Магистратура
2020/2021
Развитие системных техник от классики к современности
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Системная семейная психотерапия)
Направление:
37.04.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
2-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Будинайте Гражина Леонардовна,
Варга Анна Яковлевна,
Коган-Лернер Лина Борисовна,
Панов Максим Константинович
Прогр. обучения:
Системная семейная психотерапия
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
28
Программа дисциплины
Аннотация
Программа направлена на дальнейшее развитие навыков и знаний системного терапевта, полученных студентами в ходе обучения в МП "Системная семейная психотерапия". В ней проводится просмотр видеозаписей терапевтических сессий заметных представителей основных школ классической и современной системной терапии. Обсуждаются варианты работы по особым проблемам и запросам семьи - таким, как секрет в семейной системе, депрессия одного из членов семьи и других. Обучение протекает в форме профессиональных групповых дискуссий по руководством опытных преподавателей практиков. Дисциплина также ставит задачу формирование общего видения обучающимися всего поля Системной семейной терапии, умения сопоставлять и соотносить специфику, представленных на этом поле подходов - классических и современнных.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины «Развитие системных техник от классики к современности » являются: 1) Углубление студентами магистерской программы «ССТ» понимания основных принципов и дальнейшее совершенствование владения методами и техниками работы как в классических, так пост-классических и неоклассических направлениях Системной семейной психотерапии
- Вслед за подготовкой, полученной студентами в дисциплинах, по каждому из этих направлений, студенты продолжают осваивать логику, основные принципы и техники работы преимущественно с помощью видеотренингов по этим направлениям психотерапии, а также в результате проведения обсуждений, дискуссий и углубленного чтения литературы по указанным направлениям.
- Наглядно представление возможностей каждого из школ и подходов ССТ в работе с конкретными запросами и «специальными» темами в семейной системе.
- Знание основных этических принципов и требований в работе психотерапевта.
Планируемые результаты обучения
- Понимать специфику направления. Быть знакомыми с образцами психотерапевтической работы как необходимыми ориентирами в работе. Иметь представление о путях развития и модификации изучаемых подходов.
- Понимать специфику каждого направления. Быть знакомыми с образцами психотерапевтической работы как необходимыми ориентирами в работе. Иметь представление о путях развития и модификации изучаемых подходов.
- Иметь общее представление о современном поле системной психотерапии, логике развития всего направления в целом.
- Иметь представление об основных этических аспектах и принципах в работе психотерапевта, Понимать специфику этических аспектов в работе с семьей; знать выработанные на сегодня в профессиональном сообществе как на международном, так и национальном уровне правила и нормы практики, супервизии, научных публикаций системного терапевта.
Содержание учебной дисциплины
- Раздел 1. Классические и неклассические направления и школы системной семейной психотерапии в работе со "специальными темами" .
- Тема 1. Семейная система с членом семьи, страдающим от депрессии.Вариант работы Института Аккермана.Терапевтическая работы с парой, где один или оба партнера переживают депрессивное состояние. Супружеская терапия с двумя командами специалистов, с использованием одностороннего зеркала (Пэгги Пэпп, Джеффри Сейбел, Глория Кляйн, Пол Файнберг). Роль гендерных различий в понимании и лечении депрессивных состояний. Преодоление и трансформация привычных гендерных стереотипов поведения и реагирования - особенности и приемы терапевтической работы, Собственная позиция психотерапевта,
- Тема 2. Вариант терапевтической работы с семьей со взрослыми детьми в Транс-генерационном подходе М. Боуэна.Представление и конкретные признаки для определения уровня дифференциации семейной системы; базовый треугольник в семейной системе и уровень проекции тревоги на ребенка; преобладающие паттерны «поглощения» тревоги. Позиция терапевта на сеансе в подходе М.Боуэна, терапевтические способы сохранения нейтральности.
- Тема 3. Использование генограмм в психотерапии семейных и супружеских проблем.Техника и организация процесса пошагового сбора исторической информации о семье клиента. Создания генограммы и контекстуализации проблемы клиента в рамках многопоколенной семейной системы. Изучение связи между проблемой клиента и проблемами расширенной и собственно родительской семьи. Работа с сопротивлением клиента и изменения первоначальных терапевтических гипотез в процессе сбора данных о семейной истории. Расширения контекста рассмотрения проблемы в рамках многопоколенной семейной системы.
- Тема 4. Работа с супружеской парой в стратегической системной терапии. Вариант стратегической системной терапии в работе с гомосексуальной парой.Первая сессии с парой, сочетание индивидуальной и совместной работы. Приемы установления контакта с клиентами в рамках подхода, помощь в осознании каждым каждым из пары последовательность действий, которые приводят к возникновению проблемы в отношениях. Обсуждение достижений пары. Использование техник рефрейминга, парадокса, применения терапевтических установок.
- Тема 5. Работа с семейными «секретами,» Вариант стратегической работы Института Аккермана.Стратегия психотерапевтической работы с «семейным секретом».. Показ и анализ видео сессии.
- Раздел 2. Трансформация и развитие системной классической психотерапии. Современное состояние подхода.
- Тема 6. Современное поле системной психотерапии. Основные характеристики всех школ ССП - классика и современность.Занятие направлено на суммацию и систематизацию представлений о всех направлениях. Обсуждаются особенности теоретических оснований, техник, построения терапевтического контакта, позиции терапевта, методов каждого из подходов.
- Тема 7. Трансформация и пути развития системной классической психотерапии.Видеозапись интервью ведущего методолога и исследователя ССП Линн Хоффман на тему "Личная история семейной терапии".
- Раздел 3. Этика психологического консультирования и психотерапевтической практики.Разносторонние этические аспекты работы психотерапевтов в различных контекстах, очные терапевтические сессии и кибер-консультирование, Профессиональные кодексы в других странах. Американской Ассоциации Консультантов (ACA), Американской Ассоциации Семейных Терапевтов (AAMFT), как один о из вариантов отражения этики терапевтической работы.
Элементы контроля
- Групповая дискуссия раздел 1
- экзамен
- групповая дискуссия
- эссе
- Групповая дискуссия раздел 1
- экзамен
- групповая дискуссия
- эссе