• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Научно-исследовательский семинар "Научно-исследовательская работа студента"

Статус: Курс обязательный (Востоковедение)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 4-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Сизова Александра Александровна, Юркевич Александр Геннадьевич
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 24

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках научно-исследовательского семинара предполагается дальнейшее совершенствование проектно-исследовательских компетенций студентов-востоковедов. Учебная деятельность направлена на развитие навыков исследовательского дизайна, работы с первичными и вторичными источниками, изучением и применением в востоковедческом контексте основных методов социальных и гуманитарных наук, технологий оформления и презентации научных результатов в соответствии с современными академическими стандартами. Наряду с рассмотрением теоретических аспектов, осуществляется практическая работа над индивидуальными и групповыми учебно-научными проектами, которая сопровождается системными методологическими и методическими консультациями преподавателя.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • К целям освоения дисциплины относятся совершенствование исследовательских и смежных профессиональных и метапредметных компетенций студентов направления «Востоковедение и африканистика», ознакомление последних с актуальными методами и подходами в гуманитарных и социальных науках, развитие навыков общенаучного анализа, работы с источниками различных типов (в том числе на изучаемых иностранных языках), логического и аналитического мышления, формализации полученных исследовательских результатов, академического письма, важных для подготовки курсовых (а впоследствии выпускных квалификационных) работ и самореализации будущих бакалавров в таких профессиональных областях, как экспертно-аналитическая, научно-исследовательская, практическая, организационно-управленческая и культурно-просветительская.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Объясняет: понятие и критерии научного исследования, отличия исследования и проекта, теорию и ее функции в научном познании, понятия метода, методологии и методики, взаимосвязь теории и метода, специфику учебного исследования, собенности востоковедных исследований.
  • Описывает типы исследований, понятие и виды исследовательского дизайна. Объясняет определение оптимального исследовательского дизайна; структуру, внутреннюю логику и основные элементы исследования; проблему выбора темы исследования. Разрабатывает примерный план учебно-научной работы.
  • Объясняет понятие объекта и предмета исследования, взаимосвязь предмета исследования с темой и исследовательским вопросом. Дает определение хронологических и территориальных рамок исследования. Демонстрирует включение формулировок объекта и предмета, хронологических и территориальных рамок во вводную часть работы.
  • Объяснняет понятия научной новизны и практической значимости, взаимосвязь теории и практики в социально-гуманитарных науках. Определяет возможные сферы практического применения результатов востоковедных исследований. Аргументирует научную новизну и практическую значимость исследования в курсовой работе.
  • Объясняет понятие гипотезы и принципы формулировки гипотезы (гипотез), взаимосвязь гипотезы и цели исследования. Имеет представление о переменных и основных видах гипотез. Демонстрирует отражение цели, исследовательских задач и формулировки гипотез во вводной части научной работы, их взаимосвязь с результатами исследования и заключением курсовой работы.
  • Описываает методологию и ее функции; принципы определения релевантной теории в исследовании темы и ее использования, проблемы разработки методологической основы для комплексных востоковедных исследований. Описывает методологию междисциплинарных исследований; научные методы и их виды. Описывает методологию и методическую базу в учебном исследовании.
  • Определяет роль оценки вклада предшественников в изучение темы. Объясняет понятие историографии и историографического обзора. Описывает особенности и категории научной литературы. Демонстрирует навык работы с литературой на родном языке, анализа иноязычной литературы, использования библиотечных ресурсов и каталогов.
  • Описывает понятие источника и источниковедение, классификации источников, методы работы с источниками разных типов, особенности работы с неопубликованными источниками, проблема верификации.
  • Называет основные принципы описания исследовательских результатов, отличия в оформлении результатов научного исследования и проекта. Описывает структуру текста курсовой работы, оформление частей текста, ссылок. Демонстрирует навык составления аннотации к работе; объясняет базовые правила академического письма, описывает подходы к редактированию текста.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Современное исследование в востоковедении
    Основы современного научного знания. Особенности научной картины мира. Понятие и критерии научного исследования. Отличия исследования и проекта. Теория и ее функции в научном познании. Понятия метода, методологии и методики. Взаимосвязь теории и метода. Специфика учебного исследования. Востоковедение в проблемном спектре социальных и гуманитарных наук. Особенности востоковедных исследований.
  • 2. Исследовательский процесс и его планирование
    Исследовательский процесс и его нелинейность. Типы исследований. Понятие и виды исследовательского дизайна. Определение оптимального исследовательского дизайна. Структура, внутренняя логика и основные элементы исследования. Проблема выбора темы исследования и формулировка исследовательского вопроса. Разработка примерного плана учебно-научной работы. Основные трудности при составлении плана и методы их преодоления.
