• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Разработка сценария кино

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление: 42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 50

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предназначен для студентов, заинтересованных в изучении сценарного мастерства и получении навыков разработки идеи фильма от заявки до полного сценария. В рамках курса студенты не только развивают свои идеи, но и учатся оформлять пакет документов проекта в соответствии с индустриальными нормами, а также производят ряд работ по чёткому концептуальному и визуальному воплощению имеющихся разработок. В ходе изучения программы, кроме выполнения практических заданий, студенты осваивают профессиональную терминологию, получают знания об основных тенденциях и особенностях современной кинодраматургии, о платформах, концепциях и форматах, в рамках которых существует современное кино, а также о специфике и сложностях детальной проработки кинопроекта.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить с основными типами, формами, жанрами, платформами и драматургическими особенностями современного кино.
  • Познакомить с основными этапами разработки киносценария
  • Сформировать навыки создания киносценария.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает историю отечественного кино и предпосылки нынешней ситуации в российской киноиндустрии.
  • Понимает правила составления заявки на кинофильм, умеет грамотно составлять этот документ.
  • Знает основные принципы и методики создания киногероя.
  • Создает и прорабатывает собственный образ киногероя.
  • Понимает связь основных психологических теорий с образом киногероя и комплексом персонажей вокруг него.
  • Составляет комплекс персонажей фильма, используя изученные теории.
  • Знает специфику структуры повествования в кино.
  • Знает основные универсальные сюжетные схемы.
  • Анализирует структуры готовых сюжетов.
  • Создает собственный сюжет фильма по заданной структуре.
  • Знает специфику киножанров.
  • Отличает киножанры друг от друга.
  • Разрабатывает собственный сюжет в любом жанре.
  • Знает принципы построения сцены и диалога.
  • Анализирует сцены из кино.
  • Создает собственные сцены и диалоги.
  • Понимает специфику основных платформ и каналов дистрибуции кинофильмов.
  • Адаптирует сценарий под выбранную платформу.
  • Знает специфику интерактивного кино по сравнению с кино и видеоиграми.
  • Разрабатывает собственную концепцию интерактивного кино.
  • Знает основные форматные особенности и принципы создания сценария кино в формате Screenlife.
  • Разрабатывает собственный сценарий в формате Screenlife.
  • Понимает принципы редактуры киносценария.
  • Пишет редакторское заключение по имеющемуся сценарию.
  • Понимает базовые принципы и правила продюсирования и режиссуры.
  • Знает основные этапы работы с готовым сценарием.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Вводная часть, информация о курсе
    Повторение базовых знаний о драматургии. Основные сценарные документы в киноиндустрии. Правила составления заявки на кинофильм. История отечественного кино: специфика драматургии дореволюционного кино, кино после революции, сталинского кино, кино оттепели, перестроечного кино, кино 90-х. Переломные моменты в истории и нынешнее состояние киноиндустрии. Проблемы и перспективы.
  • Киногерой
    Основные механизмы проработки героя, необходимые составляющие его образа. Типы героев в кино, их специфика. Механизмы формирования эмпатии, сопереживания главному герою в кино. Четыре «я» киногероя. Антагонист и его роль в киносюжете. Герои в авторском кино: герой как отражение автора или основной темы картины.
  • Комплекс персонажей (психология в кино)
    Психология как основа образа киногероя. Психологические термины, методы и приёмы, их связь с теорией драматургии. Психология автора и психология зрителя. Иерархия персонажей в кино. Главный герой и его окружение. Архетипы персонажей. Проработка второстепенных персонажей в контексте личности главного героя, основных конфликтов и темы кинофильма.
  • Структура, формат
    Виды нарративных схем, типы сюжетов в кино. Модели киносюжета по Макки, Гулино, Кэпмбеллу/Воглеру и Снайдеру. «Волшебная сказка» Проппа в кино. Сюжетные повороты в кино, их специфика и виды. Сюжетные линии как составляющие единого кинонарратива. Основные отличия структуры полнометражного и короткометражного фильма.
  • Жанры
    Перечень и определения жанров, их особенности в кино. Драма и комедия как база для других жанров. Разработка основы сюжета, главного героя, структуры, персонажей и конфликтов в кинофильме исходя из специфики выбранного жанра. «Блокбастер» как отдельный киножанр, его особенности и «аттракционы». Комедийный и драматический киногерой: сходства и различия. «Кризис» комедии к современном российском кино: «советский» и «голливудский» рецепты преодоления кризиса. Деконструкция жанров в современном кино.
