Магистратура
2020/2021
Методология и методы исследований в социологии
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Комплексный социальный анализ)
Направление:
39.04.01. Социология
Кто читает:
Департамент социологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Климова Айгуль Маратовна
Прогр. обучения:
Комплексный социальный анализ
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
56
Программа дисциплины
Аннотация
В курсе “Методология и методы исследований в социологии” рассматриваются основные методологические и методические проблемы, возникающие при планировании и проведении социологического исследования на уровне подготовки аспиранта, включающие в себя вопросы методологической рефлексии. Курс решает задачи освоения теоретических знаний и практических навыков, необходимых для постановки исследовательской проблемы на уровне разработка собственного диссертационного исследования в аспирантуре, способов проведения эмпирического исследования, анализа и интерпретации данных на уровне современных стандартов эмпирического социологического исследования. В курсе уделяется внимание рассмотрению как метода массовых опросов и количественных исследований, так и методу интервью и качественного анализа текстовых данных. Приводится продуктивный опыт стандартизации опросных процедур, предпринятый Американской ассоциацией исследователей общественного мнения. Рассматриваются проблемы в вопросно-ответной коммуникации. Наряду традиционными методами массовых опросов, детально анализируются возможности и практика применения в социологических исследованиях экспериментов. В качественной методологии внимание уделяется разным коммуникативным аспектам в ходе сбора полевых данных, дается обзор компьютерных программ и методологических подходов для анализа качественных данных. Таким образом, в ходе курса конструируется общая рамка проведения социологического исследования, оценка качества данных и возможности анализа данных.
Цель освоения дисциплины
- сформировать необходимые знания, навыки и умения в части проведения социологического исследования на уровне как участника, так и инициатора, организатора исследовательского проекта
Планируемые результаты обучения
- Умение рассматривать социологический опрос в рамках методологического подхода «общей ошибки исследования» (total survey error). Знание ошибок охвата, выборки, неответов и измерения.
- Умение проводить конфирматорный факторный анализ.
- Умение измерять валидность и надежность социологических данных
- Умение оценить ошибку измерения в социологических опросах
- Умение составлять социологический инструментарий
- Умение тестировать социологический инструментарий
- Умение проводить мета-анализ
- Умение использовать техники машинного обучения для анализа данных
- Умение разработать дизайн экспериментальных опросов
Содержание учебной дисциплины
- Базовые понятия методологии. Массовые опросы.История развития массовых опросов. Методы социологического исследования: общий обзор. История становления методов социологического исследования со времени институционализации области методов. История развития массовых опросов. Методологический подход «общих ошибок опроса» (total survey error): цели, задачи, преимущества и ограничения данного подхода. Измерение: от конструкта к объекту. Репрезентативность: от идеальной генеральной совокупности к ответам. Расчёты ошибки охвата и ошибки неответов.
- Валидность и надежность данных.Переход от латентного конструкта к наблюдаемым переменным. Определение и типология валидности. Измерение валидности. Надежность, типология надежности. Измерение надежности.
- Конфирматорный факторный анализ. Латентно-структурный анализ.Основы латентно-структурного анализа. Конфирматорный факторный анализ.
- Сенситивные вопросы. Эффект интервьюера.Сенситивные вопросы. Социально одобряемые ответы. Эффект интервьюера. Основные теоретико-методологические модели, объясняющие смещения. Наблюдаемые характеристики интервьюера, оказывающие систематические смещения. Ожидания интервьюера и их влияние на ответы. Возможности уменьшения влияния интервьюера. Управление работой интервьюеров. Обучение, практическая подготовка и контроль за работой интервьюеров.
- Ответы респондентов на вопросы исследователя: когнитивная нагрузка и когнитивные процессы.Когнитивная нагрузка на респондента. Понимание вопроса, оценка и ответ респондента. Про-блемы в вопросно-ответной коммуникации. Вспоминание информации. Стратегии уменьшения вероятности ошибок в воспоминаниях. Поисковые сигналы в поведенческих и установочных вопросах. Стратегии уменьшения когнитивных усилий.
- Инструментарий. Тестирование инструментария.Общие правила конструирования опросников. Требования к формулировке вопросов. Тестиро-вание инструментария. Методы тестирования инструментария. Когнитивные интервью.
- Мета-анализ.Определение мета-анализа. Мета-анализ и систематический обзор. Зачем нужен мета-анализ? Преимущества и критика. Процедура проведения мета-анализа. Расчёт значения эффекта. Коэффициент корреляции Пирсона. Стандартизованная разница средних. Отношение шансов, отношение рисков. Fixed- effect vs. random-effects models.
- Эксперименты. Факторные опросы.Планирование эксперимента. Экспериментальные планы. Факторные опросы. Дизайн факторных экспериментов. D-оптимальный дизайн. Полевые эксперименты.
- Анализ текстовой информации и введение в машинное обучение.Частотный анализ. Коллокации. Конкорданс. Лексическое разнообразие. Индекс удобочитаемости. Предварительная обработка текстов. Матрица терминов-документов. Обучение с учителем. Обучение без учителя.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.25 * Активность на занятиях + 0.3 * Домашняя работа №1 + 0.35 * Домашняя работа №2 + 0.1 * Посещение
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Как люди отвечают на вопросы : применение когнитивного анализа в массовых обследованиях, Садмен, С., 2003
- Как правильно задавать вопросы: введение в проектирование массовых обследований, Садмен, С., 2005
- Методы социологического исследования : учеб. пособие для вузов, Девятко, И. Ф., 2009
Рекомендуемая дополнительная литература
- Rosenthal, R., & DiMatteo, M. R. (2001). META-ANALYSIS: Recent Developments in Quantitative Methods for Literature Reviews. Annual Review of Psychology, 52(1), 59. https://doi.org/10.1146/annurev.psych.52.1.59