Магистратура
2020/2021
Научно-исследовательский семинар "Анализ и прогноз деятельности Европейского союза"
Статус:
Курс по выбору (Международные отношения: европейские и азиатские исследования)
Направление:
41.04.05. Международные отношения
Кто читает:
Департамент международных отношений
Где читается:
Факультет мировой экономики и мировой политики
Когда читается:
2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Аликин Артём Анатольевич
Прогр. обучения:
Международные отношения: европейские и азиатские исследования
Язык:
русский
Кредиты:
10
Контактные часы:
80
Программа дисциплины
Аннотация
Научно-исследовательский семинар «Анализ и прогноз деятельности Европейского союза», проводимый для студентов 2 курса нацелен на развитие и всестороннее применение навыков исследовательской и аналитической работы в рамках современных европейских исследованиях. Семинар ориентирован на методологическую, теоретическую и иную поддержку студентов в написании магистерской диссертации. Для этого семинар предполагает написание двух обзорных работ и презентации промежуточных результатов магистерского исследования.
Цель освоения дисциплины
- Способствовать написанию студентами магистерских диссертаций высокого уровня, а также подготовка к защите магистерских диссертаций.
- Помощь студентам в формулировании тем магистерских диссертаций и иных ключевых компонентов исследовательского проекта;
- Помощь студентам в оптимизации исследовательского дизайна магистерских диссертаций;
- Развитие навыков презентации результатов научного исследования;
- Выработать навыки применения теоретических знаний и методологических подходов, освоенных в процессе предшествующего обучения для написания магистерского исследовательского проекта;
- Обучение студентов навыками академической (исследовательской и информационно-аналитической) работы, включая подготовку и проведение исследований, написание научных и информационно-аналитических работ;
- Выработка у студентов специфических навыков и знаний, связанных с необходимостью информационно-аналитического взаимодействия с бизнесом и органами государственной власти в России и за рубежом;
- Выработка у студентов навыков научной дискуссии (экспертного обсуждения) и презентации исследовательских результатов, в т.ч. и через обсуждение проектов и готовых исследовательских работ студентов
Планируемые результаты обучения
- Называет основные этапы написания научно-исследовательской работы; формальную структуру исследовательской работы; критерии оценки каждого элемента структуры;
- Определяет исследовательские вопрос и проблему;
- Демонстрирует навыки тщательного отбора исследовательских методов;
- Формулирует цель, задачи, гипотезу, актуальность и новизну исследования;
- Составляет обзор существующей литературы по теме исследования;
- ОСуществляет анализ и интерпретацию собранных данных;
- Участвует в дискуссиях, посвященных обсуждениям результатов исследовательских проектов;
- Демонстрирует навыки поиска необходимой для проведения исследования информации;
- Демонстрирует навыки применения качественных и количественных методов научного исследования;
- Демонстрирует навыки отбора и профессиональной оценки эмпирических данных;
- Демонстрирует навыки отбора и профессиональной оценки эмпирических данных, анализа, обобщения и интерпретации полученных данных;
- Демонстрирует навыки презентации результатов исследовательских проектов.
- Формулирует проблему исследования;
- Формулирует исследовательский вопрос;
- Формулирует практическую и теоретическую актуальности исследования, понять различия между актуальностью и новизной исследования;
- Различает виды гипотез в социальных исследованиях (простая, сложная, рабочая, нулевая, статистическая, альтернативная, логическая);
- Объясняет смысл и задачи исследовательских процедур;
- Определяет релевантную стратегию исследования;
- Отличает теорию от парадигмы;
- Объясняет формальную структуру исследовательской работы;
- Определяет релевантные исследовательские методы
- Называет методологические особенности политических, социальных наук и науки о международных отношениях;
- Описывает возможности и ограничения определенных методов и теорий при проведении исследований;
- Отличает эмпирические данные от научно-исследовательской литературы;
- Описывает теории, приемлющие количественные и качественные методы;
- Описывает потенциал, задачи и виды качественных методов;
- Оценивает потенциал, задачи и виды количественных методов;
- Демонстрирует навыки поиска нарративов для интерпретации результатов анализа, поиска причинно-следственных связей для интерпретации;
- Представлет результаты своей исследовательской работы;
- Демонстрирует навыки написания обзора эмпирических данных по теме исследования;
- Демонстрирует навыки написания обзора литературы по теме исследования;
- Составляет гипотезу и план исследования;
- Представляет результаты своего исследования;
- Определяет задачи исследовательских вопросов;
Содержание учебной дисциплины
- Формулировка темы, вопроса и проблемы исследованияПомощь студентам в формулировании приемлемой темы исследования. Выстраивание корреляции между темой, исследовательским вопросом и проблемой исследования.
