• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Основы кураторства и арт-критики

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Статус: Курс обязательный (Современное искусство)
Направление: 50.03.02. Изящные искусства
Кто читает: Школа дизайна
Когда читается: 3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 9
Контактные часы: 280

Программа дисциплины

Аннотация

Проект групповой выставки на одну из заданных тем, а также учатся описанию и анализу проектов друг друга. Проект групповой выставки должен иметь в своём составе концепцию, список художников и работ, план экспозиции и организации события, а также все элементы рекламной кампании.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • навык работы на всех этапах создания концепции групповой выставки на одну из заданных тем
  • студенты работают над видеоинсталляцией
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 3.1. Художник и куратор. Практики современного искусства (этап 1): комплексный персональный проект.
    В первом модуле студенты на основе самостоятельно выбранной темы формулируют и реализуют свой комплексныйперсональный выставочный проект в различных форматах личного высказывания автора (художественное исследование, серия плоских или объёмных работ, инсталляция, перформанс, видео, авторская книга и т.д.) сосредотачивая внимание на органичном сосуществовании художественного высказывания реализованного в различных медиа, которые показываются комплексно в едином пространстве. От студентов потребуется выработка принципов согласования отношений различных компонентов экспозиции, убедительное структурирование пространства художественного высказывания, чёткая концептуализация пластической системы и творческого метода.
  • 3.2. Художник и куратор. Практики современного искусства (этап 2): Site specific installation.
    Во втором модуле студенты исследуют и применяют на практике категорию сайт-специфичности в разработке курировании и реализации проектов вне специализированных экспозиционных площадок, и которые учитывают особенности (специфику) мест размещения (имплементации). В своих проектных решениях они должны учесть основные аспекты сайт-специфичности — точка зрения, культурный и бытовой контекст, регламент использования пространства экспонирования, масштаб и физические параметры места (цвет, материал, текстура, освешенность и пр.), технические параметры (наличие/отсутствие различных типов сетей, возможности использования различных типов крепежа и пр.).
  • 3.3.Художник и куратор. Практики современного искусства (этап 3): Мультидисциплинарный кураторский проект.
    В третьем модуле студенты разрабатывают и опционально реализуют мульти-дисциплинарный проект в котором выступают в роли кураторов, организаторов, продюсеров, соединяя визуальные искусства с театром, музыкой, кино, литературой, естественно научными и гуманитарными знаниями, инженерией и т.д. Проект либо демонстрируется в одном из выставочных залов / галерей Москвы, либо защищается в виде виртуальной модели с набором необходимой для реализации документации).
  • 3.4. Художник и куратор. Практики современного искусства (этап 4): Public art или художественная интервенция.
    В четвёртом модуле студенты осваивают принципы и приёмы реализации проектов для общественных пространств, в том числе для открытой городской среды. Вариант паблик-арт (произведение искусства для общественных пространств) Студенты изучают принципы проектирования и организации и реализации долговременных художественных проектов для общественных пространств. На базе полученных знаний создают свой собственный паблик-арт проект на базе технический заданий открытых конкурсов на создание произведения для общественных пространств. Состав презентации на просмотре: концепция проекта, визуализацию проекта в среде, планировочное решение, принципиальный чертёж инсталляции с экспликацией ключевых узлов, взрыв схема-инструкции по сборке инсталляции, визуализация сценариев взаимодействия публики с проектом в виде инфографики, смета проекта, календарный план реализации проекта), опционально: фото-регистрация реализованного проекта. Вариант стрит-арт (интервенция в городской среде) В четвёртом модуле студенты осваивают специфику художественных интервенций в городской среде — принципы и способы интерпретация контекста, проектирование реакции зрителей, диапазон и свойства материалов для временных художественных проектов, специфика монтажа и демонтажа временных проектов для городской среды.
  • 3.1.Медиа-арт.Книга как художественное высказывание
    Студенты знакомятся с феноменом книги в качестве медиума современного искусства, изучают основы типографики и разрабатывают проекты собственных книг. В процессе работы они осваивают принцип выбора формата и пропорций печатного издания, изучают особенности конструкции книги, понятия композиции полосы и разворота, простейшую рубрикацию. Изучают возможности шрифта как изобразительного материала, а также образно-выразительные возможности шрифта. На экзамен предоставляется физический макет книги (объем не менее 32 полос) и презентация в портфолио.
