• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Модель человека в экономической науке

Статус: Курс по выбору (Экономика)
Направление: 38.03.01. Экономика
Когда читается: 4-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Мы рассмотрим, из каких представлений о природе человека исходят экономисты в своих теориях (не всегда отдавая себе в этом отчет). Это и есть модель человека в экономической науке. В рамках курса рассматривается история моделей человека, их различия у разных исследовательских подходов и в различных отраслях современной экономической науки. Другими темами курса являются методологический статус моделей человека, возможность их эмпирической проверки, а также опыт социологических обобщений и философско-этической рефлексии относительно «портрета» хозяйствующего субъекта. Курс дает возможность посмотреть на экономическую науку с «антропологической» точки зрения и рекомендуется тем, кому интересен широкий спектр междисциплинарных аспектов экономического знания (методологических, социальных, психологических, этических).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • изучение онтологических предпосылок о свойствах человеческой природы, из которых исходит экономическая наука. Эти предпосылки включают мотивацию человека, его интеллектуальные и информационные ресурсы.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • выявляет модель человека в любой области знания по ключевым признакам
  • Выделяет основные вехи эволюции модели человека, а также сравнивает её характеристики в разных экономических школах
  • Сравнивает модели человека по разным отраслям современной экономической науки
  • Сравнивает модели человека в различных концепциях экономической политики
  • сравнивает модели человека для существующих типов экономических укладов
  • обосновывает развитие модели человека через тенденции методологии и философии экономической науки
  • анализирует эволюцию этической составляющей модели человека на разных исторических этапах и в рамках конкурирующих философских систем
  • выявляет нормативные и этические элементы в модели человека, а также их взаимосвязь с критериями социальной справедливости
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Экономический человек – общая методологическая характеристика.
    Необходимость модели человека в общественных науках. Ее основные компоненты: мотивационный, информационный, когнитивный. Абстракции в общественных науках, их необходимость и условность. Экономический человек и модели человека в других общественных науках.
  • Историческая эволюция модели человека в экономической науке
    Экономический человек Смита и классической школы. Методологическое обоснование экономического человека Дж.С. Миллем. 2 канона в экономической науке. Противники экономического человека: историческая школа и Маркс. Маржиналистская революция – нарастание абстрактности экономической науки. Специфика Австрийской школы. Попытки синтеза двух канонов: Маршалл. Поведенческая экономика и ее споры о методе с неоклассической теорией.
  • Специфика моделей человека в различных отраслях экономической науки
    Модель человека в теориях предпринимательства (Маршалл, Найт, Мизес, Шумпетер), теории финансовых рынков, теории экономического цикла. Макроэкономический человек (Кейнс, монетаристы, новые классики, неокейнсианцы).
  • Модель человека для экономической политики
    Модель человека в кейнсианской политике. Модель человека для либеральной экономической политики. Политика «подталкивания», основанная на разработках поведенческой экономики.
  • Модель человека для экономической системы
    Две модели человека и два типа общества. Культура или институты – в чем ключ к экономическому развитию?
  • Модель человека в контексте экономической методологии
    Поиск объективного закона в экономическом познании. Рационализм и эмпиризм как двоякий критерий позитивного знания. Дихотомия позитивного и нормативного подходов в развитии экономической науки: их разделение и совмещение. Этапы и последствия развития позитивного метода в анализе экономического поведения: от Дж. С. Милля до риторического подхода.
  • Образ хозяйствующего субъекта в моральной философии: основные вехи
    Роль этики в структуре модели человека: проблема ценностей и мотивации агентов. История нормативного подхода в экономической мысли. Античная философия, раннее христианство, средневековая схоластика. Моральная философия Нового времени: раздвоение традиций – этический сенсуализм и утилитаризм. Роль и этапы реформации.
  • Этика и «экономический человек» в ХХ веке: разделение или сотрудничество?
    Содержание целевой функции экономических агентов: дихотомия объективного и субъективного подходов к полезности. Ценности, лежащие в основе нормативной экономической теории. Как согласовать рациональность и моральные обязательства? (Г.Стил, Р.Сагден, А.Сен). Общественная координация интересов: основания социальной справедливости (Дж.Ролз, Р.Дворкин, Дж. Рёмер, Р. Сагден, А. Сен).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий посещаемость лекций
    Баллы за посещаемость засчитываются при условии, что студент не спит, и не мешает слушать своим коллегам
  • неблокирующий письменное эссе
    При сдаче эссе позднее контрольной даты без уважительной причины, оценка выставляется с вычетом 10% за день просрочки (или 5% от 50%)
  • неблокирующий устный экзамен
  • неблокирующий посещаемость лекций
    Баллы за посещаемость засчитываются при условии, что студент не спит, и не мешает слушать своим коллегам
  • неблокирующий письменное эссе
    При сдаче эссе позднее контрольной даты без уважительной причины, оценка выставляется с вычетом 10% за день просрочки (или 5% от 50%)
  • неблокирующий устный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.5 * письменное эссе + 0.2 * посещаемость лекций + 0.3 * устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Richard H. Thaler. (2000). From Homo Economicus to Homo Sapiens. Journal of Economic Perspectives, (1), 133. https://doi.org/10.1257/jep.14.1.133
  • Sen, A. (2012). Values and justice. Journal of Economic Methodology, 19(2), 101–108. https://doi.org/10.1080/1350178X.2012.683601
  • Методология экономической науки или как экономисты объясняют, Блауг, М., 2004
  • Модель человека в экономической науке, Автономов, В. С., 1998

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Философия экономики : антология, , 2012
  • Экономическое мышление: философские предпосылки : учеб. пособие для вузов, , 2005