- Подбор теоретико-методологического инструментарияПомощь студенту в подборе эмпирических данных и наиболее релевантных методов анализа этих данных. Согласование теории, используемых методов и имеющихся эмпирических данных.
- Прочие элементы дизайна исследованияВведение в дизайн исследования оставшихся элементов в наиболее релевантном виде: актуальности, новизны, предмета, объекта и пр.
- Обзор литературы по теме исследованияПомощь студентам в отборе научно-исследовательской литературе релевантной для их исследований. Способы классификации и анализа собранной литературы. Представление и обсуждение результатов такого анализа
- Обзор эмпирического материала по теме исследованияПомощь студентам в отборе эмпирического материала, анализ которого позволяет релевантно ответить на исследовательский вопрос. Представление и обсуждение результатов такового отбора.
- Представление окончательного исследовательского дизайнаСовмещение всех наработок в области исследовательского дизайна за 1 и 2 модули и их итоговая презентация и обсуждение.
- Представление введения и I главы диссертацииПрезентация написанного введения и текста I главы магистерской диссертации. Его обсуждение и корректировка с учетом полученных замечаний и рекомендаций.
- Представление II главы диссертацииПрезентация написанной II главы магистерской диссертации, результатов исследования содержащихся в этой главе. Обсуждение и корректировка с учетом полученных замечаний.
- Представление III главы и остальных глав диссертацииПрезентация оставшихся написанных глав (или главы) магистерской диссертации. Их (ее) обсуждение и корректировка с учетом полученных замечаний.
- Представление заключения, выводов, прогнозов, сформулированных в исследованииПрезентация ключевых результатов и выводов, полученных и сформулированных в ходе магистерского исследования. Получение рекомендаций и замечаний к предзащите.
- Прохождение предзащиты магистерской диссертацииПолучение допуска или недопуска к защите магистерской диссертации.
- Актуальность и новизна исследованияОбзор предложенных актуальности и новизны в работах студентов. Возможные источники актуальности. Практическая и теоретическая актуальности. «Масштабы» практической актуальности. Различия между актуальностью и новизной. Источники новизны (данные, методы, теории или совмещение).
- Исследовательская проблемаОбзор поставленных проблем в работах студентов. Способы постановки проблемы: анализ литературы, размышления об актуальной действительности, перцепция наработок «соседних» дисциплин, поиск связей между явлениями, традиционно анализируемыми сепаратно, скептицизм об очевидном («здравом смысле»), сравнение эмпирики и теории.
- Исследовательский вопрос и его типыОбзор поставленных вопросов в работах студентов. Нежелательные вопросы. Что-вопросы, как-вопросы и почему-вопросы и их задачи.
- Гипотеза и ее задачиОбзор предложенных гипотез. Виды гипотез в социальных исследованиях (простая, сложная, рабочая, нулевая, статистическая, альтернативная, логическая). Необходимость и задачи гипотезы (теоретические, методологические, практические).
- Исследовательские процедурыСмысл и задачи категоризации, операционализации, апробации и интерпретации.
- Стратегия исследования и ее видыОпределение стратегии исследования. Индуктивная, дедуктивная, ретродуктивная, абдуктивная стратегии.
- Инструменты научного исследованияКонцепт (понятие), категория, теория, парадигма. Заимствование и операционализация уже существующих инструментов и разработка собственных.
- Структура исследования и ее необходимые элементыОбзор и проверка существующих структур работ студентов. Обязательные элементы текста исследовательской работы и их порядок, оформление.
- Теоретико-методологический плюрализм и место исследования в немТеории международных отношений и теории европейской интеграции. Связь метода и теории в европейских исследованиях. Размещение исследования в комплексе теорий и подходов.
- Самооценка полученных результатов и планирование дальнейших исследованийЧто, зачем и как удалось изучить. Получено ли новое спекулятивное знание. Возникшие вопросы по результатам исследования. Возможные тематики исследований при написании ВКР.
- Научный методНаучное исследование. Принципы применения научного метода. Дуализм методологии в европейских исследованиях (трансатлантический или качественно-количественный методологический разрыв). Методологические особенности политических, социальных наук и науки о международных отношениях.
- Исследуемость темы и ограничения.Условия исследуемости темы. Условия возможности ответить на исследовательский вопрос. Возможные практические, методологические и теоретические ограничения. Временные и пространственные ограничения. Противоречия между стереоскопичностью и исследовательским фокусом.
- Поиск, отбор, анализ эмпирических данныхОпределение эмпирических данных. Отличие эмпирических данных от научно-исследовательской литературы. Источники эмпирических данных. Условия релевантности эмпирических данных. Принцип организованного скептицизма по отношению к эмпирике.