  • 3.2.Медиа-арт. Видеоинсталляция.
    В рамках этого модуля студенты осваивают экспозиционные и пространственные параметры медиума. Также осваиваются новые методы поиска и дальнейшей обработки видео контента. Особое внимание уделяется мультиэкранному монтажу, звуку и саунд-дизайну. На протяжении этого модуля студенты осваивают не только художественные, но и кураторские практики, понимают базовые принципы диалога в актуальном художественном поле, а также активно развивают собственный художественный язык за счет мультимедийных средств повествования, таких как анимация, инфографика, компьютерные игры и приложения, и др.
  • 3.3.Медиа-арт. Интернет-арт и интерактивный дизайн.
    История жанра интернет-искусства, формирование у студентов понимания прошлого, настоящего и будущего цифровой среды, изучение базовых практик цифрового дизайна и ведения проектов, освоение необходимого для работы инструментария. Разработка интерактивной среды, онлайн-среды или инсталляции по одному из предложенных сценариев.
  • 3.4.Медиа-арт. Интернет-арт и интерактивный дизайн. Кураторство выставочного проекта.
    Студенты знакомятся с азами кураторской практики в контексте системы искусства, с историей кураторства, его языка, этики и взаимотношений с глобальными и локальными художественными процессами.
  • 3.1. Кино и видео-арт.Сценарий игрового короткометражного фильма.
    В этому модуле студенты разрабатывают и пишут сценарий короткометражного фильма, своей курсовой работы за 3-ий курс. В ходе модуля студенты под руководством куратора разрабатывают идею фильма, затем пишут синопсис и поэпизодный план (тритмент). После утверждения тритмента пишут сценарий игрового короткометражного фильма. В данном модуле студенты знакомятся с киножанром "мелодрама". Студенты получат несколько режиссерских мастер-классов, в том числе по съемке постельных и любовных сцен. Выполнят два промежуточных задания. Первым является этюд, в ходе которого студенты отработают постановку разных актерских задач в рамках одной драматической ситуации. Вторым заданием станет киноэтюд "Любовная сцена" (3-5 минут, выкладывается в портфолио). Требования к промежуточному проекту 1. Обложка, описание 2. Кадры из этюда "Любовная сцена" (5-10 слайдов) 3. Видеоэтюд "Любовная сцена" (3-5 минут). Требования к итоговому проекту 10-15 слайдов: - обложка и аннотация фильма - синопсис (текст) - поэпизодный план (текст) - референсы и мудборд. Критерии оценивания смысловой части проекта - Оригинальность идеи и сюжета - Актуальность темы - Проработка персонажей - Логика повествования - Возможность реализации - Соответствие заявленному хронометражу (10-15 минут). Критерии оценивания визуальной части проекта - Качество обложки и мудборда - Единообразие и цельность стиля и верстки презентации - Литературная редакция синопсиса и поэпизодного плана.
  • 3.2. Кино и видео-арт. Постановочный проект игрового короткометражного фильма.
    Описание В этому модуле студенты готовят постановочный проект, в который входят: 1. литературный сценарий фильма, 2. раскадровка, 3. режиссерский сценарий (экспликация) 4. кастинг основных персонажей (видео) 5. состав киногруппы 6. эскизы костюмов, реквизита и декораций, 7. фотографии локаций, 8. смета производства, 9. календарно-постановочный план. В данном модуле студенты знакомятся с киножанром "экшен". Студенты получат несколько мастер-классов, в том числе по операторскому мастерству и работе художника-постановщика. Выполнят промежуточное задание - киноэтюд "Трюковая сцена" (1-3 минуты, выкладывается в портфолио). Требования к промежуточному проекту 1. Обложка, описание 2. Кадры из этюда "Трюковая сцена" (5-10 слайдов) 3. Видеоэтюд "Трюковая сцена" (1-3 минут). Требования к итоговому проекту 15-25 слайдов: 1. Обложка и аннотация фильма 2. Литературный сценарий фильма (текст) 3. Режиссерский сценарий (таблица) 4. Раскадровка одной сцены (3-5 слайдов) 4. Кастинг основных персонажей (3-5 слайдов + видео) 5. Эскизы костюмов, реквизита и декораций (1-3 слайда) 7. Фотографии локаций (3-5 слайдов) 8. Смета производства (таблица) 9. Календарно-постановочный план (таблица). Критерии оценивания смысловой части проекта - утвержденный литературный сценарий - готовность всех элементов постановочного проекта - укомплектованность съемочной группы. Критерии оценивания визуальной части проекта - Качество обложки и эскизов - Единообразие и цельность стиля и верстки презентации - Литературная редакция сценария - Качество визуальных решений режиссерского сценария.