  • Правила оформления поэпизодника и сценария. Сцена и диалог
    Сцена как действие. Темп, такт, структура киносцены. Текст и подтекст. Диалог, монолог, триалог. Диалог в тексте, на сцене, на экране. Нарратизированный и драматизированный диалог. Сцена без диалога. Специфика диалогов в различных жанрах, их роль в повествовании. Слом “четвёртой стены”. Форматирование диалога в киносценарии.
  • Платформы дистрибуции кино, их аудитории
    Структура аудитории, ее ключевые характеристики и показатели. Изменчивость и неоднородность аудитории. Полнометражное жанровое или фестивальное кино на большом экране, кино «в формате» Netflix, кино «в формате» Youtube: специфика аудитории, специфика драматургии. Основные направляющие при адаптации сценария для аудитории, а также для фестивального жюри. Кроссмедиа и трансмедиа.
  • Интерактивное кино: кино + видеоигра
    Определение интерактива. Формы и цели его использования, зрительское восприятие. Специфика и порядок разработки драматургической основы интерактивного проекта. «Метанарратив» по Гегелю и «ризома» Делёза как основы построения интерактивного кино. Роль архетипов по Воглеру в интерактивном кино. Разбор примеров.
  • Screenlife
    Определение формата, его история и особенности. Драматургическая специфика формата: герой кинофильма в формате Screenlife, структура формата, специфические жанры. Работа с информацией, саспенс и его роль в Screenlife. Разбор примеров. Особенности съёмки проекта в формате Screenlife.
  • Редактура
    Синтез и анализ. Принципы и направления анализа драматургической основы художественного произведения, принципы анализа текста. Основные этапы работы редактора в кино. Работа редактора с автором. Этика: решение типовых проблем и конфликтов. Правила построения редакторского заключения в кино.
  • Работа с киносценарием: продюсирование и режиссура
    Специфика работы режиссёра в кино, роль режиссёра в разработке киносценария. Основные правила и приёмы, используемые в режиссуре. Этапы продюсирования кинопроекта: пре-продакшн, продакшн, пост-продакшн. Принципы и особенности взаимодействия режиссёра и продюсера со сценаристом в кино. Разбор примеров.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Домашнее задание №1 (индивидуальное).
  • неблокирующий Домашнее задание №2 (индивидуальное)
  • неблокирующий Домашнее задание №3 (индивидуальное)
  • неблокирующий Домашнее задание №4 (индивидуальное)
  • неблокирующий Домашнее задание №5 (индивидуальное)
  • неблокирующий Домашнее задание №6 (командное)
  • неблокирующий Итоговый проект
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.24 * Аудиторная работа + 0.06 * Домашнее задание №1 (индивидуальное). + 0.06 * Домашнее задание №2 (индивидуальное) + 0.06 * Домашнее задание №3 (индивидуальное) + 0.06 * Домашнее задание №4 (индивидуальное) + 0.06 * Домашнее задание №5 (индивидуальное) + 0.06 * Домашнее задание №6 (командное) + 0.4 * Итоговый проект
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Воглер К. Путешествие писателя. Мифологические структуры в литературе и кино / Кристофер Воглер; Пер. с англ. — М.: Альпина нон-фикшн, 2015. Режим доступа — https://hse.alpinadigital.ru/book/3125
  • Диалог: Искусство слова для писателей, сценаристов и драматургов: Научно-популярное / Макки Р. - М.:Альпина нон-фикшн, 2018. - 318 с.: ISBN 978-5-91671-844-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1002180
  • Миф и жизнь в кино: Смыслы и инструменты драматургического языка: Справочное пособие / Талал А. - М.:Альпина нон-фикшн, 2018. - 394 с.: 60x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-91671-777-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1002629
  • Психология для сценаристов: Построение конфликта в сюжете / Индик У.; Пер. с англ. Шураевой А., - 3-е изд. - М.:Альпина нон-фикшн, 2016. - 348 с.: 60x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-91671-529-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/561332

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Page, R. E., & Thomas, B. (2011). New Narratives : Stories and Storytelling in the Digital Age. Lincoln: University of Nebraska Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=477164
  • Ryan, M.-L., & Thon, J.-N. (2014). Storyworlds Across Media : Toward a Media-Conscious Narratology. Lincoln: University of Nebraska Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=780583
  • Управление командой: Практическое руководство - М.:Альпина Паблишер, 2017. - 220 с.: 60x90 1/16. - (Harvard Business Review 10 лучших статей) (Переплёт) ISBN 978-5-9614-6496-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1003140