- Связь теорий европейской интеграции, исследовательских методов и эмпирических данныхТеории, приемлющие качественные методы. Качественные методы и релевантные эмпирические данные. Теории, приемлющие количественные методы. Количественные методы и релевантные эмпирические данные. Возможность смешанной методологии.
- Качественные методыВиды качественных методов. Ограничения качественных методов. Потенциал и задачи качественных методов. Совместимость тематики, вопроса, проблемы исследования и качественных методов.
- Количественные методыВиды количественных методов. Ограничения количественных методов. Потенциал и задачи количественных методов. Совместимость тематики, вопроса, проблемы исследования и качественных методов.
- Интерпретация результатов анализаТеория и итоги исследовательской работы. Поиск нарративов для интерпретации. Поиск причинно-следственных связей для интерпретации. Интерпретация и новое знание. Интерпретация и возможность дальнейших исследований. Интерпретация и генерализация. Ограничения генерализации.
- Презентация гипотезы и плана исследованияРезультаты исследовательской работы студента в 1, 2 модулях текущего учебного курса. Тема, научный руководитель, вопрос, проблема, теория, гипотеза и т.д. исследования.
- Написание обзора эмпирических данных по теме исследованияВозможные источники эмпирических данных. Почему именно эти данные позволят ответить на исследовательский вопрос, разрешить цель и задачи исследования.
- Написание обзора литературы по теме исследованияБазы исследовательской литературы. Существующие научные дискуссии, близкие к тематике исследования. Стороны, их аргументы, методы, данные в зафиксированных дискуссиях. Место исследования в этих дискуссиях.
- Презентация итоговых результатов исследованияПоставленные вопрос, проблема, цель, задачи и пр. Выполнение поставленных цели и задач, общие итоги. Новое спекулятивное знание. Рекомендации и прогнозы. Перспективы дальнейших исследований.
- Общие требования к дизайну и структуре работыОсобенные требования к теме, объекту, предмету, теории и пр. в рамках европейских исследований и в рамках магистерской программы "Международные отношения: европейские и азиатские исследования". Обязательные формальные элементы магистерской диссертации.
Элементы контроля
- Работа на семинарских занятиях
- Написание краткого обзора эмпирических данных по теме исследования
- Написание краткого обзора литературы по теме исследования
- Презентации отдельных элементов исследовательского дизайна.
- Предзащита магистерской диссертацииЭкзамен проводится в устной форме. Экзамен проводится на платформе Zoom (https://www.zoom.us/). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи
- Работа на семинарских занятиях
- Представление промежуточных результатов исследований
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (1 модуль)0.2 * Написание краткого обзора литературы по теме исследования + 0.2 * Написание краткого обзора эмпирических данных по теме исследования + 0.4 * Презентации отдельных элементов исследовательского дизайна. + 0.2 * Работа на семинарских занятиях
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.5 * Предзащита магистерской диссертации + 0.3 * Представление промежуточных результатов исследований + 0.2 * Работа на семинарских занятиях
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Beckers, S., Steliaros, M., & Thomson, A. (2004). Bias in European Analysts’ Earnings Forecasts. Financial Analysts Journal, 60(2), 74–85. https://doi.org/10.2469/faj.v60.n2.2611
- Лебедева М.М - Мировая политика. (Бакалавриат) - КноРус - 2020 - 254с. - ISBN: 978-5-406-07470-1 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/932579
- Лебедева М.М. - Мировая политика (для бакалавров) - КноРус - 2016 - 253с. - ISBN: 978-5-406-05018-7 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/917926
- Лебедева М.М. - Мировая политика (для бакалавров) - КноРус - 2018 - 253с. - ISBN: 978-5-406-06044-5 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/926535
- Методы политических исследований : учеб. пособие для вузов, Боришполец, К. П., 2005
Рекомендуемая дополнительная литература
- Ачкасов В. А., Ланцов С. А. - МИРОВАЯ ПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 483с. - ISBN: 978-5-534-10418-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/mirovaya-politika-i-mezhdunarodnye-otnosheniya-430000
- Батюк В. И. - ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 483с. - ISBN: 978-5-534-00346-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-mezhdunarodnyh-otnosheniy-432991
- Батюк В. И. - ИСТОРИЯ: МИРОВАЯ ПОЛИТИКА. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 256с. - ISBN: 978-5-534-10207-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-mirovaya-politika-442452
- Батюк В. И. - МИРОВАЯ ПОЛИТИКА. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 256с. - ISBN: 978-5-534-00372-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/mirovaya-politika-433675
- Дробот Г. А. - МИРОВАЯ ПОЛИТИКА 3-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 232с. - ISBN: 978-5-534-11789-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/mirovaya-politika-447361