  • 3.3. Кино и видео-арт. Съемка игрового короткометражного фильма.
    Работа режиссера с актерами во время репетиционного периода. Работа режиссера на съемочной площадке, монтаж трейлера игрового короткометражного фильма. Требования к промежуточному проекту 10-15 слайдов: - обложка и аннотация фильма - кадры с актерских репетиций (фото) - репетиции с актерами (видео 3-5 минут). Требования к итоговому проекту 10-15 слайдов: - обложка и аннотация фильма - кадры из отснятого материала (фото) - трейлер (видео 1-2 минуты). Критерии оценивания смысловой части проекта - наличие и качество отснятого материала фильма - выполнение календарного-постановочного плана. Критерии оценивания визуальной части проекта - соответствие трейлера отснятого материалу фильма - оригинальность трейлера - единообразие и цельность стиля трейлера - качество монтажа, звука и цветокоррекции трейлера - соответствие заявленному хронометражу (1-2 минуты). Другое Выставочный проект: да.
  • 3.4. Кино и видео-арт. Монтаж, постпродакшен и выпуск игрового короткометражного фильма.
    Работа с отснятым материалом и выбор дублей. Монтаж игрового фильма. Работа со звукорежиссером на постпродакшене: монтаж звука, сведение звука и саунддизайн игрового фильма. Работа с композитором. Компьютерная обработка, CGI. Работа с колористом игрового фильма. Титрование, работа с дизайнером шрифтов. Подготовка мастер-копий фильма (mp4, prores, dcp). В данном модуле студенты знакомятся с киножанром "саспенс/хоррор". Выполнят промежуточное задание - киноэтюд "Саспенс/хоррор" (1-3 минуты, выкладывается в портфолио). Требования к промежуточному проекту 1. Обложка, описание 2. Кадры из этюда "Саспенс/хоррор" (5-10 слайдов) 3. Видеоэтюд "Саспенс/хоррор" (1-3 минут). Требования к итоговому проекту 10-15 слайдов: - постер, финальное название и аннотация фильма - кадры из фильма (фото) - пресс-кит - игровой короткометражный фильм (видео 10-15 минут). Критерии оценивания смысловой части проекта - Оригинальность идеи и сюжета - Актуальность темы - Соответствие фильма утвержденному сценарию и постановочному проекту. Критерии оценивания визуальной части проекта - Соответствие заявленному хронометражу (10-15 минут) - Актуальность визуального языка - Оригинальность режиссерских приемов - Качество актерской игры - Композиция и динамика монтажа - Звуковое решение фильма - Качество цветокоррекции - Потенциал фильма. Другое Выставочный проект: да.
  • 3.1. Современная фотография. Практики современного искусства (этап 1): фотография и мультимедиа.
    на практике различные художественные и кураторские стратегии, работая под руководством таких художников, как Д. Гутов, Ю. Альберт, И. Нахова и др. Также учащиеся знакомятся с различными медиумами искусства, принципами организации художественного сообщения в материале и осваивают стратегии продвижения проектов. В результате под руководством преподавателя студенты создают различные произведения в современных жанрах искусства. Студенты профиля «Фотография и мультимедиа» работают в первую очередь с медиумом фотографии и мультимедиа. Первые два блока посвящены знакомству с медиумами современного искусства и их эстетикой.
  • 3.2. Современная фотография. Практики современного искусства (этап 2): фотография и мультимедиа.
