Магистратура
2020/2021
Научно-исследовательский семинар "Лаборатория историка: профессиональные конвенции и практики"
Статус:
Курс обязательный (История современного мира)
Направление:
46.04.01. История
Кто читает:
Школа исторических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Прогр. обучения:
История современного мира
Язык:
русский
Кредиты:
11
Контактные часы:
100
Программа дисциплины
Аннотация
Данный семинар актуализирует и адаптирует к исследовательской практике комплекс теоретических знаний, полученных студентами в бакалавриате и магистратуре. На втором году обучения студенты осваивают сложные методы работы с историческими источниками, порожденные кризисом позитивистского доверия к свидетельствам прошлого (дискурс-анализ, неоинституционализм, рецептивная эстетика и др.), и в ходе обсуждений отрабатывают фрагменты магистерской диссертации и процедуры ее защиты. НИС ведет команда исследователей-практиков, каждый из которых публикует статьи в журналах мирового топ-уровня (Г.А. Орлова, О.В. Будницкий, Е.А. Вишленкова)
Цель освоения дисциплины
- Повысить культуру исторического исследования
- Познакомиться (глубже) с актуальными формами и методами теоретико-эмпирической работы
- Повысить аналитическую чувствительность
- Развить навыки работы с источниками и ведения исследовательского проекта
Планируемые результаты обучения
- Уметь критически анализировать и оценивать современные научные достижения, в том числе в междисциплинарных областях
- Уметь генерировать оригинальные теоретические конструкции, гипотезы и исследовательские вопросы
- Представлять себе генеалогию социогуманитарной аналитики и перспективы ее использования в историческом исследовании
- Уметь поставить научную проблему и обосновать ее актуальность
- Ориентироваться в актуальном теоретико-методологическом ландшафте
- Уметь формулировать аналитическую рамку исследования на письме
- Уметь создавать логически непротиворечивый и литературно оформленный нарратив прошлого
- Уметь создавать визуальную презентацию проекта
- Уметь формулировать основные положения исследования, выносимые на обсуждение
- Уметь ответить на поставленные слушателями вопросы и обосновать свою точку зрения
Содержание учебной дисциплины
- История и теорияПарадигмальное и нарративное знание: теория vs рассказ. Теория: понятия, модели, объяснения. Виды теорий и стили теоретизирования. Прагматический потенциал теории. Роль теории в эмпирическом исследовании. Смерть теории: о сопротивлении теории и аналитическом насыщении исследования. История теории. Теория истории. Место теории в историческом исследовании: легитимация, концептуализация, демаркация исторического исследования. Аналитика: данные, паттерны, решения
- Рождение аналитикиКлассическая теория и критическая теория. Метанарративы и их критика: марксизм, структурализм, психоанализ. Время теорий среднего уровня. Обоснованная теория. Аналитика: между теоретическим и эмпирическим исследованием. Роль аналитики в обществе знания. Научные революции и повороты. Эпистемологический и аналитический потенциал поворотов. Как устроен поворот?
- Лингвистический поворот(Меж)дисциплинарные обертоны в смещении к языку. Лингвистика как аналитика. Релятивизм, антиэссенциализм и конструкционизм. Аналитическая ментальность и новые компетенции исследователя. Анализ дискурса: плавающее означающее, археология, порядок дискурса, узловая точка. Время и/как нарратив. Анализ нарртива: сюжет, жанр, фокализация. Культурная история между нарративом и дискурсом. История понятий, история концептов, история дискурсов
- Культурный поворот, критика репрезентации и исследования медиаКультура как производство значения. Борьба за значение и гегемония. Репрезентация, код, контекст. Новые культурные объекты и акторы. Политики идентичности и субкультуры. Технологии коммуникации и медиа. Историческая перспектива в понимании медиа. Письмо, типографская культура и новые медиа. Археология медиа и диспозитивы
- Визуальный поворот, скопические режимы современности и аналитическая оптикаВремя картины мира. Визуальные революции. Общество спектакля. Взгляд и проблема наблюдателя. Зрение как культурная практика. Образ и его разрушение. Эпистемологический потенциал видимости и визуализация как метод исследования. Перспективы визуальной истории и история зрения
- Пространственный поворот, культурная топология и масштабированиеОт эпохи времени к эпохе пространства. Физическое и социальное пространство. Производство пространства и право на город. Пространство, место, ландшафт. Микро и макро. Особые пространства: утопия, гетеротопия, не-места. Сборка и соседство. Дрейф, картирование и масштабирование как методы исследования
- Практический поворот, перформативность и практическое действиеКак совершать действие при помощи слов. Перформатив между материей и дискурсом. Практический смысл, чувство игры и габитус. Производство присутствия. Стратегии и тактики. Модальность и вовлеченность. Открытие тела. Объекты, вещи, нечеловеки и расширения агентности. Практический поворот в архиве. Активно участвующее исследование и шансы его использования историками. Перспективы истории практик / прагматической истории
- Больше поворотовАффективный поворот: эмоции, воплощение и способность к действию в истории. Постколониальный поворот: голос, субъективность субалтера, гибридность. Вычислительный поворот: датафикация, интерфейс, сотрудничество, курирование данных
