М. Л., 2001