• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Говорящий журналист: работа у микрофона и не только

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Журналистика)
Направление: 42.03.02. Журналистика
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 3-й курс, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит студентов с «устными» жанрами современной журналистики – когда приходится не только и не столько писать, сколько говорить (в кадре и за кадром). Это актуально как для ТВ и радио, так и для новых, стремительно развивающихся форм высказываний в интернете: аудиоподкастов, роликов и интервью в YouTube. Дисциплина включает теоретическое ознакомление с образами «говорящих журналистов», их критический разбор. Кроме того, она предполагает практическую работу студентов с голосом и интонацией у микрофона и перед камерой в различных заданных условиях (готовый текст, собственные заготовки, полная импровизация и т.п.).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов базовых представлений о практике работы в устной журналистике, включая формирование представлений об основных образах «говорящих» журналистов.
  • Развитие навыков работы с собственной речью в различных ролевых позициях (ведущий новостей, ведущий интервью, авторской программы на ТВ, радио, в YouTube и т.д.).
  • Отработка практических навыков говорения в разных ситуациях, возникающих в устных жанрах журналистики.
  • Формирование навыков индивидуальной и групповой работы над речевыми высказываниями в разных жанрах и разнообразных рабочих ситуациях.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Представляет себе актуальность проблематики, связанной со звучащей речью журналиста.
  • Знает об особенностях работы в устных разновидностях основных жанров (информационных, аналитических, публицистических).
  • Ориентируется в различных периодах отечественной журналистики XX-начала XXI вв. с точки зрения работы «говорящих журналистов» (радио- и телеведущих).
  • Ориентируется в основных направлениях современной устной журналистики с учетом новых интернет-платформ.
  • Знает особенности и принципы работы «звучащих» новостников (радио и ТВ).
  • Создает речевой образ ведущего новостей.
  • Вырабатывает стратегию речевого поведения при проведении интервью.
  • Пользуется как необходимыми заготовками, так и приемами импровизации в устных разновидностях разных журналистских жанров.
  • Представляет себе основные приемы создания речевого образа.
  • Знает об особенностях коммуникации с ньюсмейкерами и его представителями при подготовке эфиров.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Речь журналиста как важнейшая профессиональная компетенция.
    Актуальность проблемы, профессиональная ответственность. Общие принципы. Обзор ситуаций (прямой выход на аудиторию, закадровая подготовительная работа, общение с ньюсмейкерами и т.д.). Особенности работы в разных «звучащих» жанрах: новости, интервью, ток-шоу, авторская программа и т.п. Журналисты как распространители («разносчики») речевой нормы. Голос как часть образа журналиста. Диалектные особенности речи как составляющая имиджа журналиста.
  • «Говорящая журналистика» ХХ-XXI вв. (советская, российская, западная школы): обзор, знаковые персоны.
    «Советская школа»: ТВ, радио (до середины 80-х годов). Говорящие журналисты «нового времени»: ТВ, радио (1990-е годы, начало 2000-х гг.) Западная школа «говорящей журналистики» (англоязычное ТВ, радио): обзор, знаковые персоны. Федеральный центр vrs. регионы: особенности работы «звучащих» журналистов (российский и зарубежный опыт). Диалекты и «центральная» норма. Допустимость диалектизмов и диалектного интонирования в речи журналистов на радио и ТВ.
  • Говорящие журналисты» новейшего времени.
    ТВ, радио, YouTube, подкастинг: знаковые персоны. Особенности работы в новых условиях.
  • Новости на ТВ и радио как стержень вещания и основа имиджа каналов.
    Особенности и принципы работы «звучащих» новостников. Образ новостника в эфире. Разные подходы. Границы допустимого, интонационная вариативность. Речевые ошибки в речи новостников как маркеры некомпетентности, их восприятие аудиторией. Голосовые характеристики, тембральные характеристики; индивидуальные речевые особенности в работе новостников.
  • Интервью и авторские программы на ТВ, радио, в интернете: работа «звучащего» журналиста.
    Подготовка к интервью. Подводки к интервью, отводки. Выработка стратегий поведения, в том числе речевого. Формулировки вопросов. Варианты реагирования на поведение интервьюируемых. «Гость опоздал\не пришел\заменён»: стратегии речевого поведения в меняющихся условиях. Поведение в условиях жестких временных ограничений (репортажи, авторские программы, ток-шоу и т.д.). Использование заготовок. Пользовательский контент (сообщения слушателей и зрителей, звонки) и его использование.
  • Индивидуальный речевой стиль как основа образа журналиста: в эфире и за кадром.
    Основные подходы к выработке индивидуального речевого стиля. Параметры речевого образа. Способы привлечь внимание слушателей и зрителей. Границы допустимого в создании речевого имиджа. Особенности закадровой коммуникации (ньюсмейкеры, интервьюируемые, представители ньюсмейкеров – пресс-секретари, сотрудники пиар-служб, помощники и т.п.).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Расширенное сообщение
  • неблокирующий Выпуск новостей
  • неблокирующий Интервью
  • неблокирующий Авторская программа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.5 * Авторская программа + 0.1 * Выпуск новостей + 0.1 * Интервью + 0.2 * Посещаемость + 0.1 * Расширенное сообщение
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Мастерство эфирного выступления : учеб. пособие, Гаймакова, Б. Д., 2004
  • Радиожурналистика : учебник, Барабаш, Н. С., 2005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Зарва М.В. - Слово в эфире: О языке и стиле радиопередач: Произношение в радио- и телевизионной речи: справочное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - 373с. - ISBN: 978-5-9765-0935-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/108237
  • Основы журналистики : учебник для вузов, Корконосенко, С. Г., 2004
  • Профессия: журналист : учеб. пособие для вузов, Свитич, Л. Г., 2003
  • Телевизионная журналистика : учебник, , 2005