    В рамках данной дисциплины студенты осваивают на практике различные художественные и кураторские стратегии, работая под руководством таких художников, как Д. Гутов, Ю. Альберт, И. Нахова и др. Также учащиеся знакомятся с различными медиумами искусства, принципами организации художественного сообщения в материале и осваивают стратегии продвижения проектов. В результате под руководством преподавателя студенты создают различные произведения в современных жанрах искусства. Студенты профиля «Фотография и мультимедиа» работают в первую очередь с медиумом фотографии и мультимедиа. Первые два блока посвящены знакомству с медиумами современного искусства и их эстетикой.
  • 3.3. Современная фотография. Практики современного искусства (этап 3): фотография и мультимедиа
    В рамках данной дисциплины студенты осваивают на практике различные художественные и кураторские стратегии, работая под руководством таких художников, как Д. Гутов, Ю. Альберт, И. Нахова и др. Также учащиеся знакомятся с различными медиумами искусства, принципами организации художественного сообщения в материале и осваивают стратегии продвижения проектов. В результате под руководством преподавателя студенты создают различные произведения в современных жанрах искусства. Студенты профиля «Фотография и мультимедиа» работают в первую очередь с медиумом фотографии и мультимедиа. В рамках третьего блока занятий студенты проводят исследование (research), предваряющее работу над проектом.
  • 3.4. Современная фотография. Практики современного искусства (этап 4): фотография и мультимедиа.
    В рамках данной дисциплины студенты осваивают на практике различные художественные и кураторские стратегии, работая под руководством таких художников, как Д. Гутов, Ю. Альберт, И. Нахова и др. Также учащиеся знакомятся с различными медиумами искусства, принципами организации художественного сообщения в материале и осваивают стратегии продвижения проектов. В результате под руководством преподавателя студенты создают различные произведения в современных жанрах искусства. Студенты профиля «Фотография и мультимедиа» работают в первую очередь с медиумом фотографии и мультимедиа.. В рамках четвертого блока занятий студенты создают эскиз проекта и артикулируют его идею.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий просмотр
  • неблокирующий посещаемость
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    Итоговая оценка=0,25*посещаемость¹*(0,2*промежуточная оценка+0,8*оценка комиссии на просмотре)+0,75*(0,2*промежуточная оценка+0,8*оценка комиссии на просмотре) Посещаемость – рассчитывается по следующей формуле (100% посещаемости -1; 10% посещаемости – 0,1).
  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Итоговая оценка=0,25*посещаемость¹*(0,2*промежуточная оценка+0,8*оценка комиссии на просмотре)+0,75*(0,2*промежуточная оценка+0,8*оценка комиссии на просмотре) Посещаемость – рассчитывается по следующей формуле (100% посещаемости -1; 10% посещаемости – 0,1).
  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    Итоговая оценка=0,25*посещаемость¹*(0,2*промежуточная оценка+0,8*оценка комиссии на просмотре)+0,75*(0,2*промежуточная оценка+0,8*оценка комиссии на просмотре) Посещаемость – рассчитывается по следующей формуле (100% посещаемости -1; 10% посещаемости – 0,1).
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    Итоговая оценка=0,25*посещаемость¹*(0,2*промежуточная оценка+0,8*оценка комиссии на просмотре)+0,75*(0,2*промежуточная оценка+0,8*оценка комиссии на просмотре) Посещаемость – рассчитывается по следующей формуле (100% посещаемости -1; 10% посещаемости – 0,1).
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Агратина Е. Е. - ИСКУССТВО ХХ ВЕКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 317с. - ISBN: 978-5-534-04737-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/iskusstvo-hh-veka-438189
  • Говорухина, Ю. А. Русская литературная критика на рубеже ХХ-ХХI веков [Электронный ресурс] / Ю. А. Говорухина. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. - 359 с. - ISBN 978-5-7638-2567-1.
  • Ильина Т. В. - ВВЕДЕНИЕ В ИСКУССТВОЗНАНИЕ 2-е изд. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 201с. - ISBN: 978-5-534-10029-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/vvedenie-v-iskusstvoznanie-429148

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Пол Дж. - Цифровое видео: Полезные советы и готовые инструменты по видеосъемке, монтажу и авторингу - Издательство "ДМК Пресс" - 2009 - 400с. - ISBN: 5-94074-360-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/1279