Магистратура
2020/2021
Научно-исследовательский семинар "Управление жизненным циклом информационных систем"
Статус:
Курс по выбору (Бизнес-информатика)
Направление:
38.04.05. Бизнес-информатика
Кто читает:
Кафедра управления информационными системами и цифровой инфраструктурой
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Прогр. обучения:
Бизнес-информатика
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
104
Программа дисциплины
Аннотация
Настоящая программа научно-исследовательского семинара устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента, и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа научно-исследовательского семинара предназначена для студентов направления «Бизнес-информатика», уровень подготовки: магистратура.
Цель освоения дисциплины
- Основной целью освоения материала научно-исследовательского семинара является развитие академических навыков и приобретение комплекса теоретических знаний и методологических основ, необходимых для квалифицированного выполнения исследовательских работ в области создания, развития и управления информационными системами (ИС).
Планируемые результаты обучения
- Знает функции и методы научных исследований
- Умеет формулировать задачи исследования
- Умеет работать с научной и справочной литературой
- Умеет планировать работы по проведению научных исследований и оформлять их результаты
- Владеет навыками организации самостоятельной научно-исследовательской работы
- Владеет навыками презентации результатов исследования
- Знает артефакты, относящиеся к области информационных систем
- Знает основные направления исследований в области корпоративных информационных систем
- Умеет анализировать процессы управления информационными системами
- Владеет навыками анализа и проектирования процессов и систем управления ИС
- Знает требования, предъявляемые к курсовым и выпускным квалификационным работам по направлению «Бизнес-информатика»
Содержание учебной дисциплины
- Методология научных исследованийПознавательные модели. История методологии науки. Позитивизм, неопозитивизм, пост-позитивизм. Критерии научности: верифицируемость и фальсифицируемость. Научные парадигмы и научные революции. Дескриптивная, эксплонаторная, предиктивная и нормативная функции науки. Классификация наук. Natural science и design science. Практики, проблемы и артефакты. Функции, структура и поведение артефактов. Методы design science.
- Предмет и методология исследований корпоративных информационных системСигналы, данные, информация, знание. Роль знаний в деятельности организации. Информационная эффективность и стратегии информационного дизайна организации. Артефакты информационных систем. Информационная система с точки зрения бихейвористских, социальных и формальных наук. Активы организации, комплементарные к информационным системам. Наиболее важные инструменты и модели: Business Model, Enterprise Architecture, IT Service Management. Эволюция корпоративных информационных систем. Гибкие методы разработки и сопровождения. Методы бизнес-информатики. Примеры исследований в области информационных систем. Влияние ИТ на общество, экономику и организацию. Какие перспективы открывает использование новых ИТ (цифровизация) для ведения бизнеса.
- Актуальные проблемы бизнес-информатикиКлючевые научные журналы в области информационных систем. Обзор их содержа-ния за последние 2 года. Наиболее популярные темы статей. Российские журналы в области информационных систем. Сравнительный анализ направлений исследований в России и в мире.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.4 * Подготовка доклада на семинаре + 0.6 * Работа на семинарах
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Taudes, A. (2005). Adaptive Information Systems and Modelling in Economics and Management Science. Wien: Springer Science & Business Media. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=255803
Рекомендуемая дополнительная литература
- Fichman, R. G., Dos Santos, B. L., & Zheng, Z. (Eric). (2014). Digital Innovation as a Fundamental and Powerful Concept in the Information Systems Curriculum. MIS Quarterly, 38(2), 329-A15. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=95754071