  • 3. Объект и предмет исследования: определение и оформление
    Понятия объекта и предмета исследования. Типичные ошибки при определении и формулировке. Взаимосвязь предмета исследования с темой и исследовательским вопросом. Определение хронологических и территориальных рамок исследования. Включение формулировок объекта и предмета, хронологических и территориальных рамок во вводную часть работы.
  • 4. Обоснование актуальности темы, научной новизны и практической значимости исследования
    Научная актуальность, подходы к ее обоснованию и формулировке. Понятия научной новизны и практической значимости. Взаимосвязь теории и практики в социально-гуманитарных науках. Возможные сферы практического применения результатов востоковедных исследований. Аргументация научной новизны и практической значимости исследования в курсовой работе.
  • 5. Определение и формулировка цели, задач и гипотез исследования
    Постановка цели и задач исследования. Распространенные ошибки при определении и пути их преодоления. Понятие гипотезы и принципы формулировки гипотезы (гипотез). Взаимосвязь гипотезы и цели исследования. Представление о переменных и основные виды гипотез. Отражение цели, исследовательских задач и формулировки гипотез во вводной части научной работы, их взаимосвязь с результатами исследования и заключением курсовой работы.
  • 6. Методологическая основа и методы исследования
    Методология и ее функции. Принципы определения релевантной теории в исследовании темы и ее использования. Проблемы разработки методологической основы для комплексных востоковедных исследований. Методология междисциплинарных исследований. Научные методы и их виды. Методы теоретического и эмпирического познания. Формальные и неформальные методы. Дилеммы выбора методов. Методы сбора и обработки информации, применяемые в востоковедении. Соотнесение этапов научной работы и используемых методов. Описание методологии и методической базы в учебном исследовании.
  • 7. Оценка степени изученности темы и обзор литературы
    Роль оценки вклада предшественников в изучение темы. Понятия историографии и историографического обзора. Особенности и категории научной литературы. Работа с литературой на родном языке. Анализ иноязычной литературы. Использование библиотечных ресурсов и каталогов. Возможности электронных библиотек, сбор и систематизация электронной информации. Оформление историографии / обзора литературы, сносок, списка литературы на русском и иностранных языках.
  • 8. Источниковая база и эмпирическая часть исследования
    Понятие источника и источниковедение. Классификации источников. Первичные и вторичные источники в востоковедных исследованиях. Методы работы с источниками разных типов. Первичные источники в фондах библиотек и архивов. Особенности работы с неопубликованными источниками, проблема верификации. Работа с базами данных. Принципы работы с источниками в цифровом веке. Алгоритмы использования интернет-источников. Электронные системы управления библиографической информацией. Техники реферирования и конспектирования. Реализация практической части исследования с применением прикладных методов. Фиксация результатов анализа источников, полевой и экспериментальной работы.
  • 9. Формализация результатов исследования и принципы академического письма
    Основные принципы описания исследовательских результатов. Отличия в оформлении результатов научного исследования и проекта. Структура текста курсовой работы. Оформление частей текста: оглавление, введение, главы и параграфы, заключение, список источников и литературы, приложения. Оформление ссылок. Составление аннотации к работе. Базовые правила академического письма. Подходы к редактированию текста. Соблюдение принципов академической этики. Критерии качества учебно-научного текста. Проблема плагиата и обеспечение оригинальности произведения. Апробация результатов исследования.
  • 10. Презентация результатов исследования и защита курсовой работы
    Подготовка выступления по результатам учебного исследования. Структура и временной регламент доклада. Принципы публичного выступления, тренировка навыков работы с вопросами. Культура рецензирования. Основные принципы анализа научной презентации и оценки качества учебно-научного текста. Работа с замечаниями рецензентов. Рефлексия и самооценка в деятельности исследователя.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Итоговая презентация
  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
  • неблокирующий Еженедельный краткий отчет
    Предоставление отчетов необходимо до конца учебного периода.
  • неблокирующий Аналитическая работа
    Предоставление работы необходимо до конца учебного периода.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Аналитическая работа + 0.2 * Еженедельный краткий отчет + 0.4 * Итоговая презентация + 0.2 * Работа на семинарских занятиях
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в востоковедение : общий курс : монография / Е. И. Зеленев, В. Б. Касевич. — Санкт-Петербург : КАРО, 2017. - 584 с. - ISBN 978-5-9925-0598-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1049007 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1049007
  • От эссе и реферата к курсовой, от выпускной квалификационной работы к диссертации, учебно-методическое пособие, 160 с., Городнова, А. А., 2012

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Концепции современного востоковедения : монография / Е. И. Зеленев, В. Б. Касевич. — Санкт-Петербург : КАРО, 2013. — 464 с. - ISBN 978-5-9925-0864-2. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1049002
  • Структура научных революций, Кун, Т., 2003
  • Требования к проекту выпускной квалификационной (курсовой) работы и реферированию научных текстов... : методическое пособие, Барановская, Т. А., 2006