Бакалавриат
2020/2021
Теория и методика преподавания русского как иностранного
Статус:
Курс по выбору (Фундаментальная и компьютерная лингвистика)
Направление:
45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Кто читает:
Школа лингвистики
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Шнитке Екатерина Леонидовна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
36
Программа дисциплины
Аннотация
Курс «Теория и методика преподавания русского как иностранного» рассказывает о различных подходах к преподаванию русского языка и основах межкультурной коммуникации, а также как применять эти знания на практике.
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения дисциплины «Теория и методика преподавания русского как иностранного» является овладение студентами основными концепциями в области лингводидактики.
Планируемые результаты обучения
- Понимают общую проблематику лингводидактики. Разбираются в особенностях различных подходов к изучению иностранного языка.
- Владеют основными понятиями современной методики преподавания ин. языка.
- Владеют основными практиками преподавания грамматики ин. языка.
- Владеют основными практиками преподавания говорения.
- Владеют основными практиками преподавания аудирования.
- Владеют основными практиками преподавания чтения на ин. языке.
- Владеют основными практиками преподавания письма на ин. языке.
- Владеют основными понятиями педагогики.
- Владеют навыками планирования урока иностранного языка.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Теоретические и практические основы методологии преподавания иностранных языков.Основные понятия лингводидактики. Подходы к обучению иностранному языку: структурный, функциональный, коммуникативный/ интерактивный. Методы: основные понятия (цель изучения, использование родного языка, соотношение «учитель-ученик», контроль). Приемы: стратегии изучения/ освоения, стратегии обучения. Типы и последовательность заданий. Системы упражнений.
- Тема 2. Коммуникативный подход к преподаванию.Основные требования к современной методике. Мифы о коммуникативном подходе. Принципы и приемы коммуникативного подхода. Компоненты занятия иностранного языка. Компетенции. CLIL (Content and Language Integrated Learning). Task-based learning. Изучение платформы для создания тренажеров (занятие проводится в компьютерном кабинете).
- Тема 3. Обучение грамматике.Подходы к обучению грамматике. Специфика обучения грамматике русского как иностранного. Варианты порядка введения грамматических тем. Учебники и технологические ресурсы. Игры в обучении грамматике. Исправление ошибок. Контроль. Работа с иностранными студентами по подготовленным студентами электронным и коммуникативным заданиям по грамматике.
- Тема 4. Обучение говорению и произношению.Виды речевой деятельности: специфика обучения. Устные виды деятельности: говорение и аудирование. Письменные виды речевой деятельности: чтение и письмо. Продуктивные виды речевой деятельности: говорение и письмо. Рецептивные виды речевой деятельности: чтение и аудирование. Говорение vs. общение. Коммуникативные приемы работы над говорением и произношением. Способы постановки произношения. - Работа с иностранными студентами по подготовленным студентами заданиям на говорение и отработку произношения.
- Тема 5. Обучение навыкам аудирования.Методы работы с аудио/видео-материалом. Развитие навыков аудирования и говорения. - Работа с иностранными студентами по подготовленным студентами заданиям на аудирование.
- Тема 6. Обучение навыкам чтения и лексике.Виды чтения. Стратегии понимания текста. Этапы и методы работы с текстом для развития навыков чтения. Технические аспекты чтения: приемы обучения алфавиту. Обучение лексике. - Работа с иностранными студентами по подготовленным студентами заданиям на чтение и лексику.
- Тема 7. Обучение письменным навыкам.Письменная речь vs. устная: физические и структурные отличия. Подходы к обучению письму, ориентированные на конечный результат. Подходы к обучению письму, ориентированные на процесс написания текста. Этапы написания текста. Трудности. Коммуникативный подход к развитию навыков письма. Технические навыки: трудности обучения графике. Работа с иностранными студентами по подготовленным студентами заданиям по письму.
- Тема 8. Психологические основы обучения.Основы педагогики. Этапы усвоения знания. Таксономия Блума. Мотивация. Память. Внимание. Индивидуальные особенности личности. Learning styles. Мастер класс приглашенного преподавателя.
- Тема 9. Планирование урока. Подведение итогов курса.Принципы планирования урока. Определение целей и задач. Обсуждение планов самостоятельного урока