Бакалавриат
2020/2021![Цель освоения дисциплины](/f/src/global/i/edu/objectives.svg)
![Планируемые результаты обучения](/f/src/global/i/edu/results.svg)
![Содержание учебной дисциплины](/f/src/global/i/edu/sections.svg)
![Элементы контроля](/f/src/global/i/edu/controls.svg)
![Промежуточная аттестация](/f/src/global/i/edu/intermediate_certification.svg)
![Список литературы](/f/src/global/i/edu/library.svg)
Конфликтология
Статус:
Курс обязательный (Реклама и связи с общественностью)
Направление:
42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
3-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
В рамках данной дисциплины студент знакомится с теоретическим обзором по проблематике и феноменологии конфликта, изучает взаимодействие людей в конфликтных ситуациях, осваивает переговорные модели разрешения конфликтов, а также теорию и практику оказания психологической помощи при возникновении и разрешении конфликтов. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: 1. Знать основные направления и периоды становления отечественной и зарубежной конфликтологии. 2. Знать общенаучные и частные принципы изучения конфликтов. 3. Знать основные виды конфликтов и их особенности, специфику конфликтов в рекламной деятельности 4. Знать основные стадии переговорного процесса 5. Иметь навыки ситуационного анализа конфликта. 6. Иметь навыки эффективного поведения в конфликтной ситуации Место дисциплины в структуре образовательной программы Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин базовой профильной части. Изучение данной дисциплины основывается на следующих дисциплинах: • Психология. Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: 1. Знания базовых психологических теорий и направлений. 2. Знание сторон, видов, особенностей общения. 3. Знание специфики группового взаимодействия. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: 1. Внутренние коммуникации. 2. Культура и коммуникации. 3. Выпускная квалификационная работа.
Цель освоения дисциплины
- Ознакомление студентов с историей зарождения и развития конфликтологии как научной и практической дисциплины
- Ознакомление студентов с методологическими принципами и методами анализа конфликтов
- Ознакомление студентов с особенностями различных видов конфликтов
- Ознакомление студентов с основами переговорного процесса
- Овладение студентами умениями анализировать конфликтные ситуации
- Овладение студентами умениями по осуществлению различных видов деятельности по управлению конфликтами, конфликтами в области рекламы
Планируемые результаты обучения
- Студент способен проанализировать причины и содержание конфликтов с позиций различных теорий
- Студент знает основные виды конфликтов и их особенности
- Студент способен анализировать динамику конфликта и возможности разрешения конфликтной ситуации в зависимости от периода развития
- Студент знает признаки, объективные и психологические составляющие, функции межличностных конфликтов
- Студент способен анализировать различные виды конфликтогенов, блокировать эскалацию межличностных конфликтов, осуществлять эффективное взаимодействие в условиях «втягивания» в конфликт
- Студент знает причины возникновения различных конфликтов в организации. Владеет способами разрешения конфликтов. Способен выявить причины актуальных конфликтов в рекламных агентствах.
- Студент знает опорную схему анализа конфликтной ситуации. Определяет стратегии поведения в конфликтной ситуации. Знает правила по разрешению конфликтов
- Студент определяет личностные особенности поведения в конфликте. Знает типы конфликтных личностей. Анализирует регуляторы конфликтного взаимодействия – ситуационный контекст, психологические ориентации участников, социально-перцептивные регуляторы. Имеет навыки эффективного общения и рационального поведения в конфликте
- Знает особенности конфликтов в области рекламы, причины их возникновения. Владеет навыками разрешения конфликтов в области рекламы.
- Студент знает формы проявления стресса, причины его возникновения, особенности профессиональных стрессов. Способен анализировать динамику стрессовых состояний. Владеет методами оптимизации уровня стрессов
- Студент знает психологические основы переговорного процесса, методы убеждения, способен осуществлять контрманимуляцию
Содержание учебной дисциплины
- История становления конфликтологииОтечественная конфликтология и ее отрасли. Основные периоды становления отечественной психологии конфликта. Проблема конфликта в зарубежной конфликтологии. Основные направления исследований в ХХ веке. Объектно-предметное поле современной конфликтологии.
- Классификация конфликтов и особенности их динамикиБазисная типология конфликтов. Основные психологические классификации конфликтов. Периоды и этапы в развитии конфликта. Возможности управления конфликтом в зависимости от периода его развития.
- Межличностный конфликт: теоретический и практический аспектыПризнаки, механизмы эскалации конфликта. Участники, объект, предмет, условия конфликта. Психологическая сторона конфликта. Диалектика конфликта. Анализ условий вступления в межличностный конфликт. Правила поведения.
