Бакалавриат
2020/2021
Социология потребления
Статус:
Курс обязательный (Социология)
Направление:
39.03.01. Социология
Кто читает:
Департамент социологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
3-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
42
Программа дисциплины
Аннотация
Курс «Социология потребления» знакомит студента с представлениями о природе потребления с позиции современной экономической социологии. Вкупе с практической составляющей студенты получают полноценное видение того, как необходимо исследовать потребление населения.
Цель освоения дисциплины
- Овладение ядром концептуального аппарата современной экономической социологии в области изучения потребления населения
- Обладание базовыми навыками интерпретации данных, полученных в ходе современных экономико-социологических эмпирических исследований потребления
Планируемые результаты обучения
- Сравнивает концепции экономического и социологического подходов к изучению потребления
- Анализирует причины различий в потреблении
- Анализирует особенности потребления в России.
- Сравнивает классические и современные экономические теории потребления
- Сравнивает концепции потребления на основе теории знаков и другие теории
- Владеет основами концепций формирования ценностей
- Умеет анализировать различия в стиле жизни
- Умеет применять теории социальной стратификации к анализу современного потребления
- Сравнивает различные концепции новых типов обществ
- Сравнивает концепции культурного и этического потребления
- Умеет применять концепцию постмодерна к анализу современного потребления
- Знает основные причины различий в структурах повседневности 15-18 веков
- Анализирует особенности потребления в СССР
- Знает основные функции питания и одежды, сравнивает концепции объяснения различий в потреблении
- Умеет применять основные концепции потребления туризма и досуга к современности
- Знает основные элементы системы вещей и умеет их применять к анализу потребления
- Знает основные этапы разлития торговли и их особенности, умеет сравнивать
- Умеет анализировать причины и последствия макдональдизации
Содержание учебной дисциплины
- Предмет социологии потребления. Различия экономического и социологического подходов к изучению потребленияПредмет курса. Понятие потребления. Потребительское поведение как деятельность. Характеристики процесса потребления. Подходы к изучению потребления и различие моделей поведения потребителя в экономике и социологии. Потребление как социологическая категория.
- История потребления в Европе и в миреПотребление в историческом контексте. Основные черты потребления в средние века в Европе (Ж. Ле Гофф). Структуры повседневности и история материальной культуры эпохи капитализма (Ф. Бродель). «Потребительские революции» XVI- XIX в. (Г. Мак-Кракен). Цивилизационный процесс (Н .Элиас).
- Тенденции в потреблении в СССР и в современной РоссииОсновные этапы развития потребления в СССР. Дефицит и карточки, голод в 1930х годах. Послевоенное восстановление. Новые черты потребления в 1950-60х гг. Жизненный стандарт в 70-е – 80-е годы. Изменения в потреблении в 90-е годы.
- Использование социологических концепций и предпосылок в экономических моделях потребленияЭволюция взглядов на потребление в основных экономических теориях. Аксиомы и основные понятия микроэкономического анализа потребительского поведения. Теория вкусов Г.Беккера. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса (Х. Лейбенстайн). Технологии потребления (К.Ланкастер). Неполнота информации и проблемы оппортунистического поведения покупателей и продавцов (Дж. Акерлоф). Потребление в условиях риска и страхование. Потребление общественных и бесплатных благ. Потребление в неоинституциональной теории (Д. Норт). Внешние эффекты в потреблении. Модель потребления в условиях дефицита (Я. Корнаи).
- Человек и вещь. Потребление знаковЧеловек в мире вещей. Система вещей (Ж. Бодрийяр). Функциональные, внефункциональные, мета и дисфункциональные вещи и их свойства. Потребление знаков. Культурная биография вещей (И. Копытофф). Типы отношения людей к вещам. (В. Голофаст). Потребление как процесс манипулирования знаками. Вещи, знаки и коды, символы. Пространство и знаки (С. Лэш, С. Урри). Символ и семиотика потребления в теории потребления Ж .Бодрийяра. Симулякр.
- Основные концепции формирования ценности вещейТрудовая теория стоимости К.Маркса. Полезность и стоимость у маржиналистов. Формирование ценности в концепции Г. Зиммеля. Знаковая стоимость и символический обмен Ж. Бодрийяра.
- Концепция стиля жизни в теории потребленияПотребление как важнейшая составляющая стиля жизни. Различные подходы к определению понятия «стиль жизни». Концепция «стиля жизни» П. Бурдье: габитус, социальное пространство, вкусы, практики, экономический и культурный капитал. Типологии стилей жизни.
- Потребление в теориях социальной стратификацииПотребление и социальная включенность. Место стиля жизни и потребления в основных стратификационных теориях (К. Маркс, М. Вебер, Т. Парсонс, К. Дэвис, У. Мур). Демонстративное потребление и теория праздного класса (Т. Веблен). «Патина» как стратегия демонстрации статуса (Г. Мак-Кракен).
