Бакалавриат
2020/2021
Культурно-историческая антропология
Статус:
Курс обязательный (Культурология)
Направление:
51.03.01. Культурология
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
4-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Деминцева Екатерина Борисовна
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
28
Программа дисциплины
Аннотация
Курс «Культурно-исторической антропологии» адресован студентам 4 курса бакалавриата Школы философии и культурологии ФГН. Он предлагает одну из возможных перспектив для дальнейшего исторического и прагматического исследования феноменов и процессов в области мировой культуры. Цель курса – знакомство с методами социальных наук, прежде всего культурной антропологии. Задачами курса является не только ознакомление с антропологическими работами классиков, но и обучение методам и подходам антропологического исследования.
Цель освоения дисциплины
- • дать общее представление о основных положениях культурной и исторической антропологии; • познакомить с основополагающими теориями и концептами этих дисциплин; • проследить развитие исторической и культурной антропологии как отрасли социального знания, а также ее взаимодействие со смежными дисциплинами; • знакомство с методами социальных наук, прежде всего антропологии; • прояснить способы конструирования предметной области и концептуального аппарата исторической и культурной антропологии на примере корпуса работ классиков дисциплины; • показать эвристические возможности исторической и культурной антропологии в контексте проблематики современных наук о культуре; • обозначить антропологические подходы к социальному анализу современности;
Планируемые результаты обучения
- научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности
- учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной; работать с информацией
- анализировать, структурировать, обоснованно излагать (в т.ч. наглядно представляя) обработанную информацию
- находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода); логически верно, правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности в письменной и устной речи, аргументировать свою точку зрения
Содержание учебной дисциплины
- Что такое культурная антропология? Этапы формирования дисциплиныКонтекст возникновения дисциплины. Школы и направления в рамках культурной антропологии.
- Основные понятия антропологии.Блок тем «основные понятия антропологии» обсуждает такие понятия как этничность, идентичность, социальные границы. Можем ли мы говорить об идентичности или идентичностях? Что такое этническая группа и как формируются границы вокруг них? Может ли человек чувствовать свою принадлежность сразу нескольким группам?
- Новые исследования в области культурной антропологииАнтропология города. Что изучает антрополог в городе? Какие вопросы задает себе, начиная исследование? Какие существуют методы исследования в городе? Что такое «гетто»? Как изучать городскую сегрегацию: теории, методы, задаваемые вопросы. Антропология миграции и сообществ. Какие темы выбирает антрополог, исследуя миграцию? Какие основные понятия и теории используются в антропологии миграции? Понятие «Другого». Кто такой «другой»? Как формируется понимание «другого»? Что такое культурный расизм? Как исследовать тему «другого» и рассказать об этом?
- Этические аспекты исследованийКомиссии по этике в разных социальных науках. Этический кодекс американской антропологической ассоциации.
- Методы исследования в культурной антропологии.Интервью и его типы. Методы поиска информантов для интервью Обработка и использование данных интервью. Наблюдение и включенное наблюдение.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)Прохождение дисциплины «Культурно-историческая антропология» подразумевает сдачу одного письменного экзамена во 2 модуле. Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях во 2 модуле. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная. Для формирования промежуточной оценки каждый учащийся должен сделать проект собственного исследования = Овнеауд. В процессе подготовки к проекту проводятся дополнительные консультации (по желанию учащихся). Промежуточная оценка учитывает результаты по промежуточному контролю и складывается следующим образом: Опром = k1 Оауд + k2 Овнеауд где k1 = 0,3; k2 = 0,3 Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом: Орезульт = k1·Опром+ k2· О экзамен где k1 = 0,6; k2 = 0,4 В конце 2 модуля сдается письменный экзамен = О экзамен. В случае получения неудовлетворительной оценки (< 4 по 10-балльной шкале) за промежуточную/итоговую аттестацию студенту предоставляется возможность пересдать экзамен. Пересдача допускается не более двух раз. Первая пересдача проводится преподавателем/ преподавателями, принимавшим/ принимавшими экзамен. Вторая пересдача экзамена принимается комиссией в составе не менее трех человек. Ранее накопленная оценка учитывается на всех этапах пересдачи и не может изменяться. Студент может получить оценку автоматом за прохождение курса только если промежуточная оценка (k1 Оауд + k2 Овнеауд) не ниже 8 баллов В диплом выставляется результирующая оценка по учебной дисциплине.