- Конфликты на работеПричины конфликтов «руководитель-подчиненный». Условия и способы предупреждения «конфликтов по вертикали». Разрешение конфликтов между руководителем и подчиненным. Конфликты по «горизонтали» (причины, способы разрешения). Особенности моббинга на работе. Методы его преодоления. Инновационные конфликты в организациях. Причины конфликтов в рекламных агентствах.
- Стратегии поведения в конфликтеДвухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии К. Томаса и Р. Киллмена. Характеристика основных стратегий поведения. Способы реализации стратегии. Рекомендации по использованию стратегий соперничества, сотрудничества, ухода, компромисса и уступки в различных ситуациях.
- Конфликтные личностиЛичностные причины возникновения конфликтов. Темперамент и акцентуации характера. Оценка поведения другого как недопустимого. Низкий уровень конфликтологической компетентности. Завышенный или заниженный уровень притязаний.
- Развитие стресса как следствие конфликтаПонятие и формы проявления стресса. Динамика стрессовых состояний. Причины возникновения психологического стресса. Особенность профессиональных стрессов. Методы оптимизации уровня стрессов.
- Конфликты в области рекламыВоздействие рекламы на людей разного возраста. Приемы детской рекламы. Влияние рекламы на возникновение детско-родительских конфликтов. Неэтичная реклама как причина межгруппового конфликта. Гендерные проблемы рекламы.
- Уверенное поведение на переговорахОсновные подходы к изучению переговоров в современной психологии. Функции и содержание переговорного процесса. Характеристика основных стратегий в переговорных процессах. Методы убеждения. Манипуляции в конфликте. Понятие «манипуляция» и ее виды. Характеристики манипуляций. Издержки манипулятивных отношений.
Элементы контроля
- Работа на семинарских занятиях
- Задание для самостоятельной работы 1. Анализ теоретических источников по проблеме
- Задание для самостоятельной работы 2. Ситуационный анализ конфликта
- Тесты
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.1 * Задание для самостоятельной работы 1. Анализ теоретических источников по проблеме + 0.1 * Задание для самостоятельной работы 2. Ситуационный анализ конфликта + 0.5 * Работа на семинарских занятиях + 0.3 * Тесты
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Конфликтология : [учебник], Анцупов А.Я., Шипилов А.И., 2008
- Конфликтология в схемах и комментариях : учеб. пособие, Анцупов А.Я., Баклановский С.В., 2006
- Конфликты на работе : искусство преодоления разногласий, Клок, К., 2013
- Организационный стресс : теории, исслед. и практ. применение, Купер, К. Л., 2007
- Психология конфликта и переговоры : учеб. пособие для вузов, Хасан, Б. И., 2003
- Психология рекламы, Лебедев-Любимов, А. Н., 2006
- Цветков, В.Л. Психология конфликта. От теории к практике: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / В.Л. Цветков. — М. : ЮНИТИ-ДАНА,2017. - 183 с. - ISBN 978-5-238-02360-1. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028645
Рекомендуемая дополнительная литература
- Барьеры общения, конфликты, стресс..., Лупьян, Я. А., 1986
- Бунтовская Л. Л., Бунтовский С. Ю., Петренко Т. В. - КОНФЛИКТОЛОГИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2018 - 144с. - ISBN: 978-5-534-08403-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/konfliktologiya-424940
- Гуревич П. С. - СОЦИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ РЕКЛАМЫ В 2 Т. ТОМ 1 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2018 - 289с. - ISBN: 978-5-534-09048-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociologiya-i-psihologiya-reklamy-v-2-t-tom-1-427984
- Д.Фройнд - Переговоры каждый день: Как добиваться своего в любой ситуации - Альпина Паблишер - 2013 - ISBN: 9785961431315 - Текст электронный - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/343
- Как преодолевать стрессы, Мишин, Г. И., 2003
- Кашапов М. М. - ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2018 - 206с. - ISBN: 978-5-534-07133-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-konflikta-421935
- Переговоры без поражения. Гарвардский метод, Фишер, Р., 2006
- Переговоры особого назначения : курс агентуры по завоеванию клиента, Деревицкий, А. А., 2005
- Преодолевая "нет", или Переговоры с трудными людьми, Юри, У., 1993
- Социальная конфликтология : учеб. пособие для вузов, Соколов, С. В., 2001
- Социально-организационный подход в исследованиях феномена стресса на работе (на примере работнико... : дис. ... канд. социологических наук : 22.00.01, Сережкина, Е. В., 2016
- Тренинг "Ресурсы стрессоустойчивости", Монина, Г. Б., 2009