- Ориентация и навигацияКак искать теоретические ориентиры. Как отличать ключевых авторов от второстепенных. Как определяться в понятиях. Как выбирать стиль и степень аналитического насыщения текста. Как и до какой степени следовать букве теории. Как адаптировать, модифицировать и создавать аналитические модели и понятия
- Письмо. Как писать о теории?Место теории в заявке на проект, в статье, в магистерской диссертации. Интрига теории. Место теории в тексте. Классические и неклассические стратегии академического письма и аналитическое насыщение: постановочная часть и множественная фокусировка
- Магистерская диссертацияМагистерская диссертация как сумма предыдущих исследований или как новое видение темы. Главы и параграфы. Введение и заключение. Оформление научно-справочного аппарата исследования
- Искусство презентацииВступительная речь. Основные положения исследования. Основное утверждение. Аргументы. Источники. Соотнесение исследования с социальными дебатами. Сделанное открытие или научная новизна. Визуальная презентация проекта
- Искусство полемикиКак вести дебаты. Корректные и «школьные» вопросы. Ответы и не-ответы. Защита исследовательской позиции. Благодарности. Проблема корректности и профессиональной этики
Элементы контроля
- экзамен в конце 1-го модуля
- активность на семинарах
- 1-я - 2-я творческие работы
- 3-я - 8-я творческие работы
- экзамен в конце 4-го модуля
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (1 модуль)0.4 * 1-я - 2-я творческие работы + 0.3 * активность на семинарах + 0.3 * экзамен в конце 1-го модуля
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.4 * 3-я - 8-я творческие работы + 0.3 * активность на семинарах + 0.3 * экзамен в конце 4-го модуля
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Godfrey, D. G. (2006). Methods of Historical Analysis in Electronic Media. Mahwah, NJ: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=167382
- Golden-Biddle, K., & Locke, K. (2007). Composing Qualitative Research (Vol. 2nd ed). Thousand Oaks, Calif: SAGE Publications, Inc. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=294624
- Johnstone, B. (2017). Discourse Analysis (Vol. Third edition). Hoboken, NJ: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1647576
- Morris, R. C., & Spivak, G. C. (2010). Can the Subaltern Speak? : Reflections on the History of an Idea. New York: Columbia University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=584675
- Plamper, J., & Tribe, K. (2015). The History of Emotions : An Introduction (Vol. First edition). Oxford, United Kingdom: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=929154
- Беззубова, О. (2014). Визуальная Культура И Визуальный Поворот В Культуральных Исследованиях Второй Половины Хх Века. Аналитика Культурологии, (28). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15544951
- Макогон, Т. (2012). «Пространственный Поворот» И Возможность Новационных Подходов В Социально-Философском Дискурсе. Известия Томского Политехнического Университета, (6). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14038118
- МАРТИРОСЯН К.М. (2015). «Практический Поворот» («Practiceturn») В Социальной Философии. Актуальные Вопросы Современной Науки, (41). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16038372
- Понимание медиа: внешние расширения человека, Маклюэн, М., 2018
- Трубникова, Н. (2012). «Пространственный Поворот» Современной Западной Историографии: Лики Всемирной Истории В Эпоху Глобализации. Современные Исследования Социальных Проблем, (9 (17)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.13996975
- Ястреб, Н. (2015). Вычислительный Поворот В Философии. Философские Проблемы Информационных Технологий и Киберпространства, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15832594
Рекомендуемая дополнительная литература
- Patai, D., & Corral, W. H. (2005). Theory’s Empire : An Anthology of Dissent. New York: Columbia University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=149713
- Schatzki, T. R., Knorr-Cetina, K., & Savigny, E. von. (2001). The Practice Turn in Contemporary Theory. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=134021
- The Optical Unconscious of Big Data:Datafication of vision and care for unknown futures. (2019). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.313B0DF6
- Wayne C. Booth et al. The Craft of Research (4th ed.). Chicago: The University of Chicago Press, 2016.
- Визуальное народоведение империи, или "Увидеть русского дано не каждому", Вишленкова, Е. А., 2011
- Дискурс и власть : репрезентация доминирования в языке и коммуникации, Дейк, Т. А. ван, 2013
- ЗАМЯТИН Д.Н. (2002). Стратегии Интерпретации Историко— Географических Образов России. Мир России. Социология. Этнология, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15846416
- Как написать дипломную работу : гуманитарные науки : учеб.-метод. пособие, Эко, У., 2001
- Культура и пространство : моделирование географических образов, Замятин, Д. Н., 2006
- Латур, Б. (2013). Пересобирая Социальное. Введение В Акторно-Сетевую Теорию. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FF4A356
- Социология вещей: Сборник статей / Под ред. Вахштайн В. - М.:ИД Тер. будущего, 2006. - 392 с.: 70x100 1/16. - (Университетская библиотека Александра Погорельского) ISBN 5-91129-025-1
- Язык новых медиа, Манович, Л., 2018