• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Анализ отраслевых рынков и конкурентная политика

Статус: Курс по выбору (Прикладная экономика)
Направление: 38.04.01. Экономика
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Прикладная экономика
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Анализ отраслевых рынков и конкурентная политика» знакомит студентов с концептуальными подходами к анализу проблем определения границ фирмы и межфирменного взаимодействия, и одновременно – с историей развития теории организации отраслевых рынков среди других направлений экономической теории. Центральное место в данном курсе занимает изучение основных проблем теории отраслевых рынков – включая вопросы стратегического взаимодействия продавцов, исследованиям и инновациям, конкуренции на рынках дифференцированного продукта, вертикальной организации рынка, антимонопольной политики, а также теории естественной монополии и использованию ее выводов для организации государственной политики в отраслях естественных монополий. Курс носит интегральный характер, объединяя знания, полученные в курсах микроэкономики, статистики и частично - основ эконометрики как для объяснения закономерностей конкуренции и формирования структуры рынков, так и для решения конкретных аналитических задач, возникающих перед государством при реализации конкурентной политики. Курс создает основу для развития компетенций специалистов в разных областях – от микроэкономической теории до планирования и проведения государственной политики, нацеленной на отдельные рынки, в особенности конкурентной. Экономист-теоретик, в первую очередь, знакомится с методами и проблемами формулирования и тестирования гипотез, следующих из микроэкономической теории. Экономист, специализирующийся в области фирмы, должен обогатить свои знания о закономерностях конкуренции и конкурентных преимуществ продавцов на рынках разных типов. Экономист, специализирующийся на изучении проблем государственной политики, должен познакомиться с концептуальной базой и проблемами реализации двух ключевых направлений конкурентной политики: применения антимонопольного законодательства и реформирования рынков в отраслях естественных монополий.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дать студентам развернутое представление об основных моделях, объясняющих формирование структуры рынка, о влиянии структуры рынка на поведение участников и общественное благосостояние, познакомить с методами и результатами эмпирических исследований в области теории отраслевых рынков и конкурентной политики.
  • Изучить методы и компоненты современной теории отраслевых рынков (Industrial Organization) как теоретического объяснения рыночных стратегий продавцов на рынках и использования методов и аргументов теории отраслевых рынков при планировании и проведении конкурентной политики
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выделяет факторы, влияющие на конкуренцию и тенденции развития отраслевых рынков
  • Сравнивает использование моделей стратегического взаимодействия с точки зрения оценки ценовой конкуренции.
  • Сравнивает подходы к моделированию поведения и стратегического взаимодействия продавцов
  • Выделять факторы, влияющие на конкуренцию и тенденции развития отраслевых рынков
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Монополия и регулирование
    Цена монополиста и общественный оптимум. Цена монополиста на рынках товаров, связанных по производству. Цена монополиста на рынках товаров, связанных спросом. Платформы. Цена монополиста при наличии многосторонних сетевых эффектов. Стратегии монополиста на рынках производных благ. Товары длительного пользования и межвременная конкуренция. Проблема Коуза. Политика обновления и запланированного старения.
  • Ассортиментная политика и качество
    Моделирование вертикальной и горизонтальной дифференциации продукта. Ассортимент: воздействие монополиста на общественное благосостояние. Проблемы качества: моральный риск и неблагоприятный отбор. Сигнализированные качества. Условия разделяющего равновесия. Проблемы качества в тарифном регулировании.
  • Ценовая дискриминация
    Групповые цены (ценовая дискриминация третьего типа). Меню цен и самоотбор. Межвременная ценовая дискриминация. Ценовая дискриминация, связанная с качеством. Связанные продажи. Ценовая дискриминация и общественное благосостояние. Оценка ценовой дискриминации в практике применения антимонопольного законодательства (Россия).
  • Вертикальные ограничения.
    Вертикальные ограничения как способ нейтрализации вертикальных и горизонтальных внешних эффектов. Достаточность вертикальных ограничений. Влияние вертикальных ограничений на конкуренцию и благосостояние. Сравнительные преимущества вертикальных ограничений и их воздействие на благосостояние в условиях неопределенности относительно спроса и затрат.
  • Ценовая конкуренция в долгосрочном периоде и молчаливый сговор
    Сговор и условия его устойчивости. Пересмотр цен и устойчивость сговора. Практика, облегчающая поддержание сговора. Антимонопольные запреты на горизонтальные соглашения и практика их применения. Система санкций за участие в жестких (hard-core) картелях. Программа ослабления наказания: воздействие на стимулы участников соглашений.
  • Вход и ограничения входа
    Состязательность и борьба за истощение. Необратимые затраты и издержки входа. Предоставление, сдерживание и блокирование входа. Мощности, обучение, дифференциация продукта и контрактные обязательства как инструменты предотвращения входа. Парадокс хищничества. Сдерживание входа и хищничество в условиях асимметрии информации об издержках.
  • Исследования, разработки и патентная защита
    Расходы на исследования и инновации при монополии и конкуренции. Случай радикальных и нерадикальных инноваций. Патентные гонки и выбор технологии. Патентные пулы. Опережающие инновации. Политика в отношении параллельного импорта. Модели исчерпания прав
  • Ценовая конкуренция в краткосрочном периоде
    Стратегические субституты и стратегические комплементы. Ценовая конкуренция и двухпериодное взаимодействие. Использование моделей Курно и Бертрана для объяснения факторов, влияющих на цены на рынках олигополии. Слияния: воздействие на цены и издержки. Компромисс Уильямсона и оценка эффектов слияний. Индекс GUPPI для оценки эффектов слияний.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий эссе
  • неблокирующий презентации эссе
  • неблокирующий экзамен
    Экзамен проводится в дистанционном формате
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Активность на семинарах + 0.1 * презентации эссе + 0.5 * экзамен + 0.2 * эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bergh, R. V. den. (2017). Comparative Competition Law and Economics. [N.p.]: Edward Elgar Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1815134
  • Tirole, J. (1988). The Theory of Industrial Organization. Cambridge, Mass: The MIT Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=11386

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Eisenmann, T., Parker, G., & Alstyne, M. W. V. (2006). Strategies for Two-Sided Markets. Harvard Business Review, 84(10), 92–101. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=22316862
  • Morris, D. (1977). Theory of the Firm/Theory of the Firm/The Theory of the Firm/Modern Managerial Economics/Managerial Economics/Introduction to Process Economics/An Introduction to Industrial Economics/Industrial Organization/The Strategy and Structure of British Enterprise/The Economic System/Economic Policy/An Introduction to Applied Economics/Disequilibrium Economics. Journal of Management Studies (Wiley-Blackwell), 14(1), 105–116. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=4555251