Магистратура
2020/2021
Психологическая помощь при разводе
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Системная семейная психотерапия)
Направление:
37.04.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
2-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Будинайте Гражина Леонардовна
Прогр. обучения:
Системная семейная психотерапия
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
20
Программа дисциплины
Аннотация
Основной Целью Основной целью дисциплины «Психологическая помощь при разводе» является подготовка магистрантов к психотерапевтической работе с супружеской парой и семьей с детьми в ситуации супружеского развода. Освоение этой дисциплины познакомит магистрантов с основными принципами психотерапевтической работы с супружеским разводом и основными этапами такой работы. Магистранты будут знать специфику работы с семьей на разных этапах супружеского развода. Они таже будут знать особенности переживания разводной ситуации детьми разного возраста. Кроме того, они будут понимать особенности помогающей работы в разные временные периоды после развода. Освоение этих навыков протекает в форме практических занятий для формирования основных представления и ориентиров психотерапевтической помощи в этой кризисной ситуации- наблюдения и отработки усваиваемых навыков.
Цель освоения дисциплины
- знать основные этапы работы с разводом, основные принципы и приемы в организации этой терапевтической работы, особенности переживания развода детьми разных возрастов, различать «завершенный» и психологически «незавершенный» супружеский развод; т.е. анализировать, верифицировать и адекватно оценивать имеющиеся у них знания и синтезировать их в структурированную логику терапевтической помощи при разводе;
- рефлексировать освоенные знания и способы действий в работе с разводом - понимать возможные «блоки», препятствия, стоящие на пути эффективной психотерапевтической работы с разводом: социальные, культурные, профессиональные, связанные с личной и семейной историей самого психотерапевта
- уметь строить свою терапевтическую работу с семьей, руководствуясь принципами социальной и профессиональной ответственности -понимать в связи с этим значение выработки внятной профессиональной позиции, а также супервизии, личной психотерапии и другой работы на «блоками, препятствующими формированию этой профессиональной позции
- умееть проводить диагностику готовности супругов к супружескому разводу; клинически различать признаки «завершенного» и незавершенного развода, организовывать работу на разных этапах разводной ситуации; т.е. использовать имеющиеся компетенции, модели, методы и способы работы для решения комплексной задачи терапии развода;
- уметь работать с семьей, пережившей развод, на разных временных этапах после развода, уметь организовывать работу с «бинуклеарной» (двуядерной) семьей; осознанно выбирая стратегии межличностного взаимодействия в этой терапевтической работе
- владеть навыками работы с травмой в ситуации супружеского развода; навыками работы с детьми разных возрастов; навыками работы с семьей в различном составе; способствовать решению людьми мировоззренческих, социальных и личностно значимых проблем в ситуации супружеского развода;
Планируемые результаты обучения
- 1. Знание исторического и понимание социального и культурного контекста работы с разводной ситуацией в семье с детьми в России и мире
- 1. Умение практически выявлять основные признаки «разводной ситуации» в семье.
- 2. Знание основных признаков достигнутой «нейтральности» в пост-супружеских отношениях
- 3. Основные признаки функционального родительского взаимодействия в ситуации супружеского развода
- 4. Знание основных особенностей переживания супружеского развода детьми разного возраста.
- 5.Знание условий и «протокола» предъявления разводной ситуации родителями детям
- 6. Знание принципов предъявления развода расширенной семье и социальному окружению
- 7. Знание основных принципов работы с "бинкулеарной" (двуядерной) семьей.
- 2. Понимание основных «зон» возможных препятствий для эффективной работы специалиста с супружеским разводом
- 3. Различение критериев «незавершенного» и «завершенного» развода в семье
Содержание учебной дисциплины
- Раздел 1. Основные принципы организации работы с семьей переживающей супружеский развод
- 1.1. Исторический, культурный, социальный и психологические аспекты супружеского разводаИстория супружеского развода и его легитимации в различных странах и России. Религия и развод. Культурные особенности отношения к разводу. Социальные и юридические аспекты развода в России. Основные психологические аспекты - «линии напряжения» в разводной ситуации в семье и ее окружении .
- 1.2. Возможные профессиональные и личностные препятствия в работе с супружеским разводом. Профессиональная позиция психотерапевта в работе с разводомРазличные культурные социальные и личные представления, идеи и убеждения терапевта как возможные «блоки» профессиональной позиции в работе с разводом. Влияние собственной семейной и личной истории терапевта на его профессиональную позицию. Основные составляющие профессиональной позиции в работе с разводом. Тренинг выработки профессиональной позиции, деконструкция «блокирующих» убеждений и идей.
- 1.3.Представление о «незавершенном» и «завершенном» супружеском разводеТрадиционные представления о разводе. Классические представления и исследования влияния развода на детей (Г.Фигдор). Представление о «плохом» и «хорошем» разводе (К.Айронс). Основные признаки «незавершенного» ( плохого) и завершенного (хорошего) развода. Исследования восприятия ребенком структуры его семьи при «завершенном» и «не завершенном» разводе
- Раздел 2. Основные этапы в работе с семьей, переживающей супружеский развод
- 2.1. Диагностика разводной ситуации и содержание терапевтического контракта.Работа с обоюдным решением о разводе. Развод по инициативе одного из супругов. Основные признаки готовности в разводу и диагностика разводной ситуации. Заключение терапевтического контракта с семьей на работу с разводной ситуацией и ее основные этапы.
- 2.2. Работа на достижение «нейтральности» бывших супругов по отношению друг к другу.Основные этапы и приемы работы на нейтральность. Работа с «травмированным» супругом. Вовлечение в работу «инициатора» развода. Основные признаки достижения бывшими супругами "нейтральности".
- 2.3. Предъявление супружеского развода детямВыработка родительского контракта бывшими супругами как родителями. Основные приемы и правила предъявления развода детям разного возраста. Работа с конфликтной родительской парой
- 2.4. Предъявление разводной ситуации расширенной семье, социальному окружениюРазвод как «секрет», нарушение нормальных связей в расширенной семьей и с социальным окружением в ситуации развода. Пути предъявления разводной ситуации супругами в расширенной семье и близкому окружению. Предотвращение «поляризации» семьи и дружеского окружения.
- 2.5. Семья на разных этапах жизни после развода. Представление о «двуядерной» (би-нуклеарной) семье и терапевтическая работа с ней.Семья в новых границах – завершенное супружество, сохранение семьи. Представление о би-нуклеарной (двуядерной) семье и работа с ней. Помощь семье на разных временных этапах после развода, выявление незавершенного развода и «отсроченная» помощь по коррекции последствий давнего развода. Взрослые дети разводов.
- 2.6. Семья на разных этапах жизни после развода. Представление о «двуядерной» (би-нуклеарной) семье и терапевтическая работа с ней.Семья в новых границах – завершенное супружество, сохранение семьи. Представление о би-нуклеарной семье и работа с ней. Помощь семье на разных временных этапах после развода, выявление незавершенного развода и «отсроченная» помощь по коррекции последствий давнего развода. Взрослые дети разводов
Элементы контроля
- итоговая групповая дискуссия по разделу 1
- коллоквиум по разделу 2
- устный экзамен по дисциплине
- оценка аудиторной работы раздел 1
- оценка аудиторной работы раздел 2
- итоговая групповая дискуссия по разделу 1
- коллоквиум по разделу 2
- устный экзамен по дисциплине
- оценка аудиторной работы раздел 1
- оценка аудиторной работы раздел 2