- Теории новых типов обществ в социологии потребленияНеомарксизм и Франкфуртская школа о массовом потреблении. Общество массового потребления (А.Турен). Общество изобилия, потребление и контроль за производительными силами (Ж.Бодрийяр). Теории постиндустриальных обществ как обществ потребления (Дж.Гэлбрейт, Э.Тоффлер). Концепция общества потребления.
- Потребление в культурологическом и этическом контекстеКультурологический подход к потреблению (М.Дуглас, Б.Ишервуд). Функции потребления. Потребление как ритуал. Этика потребления: рациональность и романтизм (К.Кэмпбел). Традиционное и современное потребление. Гедонизм. История потребительской культуры (Д.Слетер). Различные взшляды на культуру потребления: производство потребления, способы потребления, знаки и образы (М.Физерстоун). Иерархия культуры: «высокое искусство» и «народная культура». Потребление эстетических благ и массовая культура.
- Трансформации потребления в обществе постмодернаПонятие культуры постмодернизма (З.Бауман). Понятия постмодерна и постмодернизма. Новые концепции потребления, эстетизация повседневного потребления. (М.Физерстоун). Фрагментация тождественности в потреблении эпохи постмодерна. «Мозаичность» стилей жизни. Трансформации желаний и потребностей.
- Семинар 1. "Структуры повседневности" Ф.БроделяСтруктуры повседневности и история материальной культуры эпохи капитализма (Ф. Бродель). Роскошь и повседневное потребление. Тенденции в потреблении пищи и напитков в XV-XVIII вв. Роскошь и повседневность в одежде и жилище.
- Семинар 2. Потребление в СССРДефицит в СССР в 1930х гг. (Осокина). Карточная система и торговля. Повседневная жизнь людей в эпоху Хрущевской оттепели. Основные черты советской очереди (Николаев).
- Семинар 3. Потребление в сферах питания и одеждыОсобенности потребления в сфере питания и одежды. «Цивилизация аппетита» (С.Меннел). Причины ограничения количества потребления пищи. Причины отказа от различных видов пищи. Структуралисткие исследования в области потребления. Функции одежды. Одежда как язык (ф.Дэвис). Этапы распространения моды. Одежда и социальный статус. Теория просачивания (Г.Зиммель).
- Семинар 4. Потребление в сферах туризма и культуры.Трансэстетика потребления искусства (Ж. Бодрийяр). Высокое искусство и коммерция (Вайтли). Поп-арт и китч. Коммодизация современного театра (Кершоу). Высокое искусство как социальный капитал. История, предпосылки и этапы развития туризма (Лэш, Урри). Планы туристического восприятия (МакКаннелл). Туристическое созерцание.
- Семинар 5. "Система вещей" Ж.Бодрийяра.Система вещей (Ж. Бодрийяр). Функциональные, внефункциональные, мета и дисфункциональные вещи и их свойства. Жестуальность. Модели и серии. Реклама и кредит как механизмы акселерации потребления. Потребление знаков.
- Семинар 6. Шоппинг как способ потребительского поведения.Рождение и основные особенности универмагов. Новая организация торговли. Супермаркет и универмаг – сходство и различия. Принципы организации торговли в супермаркете. Функции шоппинга. Новые формы торговли. Интернет-шоппинг.
- Семинар 7. Потребление в современную эпоху: макдональдизация и постмодерн.Глобализация потребления и «макдональдизация общества» (Г.Ритцер). Основные характеристики макдональдизации. Недостатки и будущее макдональдизации. Потребление в эпоху постмодерна. Эстетизация и франгентизация потребления.
Элементы контроля
- Написание эссе
- Самостоятельная работа (доклад)
- Аудиторная работаПреподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: активность обсуждения вопросов преподавателя на семинаре, вопросы к докладчикам и их обсуждение. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед итоговым контролем - Оаудиторная.
- Экзаменационная работаЭкзаменационная работа выполняется в форме онлайн теста с видеоконтролем в зум. В тесте содержится 35 вопросов по тематике дисциплины. Тест считается пройденным успешно, если даны правильные ответы более чем на 35% заданий. Студентам не будут показаны правильные ответы, время на выполнение вопроса ограничено (2 минуты, а для дихотомических ответов - 1 минута), и тест выполняется только "вперед", то есть вернуться к пропущенному вопросу не возможно
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (1 модуль)0.15 * Аудиторная работа + 0.3 * Написание эссе + 0.15 * Самостоятельная работа (доклад) + 0.4 * Экзаменационная работа
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Ильин В. И. - СОЦИОЛОГИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 433с. - ISBN: 978-5-534-08321-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociologiya-potrebleniya-438290
- Социология потребления : учеб. пособие, Рощина, Я. М., 2007
Рекомендуемая дополнительная литература
- Социология потребления : учеб. пособие / М.Е. Родионова, С.В. Назаренко, Е.А. Агеева, Н.И. Киселева, К.В. Голубева. — М. : ИНФРА-М, 2018. —189 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/970001