• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Научно-исследовательский семинар "Речь стихотворная и речь прозаическая: современные методы сравнительного анализа"

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Кто читает: Департамент истории и теории литературы
Когда читается: 3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 62

Программа дисциплины

Аннотация

Просмотр программы Аннотация Цель освоения дисциплины Планируемые результаты Содержание учебной дисциплины Текущий контроль Промежуточная аттестация Программное обеспечение Особенности организации дисциплины ... Пользователи Аннотация Студенты получают также представление о современных цифровых методах исследования структуры поэтического текста, о лингво-статистическом анализе метрики и ритмики стиха, знакомятся с рядом научных работ в этой области.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с особенностями стиха на фоне прозы.
  • Освоение современных методов изучения структуры стихотворной и прозаической речи на разных языках, освоение базового понятийного аппарата, применяющегося в отечественной и мировой науке о стихе.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает предмет, направления, понятий аппарат, знает историю возникновения и развития стиховедения, проблематику предмета
  • Имеет представление об особенностях стихотворной речи на фоне прозы
  • Понимает отличие метра от ритма и особенности ритмики стиха на фоне прозы
  • Имеет представление о современных направлениях в стиховедении и о различных методиках анализа текста в разных литературных традициях
  • Умеет работать с текстовыми корпусами, информационными системами в гуманитарных науках.
  • Умеет наводить статистику по поэтическим корпусам текстов.
  • Умеет строить профили ударности по статистическим параметрам текста и распределению ритмических форм. Имеет представление о методах DH.
  • Умеет анализировать ритмическую семантику текста и выявлять ее связь с художественной и лексической семантикой
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Стих и проза: введение в проблематику и история вопроса
    Введение в проблематику. История вопроса. Параметры разделения стиха и прозы. Пограничные формы. Метр. Русская традиция исследования ритмики стиха. Западноевропейские источники ее формирования. Влияние русской традиции на западноевропейское и американское стиховедение.
  • Структура стихотворной речи
    Особенности стихотворной речи, ее структура. Принципы организации стиха. Краткий очерк истории формирования стихотворной речи. Метр и ритм. Изучение вопроса о соответствии и несоответствии метра и ритма. Пропуски метрических ударений, спондеи, случаи переакцентуации. Рифма и ее история. Строфика. Этапы эволюции западно-европейского и славянского стиха.
  • Метрика и ритмика
    Анализ метрических структур стихотворной речи и приемов их просодической реализации. Ритм стиха и ритм прозы. Лингвистика стихотворного текста. Ритмика прозы поэта. Речевая модель русских классических метров. Теория ритма в стиховедении и ее применение в практических исследованиях.
  • Современные направления в метрике и методы анализа
    Углубленный анализ понятия «метр». Критическое чтение современный работ по теории метра. В частности, предполагается анализ работ М.Л. Гаспарова, М.А. Красноперовой, М. Халле и др. Сопоставление теоретических взглядов на проблему метра в разных языках. Анализ современных работ по просодии. История формирования и особенности так называемой петербургской школы стиховедения. Критическое отношение к термину «петербургское стиховедение». Исследование некоторых работ, типичных для представителей данной «школы». Освоение методов анализа стиха и прозы.
  • Работа с поэтическими корпусами
    Изучение существующих компьютерных поэтических корпусов на разных языках. Опыт работы с ними. Традиции русской стиховедческой школы и компьютерные технологии. Методы статистической обработки текстов и анализ структур. Наведение статистики по корпусам.
  • Ритмика стиха по статистическим параметрам
    Опыт анализа стиха на основе имеющихся данных. Разбор текстов. Чтение и анализ научных статей, посвященных анализу конкретных стихотворных произведений. Сопоставление данных.
  • Ритмические формы и профили ударности
    Исследование различных ритмических форм в рамках одного и того же метра. Наблюдение о распределении ритмических форм конкретных текстов (на разных языках). История применения профиля ударности к анализу стиха. Закон регрессивной акцентной диссимиляции как универсальный для разных языков. Анализ ритмики стиха на основе распределения слогоударных конфигураций (ритмических форм). Построение профиля ударности. Анализ полученных данных.
  • Связь ритмики и семантики
    Лингвистическая семантика и просодия. Изучение роли ритма в художественном тексте. Анализ ритмических эффектов и их семантики. Связь ритмических эффектов с семантикой художественного текста.
  • Типология родственных поэтических систем на разных языках
    Типологическое описание в стиховедении. Общие черты и отличия. Компьютерный анализ родственных поэтических систем по текстовым параметрам. Опыт изучения типологии ямбической версификации на разных языках.
  • Компьютерное стиховедение, моделирование и цифровые технологии
    Компьютерные методы в моделировании ритмики метрически организованных текстов. Реконструктивное моделирование стихосложения. Модель порождения и восприятия ритмических структур стихотворного текста. Современные методики DH в стиховедении. Опыт компьютерной обработки текста и построения когнитивных моделей анализа ритмических эффектов с использованием нейронной сети.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинрах
    Предусмотрена дистанционная форма работы на семинарах, в частности, подготовка докладов по темам, предложенным преподавателем.
  • блокирующий Устный доклад
    Предусмотрена форма представления доклада онлайн и его дистанционное обсуждение.
  • неблокирующий Работа на семинрах
    Предусмотрена дистанционная форма работы на семинарах, в частности, подготовка докладов по темам, предложенным преподавателем.
  • блокирующий Устный доклад
    Предусмотрена форма представления доклада онлайн и его дистанционное обсуждение.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.5 * Работа на семинрах + 0.5 * Устный доклад
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Федотов О.И. - Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха : в 2-х кн. Кн. 1 : Метрика и ритмика - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - 362с. - ISBN: 978-5-89349-311-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/109588
  • Федотов О.И. - Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха : в 2-х кн. Кн. 2 : Строфика - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - 486с. - ISBN: 978-5-89349-365-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/109589

Рекомендуемая дополнительная литература

  • - Правила пиитические, о стихотворении российском и латинском - Издательские архивы - 1790 - 181с. - ISBN: - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/913396
  • Стихотворный текст: междисциплинарная интерпретация : монография / Л.Н. Синельникова. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 267 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/monography_5bf2857d4ef7c7.78706997. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/991858